Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Дефектологии".
6.
Логопедия — отрасль коррекционной (специальной) педагогики , наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, определяющая закономерности и особенности обучения и воспитания на диагностической основе, меры профилактики, коррекции, абилитации, реабилитации, социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития (нарушениями речи, слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, ранним детским аутизмом, множественными нарушениями).
Концептуальные и теоретико-методологические основы логопедии. Современные концептуальные подходы к логопедии как науке. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии.
Теоретико-методологические основы логопедии. Значение для логопедии положения о диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного (Г. Гегель), культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.С. Выготский), концепции единства психики и деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Давыдов и др.), учения о соотношении общих и специфических закономерностей в развитии нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.).
Естественнонаучная
психофизиологическая основа логопедии
(П.К. Анохин, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, И.М.
Сеченов). Нейропсихологический и психолингвистический
аспекты речевой деятельности (Т.Б. Ахутина,
Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев,
А.Р. Лурия и др.). Многоуровневая структура
процессов декодирования (восприятия)
и кодирования (порождения) речевого высказывания.
Современные нейропсихологические и психолингвистические
исследования речевой функции и ее нарушений
и их учет в логопедии. Анатомо-физиологические
механизмы речи и основные закономерности
ее развития у ребенка. Дискуссионные
вопросы речевого онтогенеза и дизонтогенеза.
Современные тенденции исследования речевой
коммуникации и языковой способности
у детей с недоразвитием речи.
Психологические особенности лиц с нарушениями речи и их учет при построении коррекционного воздействия. Проблема повышения познавательной и речевой активности детей с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи