Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Дошкольной педагогике".
У ребенка первого
года жизни быстро развиваются функции
мозга, увеличивается
К концу первого года ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. Он начинает понимать речь, пользоваться первыми словами при обращении к близким взрослым, выполнять простые действия с игрушками. Развивается память, внимание, мышление. Общение со взрослым становится потребностью и ведущей деятельностью детей уже в первые месяцы жизни, источником их развития. Очень рано (на 3 месяце жизни) у малыша возникает интерес к другим детям. Он может подолгу рассматривать ребят или проявлять при их виде радость, а затем и подражает им.
Развитие ребенка первого года жизни осуществляется в определенной последовательности: все новые, более сложные умения формируются на основе простых. Овладение ребенком тем или иным умением происходит в разные возрастные сроки. При этом отмечаются периоды накопления и скачков, чем и обусловливается неравномерность рэзвития.
Быстрый темп и неравномерность разв
Рассмотрим подробнее каждый такой период.
Первые 3-4 недели жизни - наиболее ответственный в жизни ребенка. Здесь еще трудно выделить ведущие линии развития , но можно определить основные задачи воспитания : тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого и правильного ритма кормления, соответствующего состоянию
ребенка (7 раз через 3 часа или 6 раз через 3,5 часа — по рекомендации врача); формирование положительных и предупреждение возникновения отрицательных привычек (сосание пальцев, соски, укачивание на руках, в кроватке, беспорядочное кормление и др.).
С конца периода новорожденного надо формировать суточный ритм с концентрацией сна на ночь, а бодрствования — на день. Во время бодрствования у малыша поддерживают спокойное и активное состояние, вызывают слежение за движением предмета и формируют умение прислушиваться к звукам, его кладут на живот, побуждая приподнимать головку.
С конца периода новорож ден ности и до 2,5—3 месяцев увеличивается длительность бодрствования (до 1 —1,5 часа), формируется четкое чередование сна и бодрствования в течение дня. Во время бодрствования ребенок должен быть спокоен и активен. У него воспитывают положительное отношение к кормлению, укладыванию спать, гигиеническим процедурам.
Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Малыша учат следить за движущейся игрушкой или взрослым, сосредоточивать взгляд' на неподвижной, висящей над ним игрушке, на лице взрослого. Он прислушивается к звукам речи, пению взрослого, звучанию погремушки, на этой основе у него развивается речевой слух, умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями. Приобретенные умения способствуют спокойному и активному бодрствованию.
В этот период важно формировать ответные эмоционально-положительные реакции-основное условие своевременного физического и нервно-психического развития ребенка. Малыш учится проявлять радость в ответ на общение со взрослым. В конце первого - начале второго месяца жизни появляется первая ответная улыбка, а на третьем месяце формируются более сложные положительные эмоциональные реакции — «комплекс оживления». К 4 месяцам ребенок, радуясь, громко смеется, радостное состояние становится более выразительным, длительным, проявляется оно чаще, по различным поводам и уже может возникать без воздействия взрослого. Постепенно на пятом месяце «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоциональными реакциями.
До 3 месяцев такое эмоциональное реагирование на окружающее очень ценно, так как способствует проявлению двигательной и голосовой активности: у ребенка, когда он радуется, выпрямляются руки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, он как бы случайно наталкивается на предмет. Формированию «комплекса оживления» во многом способствует своевременное развитие зрительного и слухового сосредоточения. Наличие эмоционально-положительных ответных реакций свидетельствует о физиологической зрелости малыша (к 3 месяцам).
В первые 3 месяца жизни у ребенка появляются ответные голосовые реакции — гуканье, гуление, что важно для развития голосового аппарата, звуковой речи. Он овладевает первыми движениями в горизонтальном положении, у него развивается умение удерживать голову, лежа на животе: в 1 месяц приподнимает и непродолжительно удерживает голову, а к 3 месяцам он длительнс лежит на животе, высоко подняв голову, прогнувшись, опираясь на предплечья. К концу третьего месяца пытается держать голову и в вертикальном положении, находясь на руках у взрослого.
В возрасте от 2,5-3
до 5-6 месяцев существенно меняется
поведение малыша. К 6 месяцам он
может бодрствовать до 1,5-2 часов. Если
соблюдается правильный режим, у
ребенка формируется
Ведущим достижением на этом возрастном этапе является дальнейшее совершенствование зрительных и слуховых ориентировочных реакций (ориентировка в окружающем, на основе которой формируется понимание речи), сенсорного развития, движений, формируется более сложное поведение.
На четвертом месяце совершенствуются такие умения, как слежение за предметом или взрослым (другим ребенком), слуховое и зрительное сосредоточение на предмете в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются также зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи, развивается локализация звука в пространстве (способность находить взглядом источник звука — говорящего взрослого, звучащий предмет). Малыш может длительное время (до 1,5 часов) рассматривать привлекший его внимание предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка. Так закладываются основы способности наблюдать.
На четвертом-пятом месяце малыш пытается различать интонации обращенной к нему речи, мелодии (плясовую и спокойную), голоса знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека, отличать близких ему людей от незнакомых. К 5 месяцам он реагирует на новую обстановку, незнакомые условия: при виде чужих людей перестает улыбаться, длительно и напряженно их рассматривает, может и заплакать. Если с ним строго говорят, он хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство, находясь на руках у незнакомого человека, он тянется к маме. К 6 месяцам он узнает (по звучанию) свое имя. Все это свидетельствует об адекватном реагировании ребенка на окружающее, о восприятии им речи человека, что в дальнейшем благотворно влияет на развитие понимания им речи окружающих взрослых и на развитие своей речи.
Не менее важным достижением в жизни малыша от 3 до 5—6 месяцев является развитие движений руки. Сначала ребенок наталкивается на подвешенные над грудью игрушки, к 4 месяцам захватывает, ощупывает и рассматривает их, а к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук, как, например, схватывание: в 5 месяцев он четко берет игрушку из рук взрослого, в 6 месяцев поднимает ее, лежа на спине, на животе, на боку, держит и рассматривает игрушку, перекладывает из одной руки в другую, бросает ее. В этот период ему дают игрушки, удобные для захватывания. На основе этих движений развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт, а в дальнейшем, во втором полугодии, совершенствовать навыки приема пищи, развивать основные движения.
На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка.
К 5—6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т. е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слышит сам себя и начинает произносить звуки и слоги
повторно.
К концу первого
полугодия жизни ребенок
В этот период малыш проявляет интерес к разным игрушкам; звуками, движениями привлекает внимание взрослого к себе; настойчиво пытается приблизиться к привлекшему внимание предмету. Он часто радуется, занимаясь игрушками, смеется, издает звуки, пытается передвигаться. К «концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, проявлять активность.
В возрасте от 5 - 6 д о 9 - 10 месяцев у ребенка увеличивается длительность бодрствования до 2-2,5 часа, он переходит на режим с тремя периодами дневного сна по 2-1,5 часа.
При умывании протягивает руки к воде, с удовольствием умывается, проявляет активность при одевании и раздевании (поднимает ногу, протягивает руку, приподнимает голову и т.д.). После овладения умением садиться и сидеть ребенка приучают к пользованию горшком, формируя навык опрятности. Делают это тогда, когда возникает в этом потребность, т. е. после сна, в середине бодрствования и перед сном.
Во втором полугодии
ведущим достижением является развитие
движений и прежде всего овладение
ползанием. Темп и последовательность ра
К 7 месяцам ребенок уже может ползать, а в 8 месяцев он ползает много, быстро и в разных направлениях. Ползание существенно меняет поведение малыша, так как он становится еще более активным и самостоятельным, может приблизиться ко всему, что раньше было удалено от него. Это расширяет его кругозор, богаче становится жизненный опыт. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем. Оно положительно влияет на физическое развитие, формирование правильной осанки, профилактику развития плоскостопия. У ползающего ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи. Для развития ползания ребенок должен во время бодрствования находиться на ровном, твердом матраце (в кроватке, на тахте и пр.) или на огороженном пространстве пола. Здесь должны быть игрушки (мячи, шары и др.). Взрослый привлекает внимание малыша игрушкой, сопровождая действия речью, побуждает его подползти.