Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Дошкольной педагогике".
1.Предмет д.п., его
своеобразие. Современная д.п. изучает процесс
восп-ния и обучения дошкольников, его
цели, задачи, содержание, формы организации,
методы и приёмы и средства осуществления,
влияние этого процесса на развитие ребёнка
и на формирование его личности. Д.п.выполняет
и прикладную функцию, занимается разработкой
новых образовательных программ и технологий
обучения воспитания дош-ков. Д.п.играет
прогностич.роль – изучает перспективы
системы. дошк. образ-ния. На этой основе
создаются новые концепции воспитания,
разрабат-ся стандарты образ-ния, исследуются
особенности образоват.процесса в дошк.
учр-ниях разных видов, типов и профилей.
Д.п. имеет свой предмет своё содержание
т.к направлена на особый предмет воздействия
.Дошк-ник обладает своеобразием психолог.
и физ. развития. Особенности этого периода:1.период
обеспечивает общее развитие, которое
служит фундаментом для приобретения
в дальнейшим, любых знаний и навыков и
освоения разных видов дея-ти.2.Большая
пластичность нервной системы ребёнка,
что создаёт благоприятные условия для
воспитания и обучения.3. Конкретность
мышления детей.4.Повышеная эмоциональность
и впечатлительность.5.
2. Источники развития д.п. как науки. Источниками развития д.п. является: 1.народная пед-ка – это пед. опыт, сложившийся за всю историю существования народа. В народ. Пед-ке отражается культура народа, его идеалы, представление о том каким должен быть человек. Это доходит до нас через устное народное творчество (сказки, былины, игры, игрушки, традиции и обряды). 2.Религия – в библии отражены нормы поведения людей в соответствии с кодексом крестьянской морали (заповеди,мифы). Тысячелетия крестьяне воспитывали детей жить в соответствии с этими заповедями. 3.Пед. мысль прошлого- это теории и учения великих педагогов, просветителей, мыслителей. Их идеи оказали влияние на развитие пед. теории и практики. 4.Пед. практика- это опыт воспитания, обучения, образованиядетей, который сложился в разных странах, в отдельных дошкольных учр-ниях в индивид. деят-ти педагогов. 5.Специальные экспериментальные исследования- экспериментальной работой занимаются научно-исследовательские институты, она ведётся на кафедрах пед университетов, институтов развития образования и обогащают д.п. 6.Данные смежных наук. Используют данные дет. псх-гии, физиологии, этики и др.
3.Связь д.п. с другими науками, её место в системе пед. наук. Д.п. является частью возрастной пед-ки. Базовой научной дисциплиной является общая пед-ка. История педагогики изучает пед. идеи и системы педагогов-классиков. Раскрывает развитие пед. мысли. Этнопедагогика-отражает особенности, традиции, обычаи разных народов. Социальная пед-ка –изучает процесс социализации личности. Сравнительная пед-ка изучает воспитательные системы разных стран. Дефектология изучает специфику воспитания и обучения детей с особенностями психо-физического развития. Семейная пед-ка- особенности воспитания детей в семье. Коррекционная пед-ка- это наука об воспитании детей и взрослых с различными нарушениями в развитии. Пренотальная пед-ка- это наука о воспитании детей во внутриутробный период развития. Лечебная пед-ка- система воспитания, обучения часто болеющих детей. Методики дошк. образования конкретизируют дошк. педагогику. Разрабатывают содержание обучения детей в той или иной области знаний. Дошкольная пед-ка подразделяется на филосовские и педагогические науки. Философские науки делятся на естественные науки. Педагогические науки на психологические науки.
4.Белорусская народная педагогика, её традиции, принципы, средства и методы воспитания детей. Народная педагогика –это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, навыков и приёмов народа в области воспитания, отражённых в народном творчестве. Традиции –это свод обычаев, норм, правил поведения и взаимоотношений людей, передающихся из поколения в поколение. Народная педагогика появилась и развивалась, как результат необходимости передавать от поколения к поколению определённые трудовые знания, умения, и навыки. На протяжении многих веков народная педагогика накопила определённый опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Пед. идеи проявились в труд. деят-ти, в традициях, обычаях, праздниках, устном народном творчестве. На основе практического осуществления этих пед. идей формировалась своеобразная система народного воспитания. Пед. культура народа отчётливо выражается в народном творчестве. К основным средствам народной педагогики относятся: труд, устное народное творчество, игры, песни, танцы , традиции, обряды, обычаи. В народной педагогике можно выделить много методов воспитания: труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет, беседа, соревнование,, внушение, объяснение, клятва, торжественное обещание, общественное мнение.
5.Ор-ция и методы
научно-пед. исследования. Педагогическое исследование
— это сложный сознательный и целеустремленный
поиск путей совершенствования пед. процесса
с использованием определенного научного
аппарата, позволяющего сделать поискболееуспешным. Цель пед.исследования — раскрытие
закономерностей пед. явления, установление
реальных противоречий процессов воспитания,
обучения и развития и отражение их в теоретических
положениях. Раскрытие закономерностей
может осуществляться на различных уровнях.
Установлены три уровня исследования:
эмпирический,теоретический,
III этап. Теоретические выводы на основе
обработки и осмысления полученных фактов
и новыхзнаний.IVэтап.Оформление результатов научного
исследования.
Vэтап. Внедрение результатов исследования
в практику.
Все этапы исследования тесно
между собой связаны, каждый последующий
опирается и разрабатывается на базе предыдущего.
Каждому из них соответствует определенная
группаметодов. Метод исследования — это путь
ведения исследования, включающий в себя
ряд приемов От выбора и правильного использования
метода зависит получение истинных знаний.
Метод наблюдения — это планомерное изучение
пед. явления, в процессе которого исследователь
может видеть явление в целом или его отдельные
стороны. Наблюдение проводится по заранее
разработанному плану. Большое место в
педагогических исследованиях отводится
эксперименту. Эксперимент — это научно
поставленный опыт в области учебной или
воспитательной работы. Педагогический
эксперимент может охватывать небольшую
группу детей, всю группу или класс, детский
сад или школу. Метод беседы. Беседа —
непосредственное, живое общение с испытуемыми
при помощи заранее продуманных вопросов.
Она может быть индивидуальной и коллективной.
Метод беседы помогает выявить интересы
детей. Метод опроса. К этому методу относятся
анкеты и интервью Процесс воспитания
— сложное и многообразное явление, поэтому
задача заключается в том, чтобы исследовать
его целостно, используя комплексно различные
методы.