Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:19, шпаргалка
Ответы на вопросы к зачету/экзамену по "Педагогике".
Основные виды трудовой деятельности школьников
Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?
Широкое применение в школе находит, прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных.
Значительное место
в трудовом воспитании и обучении
занимает ручной труд в начальных
классах, занятия в учебных мастерских
в средних классах и учебно-
Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.
Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населённых пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.
Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с сознанием материальных ценностей.
Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учиться хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического коллектива, от его делания сделать труд действительным средством обучения и воспитания учащихся.
Стимулирование трудовой активности.
Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной трудовой деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обовью. Затем сфера трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку светов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание частоты в ванной и т.д. в лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать учителям. Когда ученику приходиться выполнять различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, по оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становиться интересным, что и способствует стимулированию его трудовой деятельности. Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном отношении материальным ценностям общества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение труда, а также свои обязанности, у него формируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.
В детском возрасте подготовка
к труду осуществляется в нескольких
направлениях. Прежде всего, необходимо
сформировать у ребенка психологические
предпосылки будущей трудовой деятельности.
К ним относится формирование
умения действовать целесообразно,
в соответствии с обстоятельствами
и требованиями других людей, развитие
произвольных движений руки, согласующихся
с некоторыми физическими и функциональные
особенностями используемых предметов,
развитие способности заранее
С помощью родителей и воспитателей, под
влиянием их требований ребенок постепенно
привлекается к выполнению сначала отдельных
поручений, затем более сложных заданий,
результаты которых необходимы не только
для него лично, но важны для других детей,
для окружающих его взрослых. Несмотря
на то, что объективная ценность этой деятельности
невелика, велико ее значение для формирования
волевых и нравственных сторон личности,
для подготовки ее к будущей полезной
деятельности, для формирования общественных
мотивов этой деятельности. Труд в обществе,
как правило, носит коллективный характер,
поэтому от каждого участника требуется
умение взаимодействовать. Следовательно,
школьники должны включаться в общественное
производство. Подготовить ребенка к труду-
это значит сформировать у него психологическую
готовность трудиться. Психологическая
готовность к труду означает уровень развития
личности, который является достаточным
для успешного освоения любым видом производительного
труда.
Формирование у школьника психологической
готовности к труду происходит в таких
видах деятельности как: игра, учение,
бытовой и производительный труд, техническое
творчество. Формирование личности в процессе
труда происходит не само собой, а лишь
при определенной организации труда школьников.
Под организацией труда понимается его
упорядочивание, придание ему планомерности.
Организация детского труда должна учитывать
возрастные и индивидуальные особенности
детей и закономерности их развития. В
процессе труда осуществляется, эстетическое
и физическое.
Такую организацию труда призван обеспечить
педагог. От него требуется быть примером,
изучать сильные и слабые стороны своих
учеников, организовывать деятельность
и многое другое.
Психологический аспект деятельности
педагога при воспитании средствами труда
состоит в воздействии личным примером,
в управлении воздействия среды на личность,
а также управление его трудовой деятельностью.
Педагог согласовывает содержание и формы
труда с педагогическими целями, направляет
трудовую деятельность таким образом,
чтобы она требовала от учеников проявление
тех или иных качеств, оценивает эффективность
воспитательных воздействий. Роль педагога
состоит также в помощи ученику повысить
свой авторитет у сверстников.
В трудовом обучении многие учащиеся добиваются
более значительных результатов чем в
общеобразовательных предметах. В связи
с этим у ребенка возникает потребность
в признании. Если он добивается повышения
своего авторитета, то его активность
повышается и в других видах деятельности.
И одна из главных задач педагога сформировать
и направить эту активность.
Элементарная экономическая
образованность на пользу каждому человеку.
Без нее невозможно наладить свою
жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в
воспитательной работе нашей школы, мы
отводим особое место экономическому
воспитанию младших школьников. Сегодня
ученик младших классов должен знать,
что такое деньги, с чего складывается
бюджет семьи и школы, что такое цена товара,
от чего она зависит, как создается богатство
и каковы его источники. И, конечно, работа
в области экономического воспитания
младших школьников требует использования
при подаче материала разнообразных технологий.
Экономическая культура младшего школьника
- это качественная характеристика его
личности, включающая в себя первоначальные
экономические знания, умения и навыки
простейшей экономической деятельности,
элементы экономического мышления и сознания,
а также экономически значимые качества
личности (бережливость, инициативность,
организованность, трудолюбие, ответственность).
Для изложения теоретического материала
используются следующие методы и приемы:
элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные
ситуации, видео сюжеты для размышления.
В программе экономического курса предусмотрены
практические работы: расчет бюджета своей
семьи, составление меню для школьника
и расчет его стоимости, изготовление
сувениров из вторичного сырья, решение
задач с экономической направленностью.
Для активизации учащихся и поддержания
интереса к изучаемому материалу применяются
активные методы учения: деловые и ролевые
игры (“Мир профессий”, “Праздничный
стол”, “Робинзон”, “Путешествие на
остров Бартер”, “Строительство домов”,
“Безработные и предприниматели” и другие),
компьютерные и настольные игры (“Жизнь
или кошелек”, “Монополия”, “Банкир”),
дискуссии на проблемные экономические
темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная
хозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты
цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентации
с использованием возможностей компьютерных
технологий. Все это носит познавательный
и праздничный характер. Положительная
эмоциональная окраска усиливает мотивационный
аспект. Активность ученика в процессе
обучения тесно связана с его интересом
к предмету. Только в этом случае он принимает
активное участие в обсуждении поставленных
учителем вопросов, внимателен к изучаемому
материалу, заданиям учителя, формулировке
выводов и правил. Интерес как нельзя лучше
помогает запоминанию и повышает работоспособность.
“Через сказку, фантазию, игру через неповторимое
детское творчество. Для эффективной работы
по данному курсу важна тесная связь с
родителями. Их необходимо посвящать в
то, происходит на занятиях, вовлекать
в учебный процесс, создавая условия для
их непосредственного участия в расширении
представлений детей о различных аспектах
экономической жизни семьи, города, страны.
28 Эстетическое
воспитание — это процесс совместной
деятельности педагогов и воспитанников,
направленный на формирование эстетической
культуры школьников. Эстетическая
культура школьника включает в себя определенную
степень эстетического развития чувств,
сознания, поведения и деятельности школьника,
а именно:
эмоционально-чувственную
отзывчивость на прекрасное и безобразное,
возвышенное и низменное, героическое
и пошлое, комическое и трагическое в искусстве,
в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении
и деятельности, а также способность управлять
своими чувствами;
знание и понимание сущности
эстетического в искусстве и окружающей
действительности, художественную грамотность,
правильные представления, суждения и
убеждения, связанные с эстетическим восприятием
произведений искусства и явлений жизни;
наличие эстетического коммунистического
идеала и способности на его основе верно
оценивать произведения искусства, идейно-эмоциональный
отклик на эти произведения;
овладение культурным наследием
прошлого, отношение к современному искусству
и чуткость к прогрессивным тенденциям
в развитии искусства;
степень развития творческих
способностей, интерес и стремление к
эстетическому освоению мира;
мера причастности к художественному
творчеству, практическое участие в создании
прекрасного в жизни;
потребность и умение строить
жизнь «по законам красоты» и утверждать
идеалы красоты в отношениях с людьми,
в труде и общественной деятельности.
Названные компоненты эстетической
культуры вместе с тем выступают в качестве
критериев эстетической воспитанности
учащихся. Они определяют задачи и содержание
эстетического воспитания школьников.
(...) Субъективной стороной
эстетического освоения мира выступают
эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания,
идеи, идеалы, т. е. эстетическое сознание
человека. Оно есть субъективное отражение
объективного мира и вместе с тем орудие
познания существенной стороны реального
мира — его красоты.
Эстетическое освоение мира закономерно предполагает практику, творческую деятельность. Виды этой деятельности разнообразны: создание красоты в труде, эстетика поведения, эстетически познавательная деятельность, художественное творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность школьника — это две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом кристаллизуется его эстетическое отношение к действительности. Эстетическое и трудовое воспитание в школе тесно связаны. Педагогически правильно организованный трудовой процесс всегда упорядочен, четок, ритмичен. Труд учащихся нередко сопровождается пением или музыкой. Наиболее ярко эстетика проявляется в продуктах труда, стройных посадках, отшлифованных изделиях, ровных и чистых дорожках и т. п. В нашем реалистическом искусстве большое место занимает героика и красота труда советского человека. Так, получает развитие производственная тема, которая заставляет школьников вместе с литературными и сценическими героями переживать успехи и неудачи на производстве. Наиболее тесно эстетическое воспитание связано с нравственным. Дети интуитивно связывают красоту и добро. Эстетическое и физическое воспитание переплетаются по своему содержанию и формам работы, особенно в таких видах спорта, как художественная гимнастика, легкая атлетика, фигурное катание на льду и др. Физическая культура и спорт вызывают чувство восхищения ловкостью и изяществом движений, смелостью и уверенностью в себе, красотой человеческого тела и жизнерадостностью. В гармоническом развитии человека эстетическому чувству принадлежит незаменимая роль стимулятора творческих способностей человека. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства и даже занятие искусством. Вместе с тем его увлекает не столько результат художественного творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, музицирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению, благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Во время экскурсий и прогулок у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевающих красоту природы. Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствует беседы и конференции по произведениям художественной литературы. Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. С самого начала преподавания искусства необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия произведений, талант читателя, зрителя, слушателя, талант соучастия в творчестве.
29 Эстетическое воспитание имеет широкие и сложные задачи. Однако из них является воспитание эстетических чувств и эстетического воспитания. Чувствование и видение прекрасного в жизни, в искусстве у людей бывают разными. Один смотрит и оторваться не может от красок заката, а другой скользнет равнодушным взглядом и пройдет мимо. Воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического развития ребенка. Задача эта решается непосредственным общением ребенка с прекрасными сторонами действительности. Культура эстетических чувств детей развивается и специальными занятиями музыкой, пением, рисованием. Другой задачей эстетического воспитания является формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому помогают знания. Знания о форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении. Знания о выразительных средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства, их исторической обусловленности. Эти знания вооружают школьника объективными критериями прекрасного, с позиций которых он может оценивать красоту, понимать обобщенность, глубину художественного образа. Решение этой задачи требует системы, последовательности, постепенного накопления знаний, анализа собственных впечатлений. Задача воспитания художественного вкуса является производной от первых двух. Эстетический вкус - это результат органического единства чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости человека к красоте жизни, культуры эстетических чувств и умения дать эстетическую оценку, понимания объективных критериев красоты. Эстетический вкус развивает под влиянием красоты окружающей жизни, природы, труда, отношений людей, под влиянием подлинных образцов искусства. Вкус формируется и под влиянием осмысленного восприятия красоты мира, в сознательном отношении к прекрасному, безобразному, трагическому, комическому. Появление дурного вкуса - это результат влияния окружения, где ребенок видит, слышит и чувствует пошлое, некрасивое в отношениях людей, в организации труда, в произведениях искусства. Очищение эстетической атмосферы, в которой живет ребенок, пробуждение у него активности в отборе подлинных художественных средств, сообщение ему элементов знаний о законах красоты, развитие у него понимания языка искусства - все это составляет основу формирования художественных вкусов. Особенно важной для современного этапа нашей общественной жизни является задача воспитания эстетической активности ребенка. Не только чувствовать прекрасное, понимать законы красоты, но и преобразовывать близкое окружение по этим законам должен человек. Эстетика проникающая в жизнь: эстетика труда, природы, отношений людей, эстетика обстановки и внешнего вида, - облагораживает человека. Но сам человек не может быть только созерцателем прекрасного, он должен активно вносить прекрасное в жизнь, освобождать ее от уродов и безобразного. Важнейшей задачей эстетического воспитания является развитие творческих художественных способностей детей, их интересов и склонностей в различных областях искусств.