Требования
должны сочетаться с проявлением
уважительного отношения к детям.
Окрики и различного рода угрозы плохо
действуют на детей, травмируют их психику
и нередко приводят к неврозам. Действенным стимулирующим,
фактором личностного развития учащихся
является создание трудовой атмосферы
в семье. Семья должна быть организована
по типу трудового коллектива, в котором
дети вносят свой посильный вклад в создание
материального благополучия и умеют соизмерять
свои потребности с материальным достатком.
Родительский контроль помогает учащимся
более ответственно относиться к выполнению
своих обязанностей и преодолевать влияние
отрицательных соблазнов. Родителям нужно
следить за выполнением учащимися режима
дня, знать, с кем они дружат, где проводят
свои досуг, побуждать к аккуратному выполнению
школьных заданий. много сложных вопросов включает
проблема учета возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся в процессе совместной
работы семьи и школы. К сожалению,
далеко не все родители с пониманием относятся
к тем изменениям, которые накладывает
возраст и индивидуальные черты характера
на поведение детей и их работу. Серьезные вопросы встают
перед родителями в деле учета индивидуальных
особенностей и интересов детей. Не
все родители бережно относятся к склонностям
учащихся, когда речь идет о кружковых
занятиях, литературных увлечениях и участии
в спортивно-массовой работе, проводимой
в школе. В отдельных семьях не создают
условий для трудовых занятий детей, не
поощряют их стремления к практической
деятельности в сфере материального производства.
Между тем правильный подход родителей
к этим вопросам создает хорошую основу
для интенсивного развития и воспитания
учащихся как в семье, так и в школе.
37 Работать
без плана – значит, как правило, идти
вслед за событиями. Работать по заранее
продуманному плану – значит, направлять
события, создавать воспитательные ситуации
и придавать педагогической работе целенаправленность
и действенность.
При
планировании воспитательной работы классный
руководитель должен исходить из следующих
положений:
а) в
плане нужно предусматривать
разнообразные мероприятия и
виды работы, которые способствовали
бы всестороннему развитию учащихся;
б) поскольку
воспитание осуществляется только в деятельности,
план должен предусматривать включение
школьников в познавательную, патриотическую,
трудовую, художественно-эстетическую
и спортивно-оздоровительную деятельность;
в) система
внеклассной воспитательной работы
должна быть подчинена организации,
воспитанию и развитию ученического
коллектива;
г) в
общей системе внеклассной работы
по всестороннему развитию учащихся
нужно обязательно выделять ту или иную ведущую для данного времени воспитательную
задачу и намечать мероприятия по
ее решению;
д) нужно,
чтобы план содержал мероприятия, направленные
на согласованность воспитательных усилий
классного руководителя, учителей, которые
работают в классе, и родителей.
Каким
же должен быть порядок планирования
классным руководителем воспитательной
работы?
Первый этап. Приступая к составлению плана, необходимо
прежде всего определить уровень воспитанности
класса, его положительные стороны и недостатки.
Важно изучить сдвиги в жизни и работе
класса, уровень развития коллектива.
Короче говоря, все, что есть в классе положительного
и интересного, нужно обязательно расширять,
укреплять и развивать. Воспитание на
положительном всегда приносит плодотворные
результаты.
Одновременно
с этим нужно обращать внимание и
на недочеты, которые имеют место
в классе: снижение дисциплины, ослабление
интереса к чтению художественной литературы,
ухудшение межличностных отношений,
разобщенность коллектива на отдельные
группировки и т.д. Каждый из этих недочетов
может стать предметом ведущей воспитательной
задачи, решение которой также необходимо
спланировать.
Определив
особенности класса, его положительные
стороны и недостатки, нужно написать вступительную
часть плана.
Второй этап планирования – разработка внеклассных
мероприятий по всестороннему воспитанию
и развитию учащихся. беседа классное
собрание экскурсия на завод; участие
в благоустройстве территории школы, посадка
декоративных кустов; совместное собрание
учащихся и родителей по вопросу «Об участии
школьников в домашнем труде»; диспут
Третий этап – разработка мероприятий по решению ведущей
воспитательной задачи «Повышение ответственности
учащихся за выполнение домашних заданий»:
а) встреча
с учителями, работающими в классе,
и родителями учащихся по вопросу
б) беседа
с учащимися «Основные правила
выполнения домашних заданий»;
в) посещение
учащихся на дому с целью контроля
за их домашним учением;
г) встреча
учащихся с директором школы по вопросу
«Что делается в классе по улучшению домашней
работы?»;
д) проведение
двух практических занятий по выполнению
домашних заданий по математике и русскому
языку;
е) классное
собрание совместно с учителями
и родителями на тему «Что улучшилось
в нашей учебной работе?»
Четвертый этап – оформление плана воспитательной работы.
Если необходимые мероприятия на учебную
четверть или полугодие разработаны, нужно
их расставить в той хронологической последовательности,
в какой они должны проводиться. Таким
планом хорошо пользоваться, поскольку
видно, что за чем и когда нужно проводить.
Всю
эту работу классный руководитель предварительно
осуществляет сам. Но составленный план
необходимо обсудить с учащимися, обязательно
познакомить их с ведущей задачей, на которую
они должны обратить особое внимание.
Естественно, необходимо учитывать предложения
учащихся, обосновать намеченные мероприятия.
План
– важнейший документ классного
руководителя. Но, кроме плана, он несет
ответственность за ведение классного
журнала, личных дел учащихся, в необходимых
случаях пишет на них характеристики.
Некоторые классные руководители ведут
дневники проводимой работы, а также специальные
журналы, в которых на каждого ученика
отводится 2-3 страницы. В них фиксируются
положительные поступки учащихся, а также
те или иные отрицательные явления. Если
записи делаются регулярно, классный руководитель
имеет возможность наблюдать за тенденциями
развития своих воспитанников, принимать
своевременные меры к улучшению воспитательной
работы как с классом, так и с каждым учащимся
в отдельности.
46 Требования к планам воспитательной
работы
К планам учебно-воспитательной работы
как документам, направляющим деятельность
педагогов, предъявляется ряд существенных
требований. Обобщая имеющиеся подходы
(Н.И. Болдырев, Д.М. Гришин и др.), совокупность
этих требований можно представить в следующем
виде: - целенаправленность и конкретность
образовательных задач; - разумная детализированность
и краткость плана, его компактность; -
разнообразие содержания, форм и методов,
оптимальное сочетание просвещения и
организации деятельности детей; - преемственность,
систематичность и последовательность;
- сочетание перспективности и актуальности
намеченных видов работы; - единство педагогического
руководства и активности воспитанников;
- реальность, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся, уровня их подготовленности
и условий жизни; - связь внутриклассной
работы с работой вне школы; - согласованность
плана с другими планами школы и детских
общественных организаций; гибкость и
вариативность планирования 48 Для организации внеклассной воспитательной
работы в средних и старших классах из
числа наиболее опытных учителей назначаются
классные руководители. Их необходимость
обусловлена тем, что в этих классах учебную
и воспитательную работу ведет несколько
учителей, деятельность которых нуждается
в определенной координации. Кроме того,
многие виды внеклассной работы, такие,
например, как создание и воспитание ученического
коллектива, организация общественно
полезного труда, многочисленные виды
нравственной и художественно-эстетической
деятельности учащихся, непосредственно
не входят в обязанности учителей-предметников
и возлагаются на классного руководителя. а) Когнитивно-диагностическая
функция (от лат. cognitio – знание, познание;
diagnos – определение). Она связана с необходимостью
всестороннего изучения особенностей
развития и поведения учащихся и определения
уровня их воспитанности в целях учета
этих особенностей в процессе внеклассной
работы и осуществления индивидуального
подхода к их обучению и воспитанию. Классному
руководителю необходимо знать состояние
здоровья учащихся и физического развития,
условия домашнего воспитания, характер
их обучаемости и воспитуемости, межличностные
контакты и участие в организуемой деятельности,
проявляемые склонности, способности
и интересы, отношение к учебной работе
и динамику успеваемости. Указанные данные
нужно доводить до сведения работающих
в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим
образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной
деятельности. б) Организаторско-стимулирующая
функция. Она обусловливается тем,
что участие школьников во внеклассной
работе в известной мере является добровольным
делом. Оно несовместимо ни с понуждением,
ни с жестким регламентированием деятельности
учащихся, лавное здесь – умение классного
руководителя организовать внеклассную
работу таким образом, чтобы она увлекала
учащихся высокой содержательностью,
разнообразием и свежестью форм, постоянным
поиском новых подходов к ее проведению.
Даже самые традиционные виды работы (например,
встреча Нового года, праздник именинников,
классные часы и т.д.) каждый раз необходимо
проводить по-новому, придавать им яркие,
красочные формы. в) Объединительно-сплачивающая
функция. Эта функция вытекает из того,
что действенным фактором воспитания
является сплочение учащихся, здоровый
психологический микроклимат в классе,
товарищеское общение, забота друг о друге,
влияние ученического коллектива. В то
же время необходимо предотвращать появление
в классе группировок с негативной направленностью,
создавая условия для увлекательной совместной
деятельности учащихся. г) Координирующая функция
классного руководителя. Обусловлена
она тем, что, поскольку, как уже отмечено
выше, в классе работает несколько учителей-предметников,
возникает необходимость в согласовании
их педагогических усилий по обучению
и воспитанию учащихся, координация их
деятельности и осуществления единого
подхода к детям. Подобную работу необходимо
проводить также с родителями учащихся
и привлекать их к совместной со школой
воспитательной работе. В качестве проблем
для такой работы могут I выступать и недочеты
в домашнем учении учащихся, и различные
отклонения в поведении, и активизация
внеклассного чтения и т.д. д) Личностно-развивающая функция.
Ее осуществление требует придания проводимой
воспитательной работе действенного педагогического
влияния на развитие личностных качеств
учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной
сферы, учебно-познавательной активности,
нравственное и эстетическое формирование,
развитие творческих способностей и задатков,
утверждение достоинства в межличностном
общении и т.д. Осуществление указанных функций связано
с выполнением классным руководителем
целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся: а) всестороннее изучение учащихся; б) разъяснение и внедрение правил поведения
учащихся; в) повседневное наблюдение за успеваемостью
учащихся, контроль за их домашней работой,
а также регулирование объема домашних
заданий; г) периодическое проведение ученических
собраний в классе; д) вовлечение учащихся в кружковую работу; е) организация общественно полезного
труда; ж) оказание помощи в работе добровольных
детских и юношеских организаций и объединений. 49
Обучение - это процесс, который совершается
в обучающей системе "учитель-ученик"
("воспитатель-воспитанник"), та работа,
которую ведёт воспитатель - преподавание
- обеспечивает прямую связь в этой системе,
обеспечивает воспитанника информацией
и условиями развития. Но для работы системы
необходима и обратная связь. Качество
обучения зависит от качества обратной
связи, эта обратная связь обеспечивается
диагностикой. Диагностика позволяет
в каждый определённый момент процесса
обучения прояснить состояние этого процесса
и определить достаточно точно результаты
обучения на данный момент. Диагностике
подлежат: обученность и обучаемость,
воспитанность и воспитуемость.
Виды диагностики: контроль, проверка,
оценка.
Диагностика занимается накоплением статистических
данных, их анализом, на основе чего становится
возможным прогнозирование дальнейших
действий. Педагогическая деятельность
- это деятельность исследовательская.
Для того, чтобы составить план работы
с ребёнком, группой детей, необходимо
сначала провести диагностику уровня
их развития. Оценка - это индикатор
некоторого качества, она должна быть
объективна и гуманна, систематична и
гласна. Контроль должен быть
полным и объективным, своевременным и
глубоким, контролируется количество
и качество. Зависимость качества обучения
от контроля - общая закономерность дидактики.
Диагностика - это обратная связь. Контроль
- проверка с оценкой. Для проверки достаточно
выявление и измерение определённого
объёма или уровня знаний. Вся диагностика
подразделяется на пять этапов:
- выявление уровня знаний предварительно,
перед началом обучения. После проведения
этой диагностики возможны компенсационные
занятия, реабилитационные или же обучение
по общей программе;
- текущая диагностика в процессе обучения
по теме; проверка повторения пройденного
материала; проверка по структуре всего
курса; итог за год. Педагогическая
диагностика - это педагогическая деятельность,
направленная на изучение объектов и субъектов
педагогического процесса ( отдельных
школьников и учителей, ученических и
учительских коллективов, педагогического
процесса в целом) в целях сотрудничества
с ними и управления этим процессом.
Без педагогической диагностики
невозможно контролировать воспитательный
процесс, грамотно формулировать педагогические
задачи, одним словом, без педагогической
диагностики невозможно организовать
целенаправленный, обоснованный процесс
развития личности учащегося.
Педагогическое
диагностирование имеет целью своевременное выявление,
оценивание, анализ течения учебно-воспитательного
процесса и его продуктивности. Педагогическое
диагностирование и его составная часть
диагностика в обучении включает контроль,
проверку, оценивание, накопление статистических
данных, их анализ, выявление динамики,
тенденции, прогнозирование дальнейшего
развития. Процедура диагностики: определение
объекта; постановка целей; определение
критериев и показателей; отбор методов
и их применение; анализ результатов; учет
результатов диагностики при организации
процесса обучения. Контроль — неотъемлемый элемент традиционного
учебно-воспита-тельного процесса, благодаря
которому реализуется обратная связь
в обучении (воспитании). Это процедура
получения информации о деятельности
педагогов и учащихся, её результатах,
установления степени достижения целей
обучения и воспитания, проверки уровня
знаний, умений и навыков, развития мышления,
сформированности определенных личностных
качеств. Контроль позволяет корректировать
ход учебно-воспитательного процесса,
ставить конкретные задачи в дальнейшем
обучении и воспитании. Начальным моментом контроля являются наблюдение
и проверка. В ходе наблюдения и проверки выявляется
и измеряется тот материал, который предстоит
проконтролировать. В результате накапливается
первичная информация, которая учитывается,
а затем подвергается анализу, синтезу,
сравнению. При этом проводится оценивание
этой информации с точки зрения задач
контроля. Результаты оценивания словесно
комментируются, а также могут быть выражены
в баллах (отметках). Педагогический контроль предполагает
внешнюю обратную связь (обеспечивается
педагогом) и внутреннюю обратную связь
(самоконтроль, самооценка учащихся) Реализуя
свои функции (диагностическую, обучающую,
воспитывающую, развивающую), педагогический
контроль позволяет привести в систему
учебный материал, усвоенный школьниками
за определенный период; позволяет выявить
успехи и недостатки в учении, определить
качество усвоенного материала, его объем
и степень понимания учащимися; способствует
изучению педагогом учащихся; способствует
расширению, углублению и закреплению
знаний, умений и навыков; способствует
развитию познавательных интересов; повышает
ответственность учащихся и учителя за
выполненную работу; приучает школьников
к систематическому труду и аккуратности
в выполнении учебного задания; формирует
определенные нравственные и личностные
качества учащихся, взаимоотношения между
ними
50 Наиболее приемлемые для практического
использования методы диагностики Наблюдение более всего доступно
учителю и дает много сведений об учащихся.
В сущности, любые наши контакты с учениками
дают возможность наблюдать, однако профессиональное
наблюдение должно быть методически грамотно.
Смысл наблюдения – в сборе и описания
фактов, случаев, особенностей поведения
учеников. Методика требует определения
цели и объекта наблюдения (какие именно
качества и особенности изучать), а также
длительности и способов фиксации результатов.
Например, свои наблюдения можно записывать
на отдельные карточки в ходе уроков, различных
внеурочных дел или после них (поведение
ученика в момент объяснения учителя,
в период выполнения самостоятельной
работы, во время уборки класса или на
школьном вечере, в походе). Наблюдение
дает возможность видеть ученика в естественных
условиях. Рекомендуется вести дневник
классного руководителя, где на каждого
ученика выделяется место для записи наблюдений. Анкетирование
и другие опросные методы дают сведения
и личностных качествах, ценностях, отношениях,
мотивах деятельности учеников. По форме
анкеты бывают открытые (свободный ответ
формулирует ученик) и закрытые (нужно
выбрать среди предложенных ответов).
Составление анкеты – непростое дело
и требует определения перечня качеств
или других сведений, которые учитель
хочет получить. Вопросы должны быть однозначно
понимаемыми, понятными, соответствовать
возрастным возможностям детей. Их не
должно быть очень много. Анкета позволяет
быстро собрать много легкообрабатываемых
сведений, однако ответы на всегда могут
быть полные, точные, искренние. Беседа – более гибкий, чем опрос,
метод изучения учащихся, может быть стандартизированной
и свободной. В первом случае заранее сформулированные
вопросы задаются в определенной последовательности
– это упрощает обработку. Свободная беседа
позволяет варьировать вопросы с целью
получения более точных, развернутых сведений,
что требует известного навыка. Психологи
рекомендуют задавать открытые вопросы,
которые стимулируют свободные, развернутые
ответы. Например, «Как обычно проходит
твой вечер?» вместо закрытого «Любишь
ли ты смотреть телевизор?». Беседа, как
и наблюдение, наиболее естественный метод
изучения школьника, но многие учителя,
особенно начинающие, не всегда умеют
ее проводить. Учитель должен осознанно
определить, что он хочет узнать об ученике,
как лучше спросить об этом. Следует избегать
грубых поучений, не путать диагностическую
беседу с воспитательной, хотя в практике
это часто совмещается. Вести себя надо
непринужденно, внимательно, уважительно
относиться к ученику любого возраста.
Ученик должен чувствовать, что им искренне
интересуются и хотят помочь. Тест – стандартизированное задание,
«прибор», измеряющий или обнаруживающий
определенные свойства личности. Одна
группа тестов позволяет судить об ученике
на основе успешности выполнения деятельности.
Это тесты интеллекта, способностей и
тесты достижений, проверки знаний. В другой
группе диагностика основывается на самоописании
и сведениях, получаемых из ответов на
серии вопросов, составляющих так называемые
опросники. Третья группа – проективные
методики. Данные здесь получают на основе
анализа действий испытуемого с материалом,
в работе с которым открываются особенности
его восприятия, поведения. Работая с предложенным
материалом, он, сам того не осознавая,
рассказывает о себе.Если тесты первых
двух групп создаются и используются в
основном специалистами и психологами,
то некоторые проективные тесты может
применять классный руководитель. Под
результатами (продуктами) воспитательного
процесса понимается достигнутый личностью
или коллективом уровень воспитанности. Он может
соответствовать запроектированному,
а может и отличаться от него. Выявить
степень соответствия помогает диагностика. Нам известно, что это
оценочная процедура, направленная на
прояснение ситуации, выявление истинного
уровня воспитанности. Данные диагностического
изучения сопоставляются с исходными
характеристиками воспитанности, разница
между начальным и конечным результатами
определяет эффективность процесса воспитания. Диагностирование
знаний и понятий воспитанников на первом
этапе – наиболее простая часть общей
диагностики. Правильно подобранные вопросы,
тесты, задания, в достаточном количестве
и с соблюдением всех необходимых условий,
помогают выявить реальную картину понимания
воспитанником ценностей, задач, содержания
норм и правил поведения. Значительно
труднее диагностируются убеждения воспитанников.
Для этого разработаны специальные тесты,
но эффективность их низкая – никто откровенно
не хочет признаваться в своем отношении
к миру. Гораздо больше классный руководитель
узнает из бесед с воспитанниками, из опросов
одноклассников и родителей по специальной
программе. Трудно диагностируются чувства
воспитанников. Тут анкеты, тесты, опросники
помогают мало. Если внешнее выражение
эмоций воспитатель замечает легко, то
глубинные чувства (а они важнее всего)
скрыты от непосредственного наблюдения.
Педагогическая зоркость, внимательное
наблюдение помогают понять душу воспитанника,
правильно оценить его душевное состояние,
найти адекватные способы воздействия.
Поведение воспитанника диагностируется
целенаправленным наблюдением. То, что
пишет воспитанник о себе в анкете или
отвечая на тест, не имеет никакого значения.
Оно лишь вводит в заблуждение и ученика,
формируя двойные стандарты оценки, и
педагога, желающего услышать о приятном,
особенно когда оного нет. Поведение можно
только увидеть. В качестве эталонных
показателей, с которыми сравниваются
достигнутые результаты, используются критерии
воспитанности – теоретически разработанные
показатели уровня сформированности различных
качеств личности (коллектива). В нынешних
критериях воспитанности выделено немало
характеристик, определяющих диапазон
применения тех или иных показателей.
Критерии воспитанности условно можно
подразделить на «жесткие» и «мягкие».
«Жесткие» критерии в педагогике используются
сравнительно мало; в последние десятилетия
не принято говорить о невоспитанности,
которая обнаруживается при использовании
«жестких» критериев. К ним относятся
важные статистические показатели, в комплексе
характеризующие общий уровень воспитанности
молодежи: число совершаемых правонарушений
и тенденции их изменения; число молодых
людей, отбывающих наказание за преступления;
число разводов и распавшихся семей; число
детей, брошенных молодыми родителями;
темпы распространения пьянства, курения,
наркомании, проституции среди молодежи
и многие другие показатели. Для характеристики
школьного воспитания применяются «мягкие»,
облегченные критерии, которые помогают
воспитателям получить общее представление
о ходе и результатах воспитательного
процесса, но не дают возможности проникать
вглубь, надежно диагностировать скрытые
качества. К недостаткам применяемых критериев
нужно отнести и то, что они разрабатываются
обычно не для определения в комплексе
всех качеств личности (группы, коллектива),
а лишь для отдельных – нравственных,
трудовых, эстетических и т. д. качеств,
которые в отрыве от движущих мотивов
и конкретных условий не могут быть правильно
истолкованы и правильно использованы.
Человек характеризуется целостностью,
поэтому и изучать его следует в единстве
всех его качеств и черт. Разработать критерии,
которые охватывали бы многообразие качеств
личности в единстве, пока еще никому не
удалось, это важная проблема для будущих
поколений исследователей. Сегодня классным
руководителям приходится по-прежнему
пользоваться методиками диагностирования
только отдельных качеств. 95. Критерии
воспитанности Критерии воспитанности
- это теоретически разработанные показатели
уровня сформированности различных качеств
личности (коллектива). Оформляются они
обычно в виде шкалы наименований. Критерии
воспитанности условно можно подразделить: 1)
на «жесткие» - важные статистические
показатели, в комплексе характеризующие
общий уровень воспитанности молодежи; 2)
«мягкие» - для характеристики школьного
воспитания, помогают получить общее представление
о ходе и результатах воспитательного
процесса, но не дают возможности проникать
вглубь. Можно выделить две группы критериев
воспитанности: 1) содержательные - связаны
с выделением адекватных изучаемому качеству
показателей; 2) оценочные - с возможностью
более или менее точной фиксации интенсивности
проявления диагностируемого качества. Можно
выделить: 1) общие критерии для диагностики
конечных результатов - достигнутого уровня
воспитанности личности или коллектива; 2)
частные критерии - для анализа промежуточных
результатов, связанных с выработкой отдельных
свойств, черт и качеств. По направленности,
способу и месту применения критерии воспитанности
условно делятся на две группы: 1) связанные
с проявлением результатов воспитания
во внешней форме - суждениях, оценках,
поступках, действиях личности; 2) связанные
с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя,
- мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. 96.
Проблемная воспитывающая ситуация Воспитывающая
ситуация - это естественная или преднамеренно
созданная обстановка, в которой воспитанник
вынужден действовать и в своих действиях
обнаружить уровень сформированности
у него определенных качеств.
В последнее десятилетие
передовая педагогическая практика
тяготеет к созданию проблемных воспитывающих
ситуаций. Искусственно создаются ситуации,
когда ребята вынуждены решать поставленные
проблемы, а воспитатель может
оценить, в каком состоянии находится
коллектив и каждый из его членов
на данном этапе, а следовательно, правильно
построить воспитательный процесс. Выделяются
такие виды ситуаций: 1) проверочная;
2) воспитывающая;
3) контролирующая;
4) закрепляющая;
5) не предусмотренная воспитателем,
но помогающая;
6) не предусмотренная воспитателем,
мешающая или вредная.