Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:01, реферат
Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, они позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменения, которые следует внести в методику работы.
Проблемы мониторинга, контроля и оценивания перманентно являются актуальными как для педагогической теории, так и для повседневной педагогической практики, так как повышение качества преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы мониторинга и контроля. На современном этапе роль мониторинга и контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания.
Система мониторинга и контроля
при изучении иностранных языков
Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, они позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменения, которые следует внести в методику работы.
Проблемы мониторинга, контроля и оценивания перманентно являются актуальными как для педагогической теории, так и для повседневной педагогической практики, так как повышение качества преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы мониторинга и контроля. На современном этапе роль мониторинга и контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания.
МОНИТОРИНГ – управление процессом контроля с постоянным или периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью и рефлексией. Мониторинг рассматривается как инструмент отслеживания степени решения поставленных задач и как показатель информационно-аналитической базы об эффективности механизмов достижения нового качества образования. Мониторинг включает постоянный сбор информации о ходе обучения и интерпретацию этой информации, направлен на анализ возникающих проблем, сбоев, затруднений учащихся и учителей. Мониторинг предполагает разработку документов:
· графика проведения контроля объектов на разных этапах обучения;
· критериев и шкал оценивания;
· банка заданий контрольно-измерительных материалов;
· анкет для учителей и учащихся (отзывы о процедуре проведения, о качестве контрольно-измерительных материалов, о трудностях, с которыми сталкивались учащиеся и учителя во время проведения контроля),
· отчеты учителей о результативности обученности учащихся по разным видам речевой деятельности и аспектам языка; с анализом и рекомендациями по устранению недочетов и т.д.).
КОНТРОЛЬ - процесс определения уровня знаний, умений и навыков обучаемого и формулирование на этой основе отметки за определенный раздел программы. Контроль может иметь положительное или отрицательное влияние на обучение и овладение иностранным языком. Положительное влияние достигается тогда, когда при проведении контроля учитываются дидактические цели, задачи, принципы, условия, отбирается содержание с учетом действующих школьных стандартов, используются вариативные приемы и технологии контроля, знакомые учащимся.
Характеристики мониторинга и контроля:
· Прозрачность предполагает осведомленность учащихся и их родителей о графике проведения контрольных мероприятий, о процедуре проведения контроля, об объектах контроля, о критериях оценивания;
· Системность обеспечивает с одной стороны всеобъемлющую проверку коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности, с другой, научную организацию проведения и составления материалов для контроля;
· Последовательность обеспечивает поэтапную проверку знаний, умений и навыков учащихся;
· Согласованность предполагает единство действий всех учителей иностранного языка при проведении контроля и его оценивания;
· Координация направлена на согласование графика контрольных мероприятий с учителями других предметов для ликвидации перегрузок учащихся;
· Обратная связь проявляется в оценивании работ, выставлении отметок, в рекомендациях, позволяющих учащимся улучшить свои результаты;
· Рефлексия позволяет учителю и учащемуся оценить результаты своей работы.
Функции контроля:
- обучающая - обеспечивает систематизацию раннее усвоенного материала; реализуется на основе системы приобретенных навыков и умений.
- диагностирующая – позволяет своевременно обнаружить успешность /неуспешность в обучении;
- контролирующая – выявляет уровень знаний, умений и навыков проверяемых объектов; реализуется в ходе оценки результатов ученика, при выполнении задания. Оценка является основным показателем успешности обучения.
- корректирующая – позволяет в зависимости от полученных результатов строить дальнейшее обучение, корректируя все компоненты учебного процесса: цели, содержание, приемы и способы обучения и контроля, учебные материалы;
- оценочная – измеряет степень усвоения иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями программы и отражает ее с помощью отметки или общей оценки;
- воспитывающая - приучает школьников к систематической работе и самоанализу;
- развивающая - развивает рефлексивные навыки самооценки собственных достижений и определения причин своих затруднений;
- управленческая - обеспечивает управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями.
В педагогической практике функции контроля не расчленяются, а реализуются в единстве. Особое значение при рассмотрении контроля придается единству его собственно контролирующей и обучающей функций. Суть единства этих функций заключается в том, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер, синтезировать ранее усвоенный материал и приобретенные умения, обеспечивать их повторение и закрепление.
Обратная связь является основной функцией контроля, обеспечивает управление процессом обучения. Она действует в направлении преподаватель – ученик, несет информацию об уровне успеваемости учеников, проводит диагностику отклонений учебных действий ученика, выявляет степень соответствия выбранной стратегии и тактике обучения. Она направлена на:
Такая информация позволяет проводить самооценку достижений в овладении языком, планировать свою дальнейшую деятельность.
В обучении иностранному языку к контролю предъявляется ряд требований:
Формы контроля: устный и письменный.
В нашей стране при обучении иностранным языкам преимущественно использовался устный контроль. С введением ЕГЭ шире стали использоваться письменные формы контроля.
По иностранному языку осуществляются следующие известные виды контроля:
ТЕКУЩИЙ (ПОУРОЧНЫЙ) КОНТРОЛЬ
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в соответствии с целями и задачами урока и призван обеспечивать своевременную обратную связь, способствовать улучшению учебного процесса. Текущий контроль систематичен, оперативен, разнообразен по формам, видам и средствам проведения. Текущий контроль часто бывает комбинированным и многофункциональным, проверяет одновременно несколько видов навыков и умений, например, различных видов речевой деятельности и аспектов языка. Текущий контроль обычно проверяет усвоение учащимися знаний, умений и навыков применения нового учебного материала, устанавливает пробелы в их обучении, помогает учителю и учащемуся корректировать методы преподавания и учения, планировать дальнейший процесс обучения.
Формы проведения
Чаще всего текущий контроль проводится в форме тестирования.
Наиболее часто используемые для контроля знаний, умений и навыков виды тестовых заданий:
- для чтения:
1) на установление соответствия;
2) на установление последовательности частей текста;
3) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
4) идентификацию;
5) на альтернативный ответ;
6) на заполнение таблиц, схем;
7) заполнение пропусков в тексте.
- для аудирования:
1) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
2) идентификацию;
3) на альтернативный ответ;
4) на заполнение таблиц, схем;
- для говорения:
на расширение ситуаций
монологического и диалогическо
различных типов и видов;
- для письма:
1) заполнение анкет и бланков различного типа;
2) написание письменных высказываний различных типов: открыток, личных и деловых писем, сочинений, статей, проектов;
- для лексики и грамматики:
1) на установление соответствия;
2) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
3) на идентификацию и дифференциацию;
4) на трансформацию;
5) на подстановку;
6) на ранжировку;
7)на редактирование;
8) заполнение пропусков в тексте;
- для фонетики:
1) на установление соответствия;
2) на трансформацию;
3) на подстановку;
4) на дифференциацию;
- для проверки социокультурных знаний, умений и навыков:
1) на установление соответствия;
2) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
3)идентификацию и
4) на трансформацию;
5) на подстановку;
6) на группировку.
Отметка является
показателем результатов
Рекомендуется использовать на уроке следующие формы поурочного контроля
Материалы текущего контроля составляются для класса учителем, ведущим иностранный язык в данном классе.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (ПЕРИОДИЧЕСКИЙ) КОНТРОЛЬ
Промежуточный (периодический) контроль проводится по завершению раздела темы или в конце четверти в соответствии с учебно-тематическим планом. Как правило, его цель установление уровня усвоения знаний, умений и навыков на определенном этапе обучения
Материалы промежуточного и итогового контроля составляются группой учителей, утверждаются на методобъединении и являются обязательными для всех классов.
Проводится по графику, составленному руководителем М.О. школы вместе с учителями ИЯ и администрацией ОУ. Промежуточный контроль предусматривает проверку уровня владения и качеством обученности учащихся по видам речевой деятельности и аспектам языка на данном этапе обучения в соответствии с программными требованиями. Промежуточный контроль проводится в течение года по графику ОУ с 2 по 11класс 1 или 2 раза в четверть (триместр). Продолжительность промежуточного контроля - 40-45 минут. Форма проведения данного контроля - КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Количество контрольных работ в учебном году - 5 или 6 . Учащиеся не имеют объемного домашнего задания в день контрольной работы, кроме повторения пройденного материала.
Рекомендуем провести контроль по аудированию, чтению, говорению (монологической и диалогической речи), письму и письменной речи, лексике и грамматике.
График проведения контрольных работ.
Месяц |
Неделя |
Вид работы |
Октябрь |
2 |
Аудирование |
Ноябрь |
1 |
Монологическая речь |
Декабрь |
3 |
Чтение |
Январь |
4 |
Диалогическая речь |
Март |
2 |
Письмо. Письменная речь |
Апрель |
2 |
Лексико-грамматическая работа |
Информация о работе Система мониторинга и контроля при изучении иностранных языков