Система мониторинга и контроля при изучении иностранных языков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:01, реферат

Описание

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, они позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменения, которые следует внести в методику работы.
Проблемы мониторинга, контроля и оценивания перманентно являются актуальными как для педагогической теории, так и для повседневной педагогической практики, так как повышение качества преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы мониторинга и контроля. На современном этапе роль мониторинга и контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания.

Работа состоит из  1 файл

sistema_monitoringa_i_kontrolja.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)


Система мониторинга  и контроля

 при изучении  иностранных языков

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в  процессе обучения любому предмету, в  том числе и иностранному языку, они позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить  недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменения, которые следует внести в методику работы.

Проблемы мониторинга, контроля и оценивания перманентно  являются актуальными как для  педагогической теории, так и для  повседневной педагогической практики, так как повышение качества преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы мониторинга и контроля.  На современном этапе роль мониторинга и контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания.

МОНИТОРИНГ – управление процессом контроля с постоянным или периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью и рефлексией. Мониторинг рассматривается как инструмент отслеживания степени решения поставленных задач и как показатель информационно-аналитической базы об эффективности механизмов достижения нового качества образования. Мониторинг включает постоянный сбор информации о ходе обучения и интерпретацию этой информации, направлен на анализ возникающих проблем, сбоев, затруднений учащихся и учителей. Мониторинг предполагает разработку документов:

·        графика проведения контроля объектов на разных этапах обучения;

·        критериев и шкал оценивания;

·        банка заданий контрольно-измерительных материалов;

·       анкет для учителей и учащихся (отзывы о процедуре проведения, о    качестве контрольно-измерительных материалов, о трудностях, с которыми сталкивались учащиеся и учителя во время проведения контроля),

·        отчеты учителей о результативности обученности учащихся по разным видам речевой деятельности и аспектам языка; с анализом и рекомендациями по устранению недочетов и т.д.).

 

КОНТРОЛЬ - процесс определения уровня знаний, умений и навыков обучаемого и формулирование на этой основе отметки за определенный раздел программы. Контроль может иметь положительное или отрицательное влияние на обучение и овладение иностранным языком. Положительное влияние достигается тогда, когда при проведении контроля учитываются дидактические цели, задачи, принципы, условия, отбирается содержание с учетом действующих школьных стандартов, используются вариативные приемы и технологии контроля, знакомые учащимся.

 

 

Характеристики  мониторинга и контроля:

·        Прозрачность предполагает осведомленность учащихся и их родителей о графике проведения контрольных мероприятий, о процедуре проведения контроля, об объектах контроля, о критериях оценивания;

·        Системность обеспечивает с одной стороны всеобъемлющую проверку коммуникативных умений учащихся во всех видах  речевой деятельности, с другой, научную организацию проведения и составления материалов для контроля;

·        Последовательность обеспечивает поэтапную проверку знаний, умений и навыков учащихся;

·        Согласованность предполагает единство действий всех учителей иностранного языка при проведении контроля и его оценивания;

·        Координация направлена на согласование графика контрольных мероприятий с учителями других предметов для ликвидации перегрузок учащихся;

·        Обратная связь проявляется в оценивании работ,  выставлении отметок, в рекомендациях, позволяющих учащимся улучшить свои результаты;

·        Рефлексия позволяет учителю и учащемуся оценить результаты своей работы.

 

Функции контроля:

-         обучающая - обеспечивает систематизацию раннее усвоенного материала; реализуется на основе системы приобретенных навыков и умений.

-         диагностирующая – позволяет своевременно обнаружить успешность /неуспешность в обучении;

-         контролирующая – выявляет уровень знаний, умений и навыков проверяемых объектов; реализуется в ходе оценки результатов ученика, при выполнении задания. Оценка является основным показателем успешности обучения.

-         корректирующая – позволяет в зависимости от полученных результатов строить дальнейшее обучение, корректируя все компоненты учебного процесса: цели, содержание, приемы и способы обучения и контроля, учебные материалы;

-         оценочная – измеряет степень усвоения иноязычной коммуникативной компетенции  в соответствии с требованиями программы и отражает ее с помощью отметки или общей оценки;

-         воспитывающая - приучает школьников к систематической работе и самоанализу;

-         развивающая - развивает рефлексивные навыки самооценки собственных достижений и определения причин своих затруднений;

-        управленческая - обеспечивает управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями.

В педагогической практике функции контроля не расчленяются, а реализуются в единстве. Особое значение при рассмотрении контроля придается единству его собственно контролирующей и обучающей функций. Суть единства этих функций заключается в том, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер, синтезировать ранее усвоенный материал и приобретенные умения, обеспечивать их повторение и закрепление.

 

Обратная связь является основной функцией контроля, обеспечивает управление процессом обучения. Она действует в направлении преподаватель – ученик, несет информацию об уровне успеваемости учеников, проводит диагностику отклонений учебных действий ученика, выявляет степень соответствия выбранной стратегии и тактике обучения. Она направлена на:

  • выбор приемов, способов методики обучения
  • отбор упражнений
  • определение режима и длительности их выполнения
  • формирование системы всей учебной работы с учениками.

Такая информация позволяет  проводить самооценку достижений в  овладении языком, планировать свою дальнейшую деятельность.

 

В обучении иностранному языку к контролю предъявляется ряд требований:

  • Соответствие условиям обучения,
  • Соответствие современным лингводидактическим принципам,
  • Целенаправленность – контроль должен распространяться на определенные навыки и умения.
  • Объективность –  обеспечивается использованием грамотных способов оценки учеников.
  • Систематичность – реализуется при регулярном проведении на всех этапах обучения.
  • Репрезентативность – контролем должен быть охвачен весь усвоенный языковой материал, который должен быть проверен.
  • Соответствие определенным качественным характеристикам, таким как объективность, репрезентативность, адекватность, надежность, экономичность, простота выявления и оценки результатов.

Формы контроля: устный и  письменный.

В нашей стране при обучении иностранным языкам преимущественно использовался устный контроль. С введением ЕГЭ шире стали использоваться письменные формы контроля.

 

 

По иностранному языку  осуществляются следующие известные  виды контроля:

  • Текущий
  • Промежуточный
  • Итоговый
  • Тематический
  • Отсроченный
  • Входной
  • Внутришкольный
  • Самоконтроль

 

ТЕКУЩИЙ (ПОУРОЧНЫЙ) КОНТРОЛЬ

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в соответствии с  целями и задачами урока и призван обеспечивать своевременную обратную связь, способствовать улучшению учебного процесса. Текущий контроль систематичен, оперативен, разнообразен по формам, видам и средствам проведения. Текущий контроль часто бывает комбинированным и  многофункциональным, проверяет одновременно несколько видов навыков и умений, например,  различных видов речевой деятельности и аспектов языка. Текущий контроль обычно проверяет усвоение учащимися знаний, умений и навыков применения нового учебного материала, устанавливает пробелы в их обучении, помогает учителю и учащемуся корректировать методы преподавания и учения,  планировать дальнейший процесс обучения.

Формы проведения

    • опрос (фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный),
    • наблюдения,
    • собеседование,
    • анкетирование,
    • тестирование,
    • контрольная работа,
    • оценочные суждения,
    • ролевая игра,
    • защита проекта,
    • формат «открытая книга» (разрешено использовать справочную или учебную литературу).

Чаще всего текущий  контроль проводится в форме тестирования.

Наиболее часто используемые для контроля знаний, умений и навыков виды тестовых заданий:

-         для чтения:

1) на установление соответствия;

2) на установление последовательности частей текста;

3) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;

4) идентификацию; 

5) на альтернативный  ответ; 

6) на заполнение таблиц, схем;

7) заполнение пропусков в тексте.

-         для аудирования:

1) с выбором одного  правильного ответа из четырех  предложенных;

2) идентификацию; 

3) на альтернативный  ответ; 

4) на заполнение таблиц, схем;

-         для говорения:

на расширение ситуаций монологического и диалогического характера

различных типов и  видов;

-         для письма:

1) заполнение анкет  и бланков различного типа;

2) написание письменных  высказываний различных типов:  открыток, личных и деловых писем,  сочинений, статей, проектов;

-         для лексики и грамматики:

1) на установление  соответствия;

2) с выбором одного  правильного ответа из четырех  предложенных;

3) на идентификацию  и дифференциацию;

4) на трансформацию; 

5) на подстановку; 

6) на ранжировку;

7)на редактирование;

8) заполнение пропусков в тексте;

-         для фонетики:

1) на установление  соответствия;

2) на трансформацию; 

3) на подстановку; 

4) на дифференциацию;

-         для проверки социокультурных знаний, умений и навыков:

1) на установление  соответствия;

2) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;

3)идентификацию и дифференциацию;

4) на трансформацию; 

5) на подстановку; 

6) на группировку.

 

  Отметка является  показателем результатов учебной  деятельности на данном этапе   обучения. Предлагается использовать технологическую карту учета  успеваемости учащихся по видам речевой деятельности и аспектам языка (см. приложение №1)

Рекомендуется использовать на  уроке следующие формы поурочного контроля

  • диагностический
  • обучающий
  • развивающий
  • воспитательный
  • корригирующий
  • мотивационно-стимулирующий
  • обобщающий, входной
  • самоконтроль
  • взаимоконтроль и т. д.

Материалы текущего контроля составляются для класса учителем, ведущим иностранный язык в данном классе.

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (ПЕРИОДИЧЕСКИЙ) КОНТРОЛЬ

Промежуточный (периодический) контроль проводится по завершению раздела темы или в конце четверти в соответствии с учебно-тематическим планом. Как правило, его цель установление уровня усвоения знаний, умений и навыков на определенном этапе обучения

 Материалы промежуточного и итогового контроля составляются группой учителей, утверждаются на методобъединении и являются обязательными для всех классов.

Проводится  по графику, составленному  руководителем М.О.  школы вместе с учителями  ИЯ и администрацией  ОУ.  Промежуточный контроль предусматривает проверку  уровня владения  и качеством обученности учащихся по видам речевой деятельности и аспектам языка на данном этапе обучения в соответствии с программными  требованиями. Промежуточный контроль проводится в течение года по графику ОУ  с 2 по 11класс 1 или 2 раза в четверть (триместр). Продолжительность промежуточного контроля - 40-45 минут. Форма проведения  данного контроля - КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.  Количество  контрольных работ в учебном году - 5 или 6 . Учащиеся не имеют  объемного домашнего задания в день контрольной работы, кроме повторения пройденного материала.

Рекомендуем  провести контроль по аудированию, чтению, говорению (монологической и диалогической речи), письму и письменной речи, лексике и грамматике.

 

График  проведения   контрольных работ.

 

Месяц

Неделя

Вид работы

Октябрь

2

Аудирование

Ноябрь

1

Монологическая речь

Декабрь

3

         Чтение

Январь

4

Диалогическая речь

Март

2

Письмо. Письменная речь

Апрель

2

Лексико-грамматическая работа

Информация о работе Система мониторинга и контроля при изучении иностранных языков