Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:23, реферат
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. На систему, содержание и методы воспитания в основном большое влияние оказывают три фактора: хронологический, политический и географический. Однако в истории древности известен пример, когда в рамках одного государства (Древней Греции) правительства соседних полисов придерживались различных направлений в воспитании, ориентируясь на различные цели, а, следовательно, и вырабатывая различные методы. Наиболее ярким примером являются Афинский полис, с его четкой тенденцией к эстетическому воспитанию, и Спартанский
Содержание
Ведение………………………………………………………………………………3
Воспитание в Спарте……………………………………………………………......5
Воспитание в Афинах……………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………….12
Библиографический список………………………………………………………..14
Содержание
Ведение……………………………………………………………
Воспитание
в Спарте…………………………………………………………
Воспитание
в Афинах…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………..
Введение
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. На систему, содержание и методы воспитания в основном большое влияние оказывают три фактора: хронологический, политический и географический. Однако в истории древности известен пример, когда в рамках одного государства (Древней Греции) правительства соседних полисов придерживались различных направлений в воспитании, ориентируясь на различные цели, а, следовательно, и вырабатывая различные методы. Наиболее ярким примером являются Афинский полис, с его четкой тенденцией к эстетическому воспитанию, и Спартанский, полностью его отрицавший, и ставящий в качестве первоочередной задачи воспитание военно-обученного и физически подготовленного народа. Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.
Спартанская и афинская системы воспринимаются
как полярные в решении «вечных» педагогических
вопросов: цель воспитания, соотношение
воспитания и развития. Социо-ориентированная
цель, внешняя по отношению к личности,
характеризовала спартанскую систему,
и гуманистически-
Практические результаты
Спартанская
система воспитания представляет собой
(наряду с афинской) одну из двух основных
педагогических систем, сформировавшихся
в эпоху классической Греции, и
оказавших влияние на становление
и развитие всей древнегреческой
педагогики. Образ спартанского мальчика,
стойко терпевшего нечеловеческую боль
от спрятанного за пазухой лисенка
(и умершего, но не выдавшего своих
чувств) наравне с образом бесстрашного
царя Леонида, павшего со своими воинами
в Фермопилах, но не сдавшегося персидским
завоевателям, навсегда останется в
памяти как образец мужества и
стойкости спартанца –
Одним из самых известных
Что же представляет собой быт и воспитание спартанцев? Воспитательный процесс в Спарте, по Плутарху, начинался с самого рождения ребенка и, по сути, не зависел от воли отца, – «он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета». Когда ребенку исполнялось семь лет, он вместе с остальными детьми попадал в специальный отряд – «агелу», где дети жили и ели вместе, и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником «агелы» становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях, что указывает на доминирующее влияние физического воспитания перед интеллектуально-эстетическим. Впрочем, как пишет Плутарх, «чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».
Воспитание девочек в Спарте, в соответствии с общей тенденцией развития этой страны, мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже борьбе. Поскольку они должны были участвовать в религиозных торжествах, их учили пению и танцам.
С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Они не принимали теплых ванн и не умащались благовониями (за исключением нескольких дней в году). Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками без помощи ножа. В этом возрасте к юношам «приставлялся еще другой воспитатель, «педоном», из числа лучших, достойнейших граждан, сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого в так называемые «ирены»». «Иренами» назывались те, кто уже больше года вышел из детского возраста. Двадцатилетний ирен предводительствовал над своими подчиненными в тренировочных сражениях и распоряжался приготовлениями к обеду. Взрослые юноши должны были собирать дрова, подростки – овощи. Все, что они приносили, было ворованным, пишет Плутарх. «Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сесситии, стараясь выказать вполне свою хитрость и осторожность. Попадавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и кушанья, причем учились нападать на спящих и на плохих сторожей. Кого ловили в воровстве, того били и заставляли голодать: пища спартанцев была очень скудная, для того чтобы заставить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них людей смелых и хитрых». Так как наказывали только тех, кто попадался, дети старались как можно тщательнее скрыть свое воровство. Перед самым концом обучения молодые спартанцы должны были пройти еще одно испытание – это была так называемая «криптия». Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был начеку, дабы никто не мог его выследить и застать врасплох. Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен к участию в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин – «фитидиях». Кроме военно-физической подготовки молодых спартанцев как будущих воинов значительное внимание уделялось их нравственному развитию и умению отличать дурное от хорошего – как будущих граждан. Юных спартанцев приучали выражать свои мысли колко, но в изящной форме и в немногих словах – многое. По мере возмужания и участия в военных мероприятиях воспитание молодых людей становилось уже не таким строгим – им позволяли ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье. Изнурительные военные упражнения делали излишними гимнастику и другую спортивную нагрузку, обязательную в более раннем возрасте.
Воспитание спартанца не прекращалось
с наступлением совершеннолетия и обрядом
инициации, и продолжалось до зрелого
возраста. «Никто не имел права жить так,
как он хотел, напротив, город походил
на лагерь, где был установлен строго определенный
образ жизни и занятия, которые имели в
виду лишь благо всех. Вообще спартанцы
считали себя принадлежащими не себе лично,
но отечеству». Если им не давалось других
приказаний, пишет Плутарх, они смотрели
за детьми, учили их чему-либо полезному,
или же сами учились от стариков. Ведь
одно из главных предоставленных спартанским
законодателем Ликургом своим согражданам
преимуществ состояло в том, что у них
было много свободного времени: «заниматься
ремеслами им было строго запрещено, копить
же богатство, что сопряжено с массой труда
и забот, им не было никакой надобности:
богатству уже никто не завидовал и не
обращал на него внимания. Те, кому
не было еще тридцати лет, даже не ходили
на рынок; продукты закупали их родственники
и друзья. Большую же часть времени спартанцы
проводили в гимнасиях и «лесхах», где
они собирались для бесед друг с другом.
«Ни о денежных, ни о торговых делах там
никогда не шло речи, – главным предметом
их разговора была похвала хорошему поступку
и порицание – дурному; но и это было облечено
в шутливую, веселую форму и, не оскорбляя
никого, служило к исправлению других
и наставляло их».
Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно поводырь). Воспитателем часто оказывался самый бесполезный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые порою усваивал и его подопечный. После семи лет мальчики-дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.
Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7-16-летнего возраста, в гимнастических школах или палестрах - 12-16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.
Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний.
В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел сплоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимнасии. В V-IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.
В
гимнасиях совершенствовались в
образовании юноши 16-18 лет. Акцент делался
на упражнениях, укрепляющих и развивающих
тело. Одновременно оттачивались и
умственные способности. В гимнасии
всегда можно было послушать популярного
политика или философа. Вершиной воспитания
и образования считалось
Более скромным были содержание и задачи женского образования и воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например, во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.
По
окончании мусического и
Вершиной
образования считались философс
При
общей философской