Скауты и скаутинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:27, реферат

Описание

Цель, задачи движения
Целью скаутского движения является содействие развитию молодых людей для достижения их полного интеллектуального, общественного, эмоционального и духовного потенциала, как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов местных, национальных и международных сообществ, на примере и подражании старшим с умением заботится о младших достойно войти во взрослое общество.
Идея скаутинга предполагает, что помимо хорошего образования ребенка должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится в некой сфере интересов, соответствующих мировоззрению родителей, друзей. Задача скаутинга – сделать эту сферу оптимально позитивной и полезной для ребёнка, сохранив баланс между базовыми задачами воспитания и естественной потребностью ребёнка быть свободным в своём выборе.

Содержание

Что такое скаутинг?..............................................................................................................................
Цель, задачи движения………………………………………………………………………………………………………………….
История скаутинга:…………………………………………………………………………………………………………………………
3.1.История мирового скаутинга……………………………………………………………………………………………….
3.2. Скаутинг в России и СССР……………………………………………………………………………………………………
3.3. Современность…………………………………………………………………………………………………………………
Основные принципы и направления ……………………………………………………………………………………………
Скаутские пробы ………………………………………………………………………………………………………………………….
Скаутский закон……………………………………………………………………………………………………………………………..
Скаутские методы……………………………………………………………………………………………………………………………
Плюсы и минусы движения……………………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Красноярский Государственный педагогический университет им.docx

— 253.03 Кб (Скачать документ)

Красноярский Государственный  педагогический университет им. В.П. Астафьева

Исторический факультет

 

 

 

 

 

 

Реферат по педагогике на тему:

Скауты и  скаутинг

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 Выполнила: Студентка II курса

                                                                                                                Енина Марина, 20 группа

   Проверила:  доцент, кандидат педагогических наук

Тютюкова Оксана Николаевна

 

 

Красноярск 2011

Содержание:

  1. Что такое скаутинг?..............................................................................................................................
  2. Цель, задачи движения………………………………………………………………………………………………………………….
  3. История  скаутинга:…………………………………………………………………………………………………………………………

3.1.История мирового скаутинга……………………………………………………………………………………………….

3.2. Скаутинг в России и СССР……………………………………………………………………………………………………

3.3. Современность…………………………………………………………………………………………………………………

  1. Основные принципы и направления ……………………………………………………………………………………………
  2. Скаутские пробы ………………………………………………………………………………………………………………………….
  3. Скаутский закон……………………………………………………………………………………………………………………………..
  4. Скаутские методы……………………………………………………………………………………………………………………………
  5. Плюсы и минусы движения……………………………………………………………………………………………………………………………………..
  6. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Что такое скаутинг?

Скаутское движение (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Скаутское движение является добровольным, неполитическим воспитательным движением для детей и молодежи, открытым для всех независимо от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с целью, принципами и методом.

Цель, задачи движения

Целью скаутского движения является содействие развитию молодых людей  для достижения их полного интеллектуального, общественного, эмоционального и духовного  потенциала, как индивидуумов, как  ответственных граждан и как  членов местных, национальных и международных сообществ, на примере и подражании старшим с умением заботится о младших достойно войти во взрослое общество.

Идея скаутинга предполагает, что  помимо хорошего образования ребенка  должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится  в некой сфере интересов, соответствующих  мировоззрению родителей, друзей. Задача скаутинга – сделать эту сферу  оптимально позитивной и полезной для  ребёнка, сохранив баланс между базовыми задачами воспитания и естественной потребностью ребёнка быть свободным  в своём выборе.

История мирового скаутинга

Полковник сэр Роберт Стивенсон  Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1907 году был организован первый лагерь на острове Браунси в Ла-Манше, а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys», .

Зародыши идеи скаутинга появились  при осаде Мафекинга (Южная Африка) во время Второй бурской войны (1899—1902), где Баден-Пауэлл служил бригадным командиром.

На развитие скаутского движения оказали  большое влияние работы Эрнеста  Сетон-Томпсона и Дэниела Картера Бёрда.

Роберт Баден Пауэлл родился 22 февряля 1857 года в Лондоне. Он был 6 ребенком в семье (всего родилось 10 детей). Когда ему исполнилось только 3 года, семью постигло несчастье - умер отец. Семья была вынуждена жить очень скромно. Учиться БП (так во всем мире называют Баден Пауэлла) начал в Лондоне. Но затем семья переехала в сельскую местность. Успехами в учебе БП не выделялся, поэтому ему не удалось после школы поступить в университет. Но затем БП блестяще сдал экзамены на офицерский чин, что позволило ему стать суб -лейтенантом.

 Следующие 8 лет своей жизни  БП провел в Индии, где в  те годы Англия вела войну  с местным населением. БП вскоре  стал заметно отличаться в  такой военной дисциплине, как  разведка и маскировка. Ему командование  даже доверило вести специальные  занятия по этому профилю. И  здесь фантазия БП развернулась  в полной мере. БП разработал  особую систему небольших мобильных  групп, которые он назвал патрулями.  Патрули имели свои названия  в честь какого-нибудь зверя, тайные знаки и сигналы. Обо всем этом БП написал в своей книге "Помощь в разведке", которая долго служила военным учебником для английской армии и была очень популярна и не в армейских кругах.

 В 1899 году началась Англо-Бурская  война. К этому времени БП  уже имел опыт военных компаний  в Африке. Местные жители прозвали  его тогда Импессо, что означает - волк, который никогда не спит. Теперь английское командование направило полковника Баден Пауэлла на помощь осажденному бурами городу Мафкингу. 217 дней длилась эта героическая оборона. Весь мир следил тогда за событиями из Мафкинга. Буров было намного больше, чем солдат в крепости и это привело к тому, что все взрослые мужчины было на передовой и некому было исполнять комендантские должности. Тогда возникла идея использовать на этих должностях детей. Порой, рискуя жизнью, мальчишки 12-14 лет прекрасно справлялись со своими обязанностями ничуть не хуже, чем взрослые. Героическая оборона Мафкинга принесла Баден Пауэллу славу национального героя и чин генерала английской армии.

 В 1903 году БП отправился  в Канаду, где он познакомился  с писателем Сентом Томсоном. Томсон познакомил БП со своей системой индейских игр для детей, которую БП затем использовал для скаутов.

 В Англии вскоре к БП  обратился руководитель организации  "Бригада мальчиков" с просьбой, чтобы тот переработал свой  учебник для армии по разведке  для занятий с детьми. БП с  охотой взялся за дело. Вскоре  он написал "Скаутинг для  мальчиков". Но, чтобы испытать  на практике придуманное им, БП летом1907 года организовал лагерь на острове Броунси, в Великобритании.

Лорд Баден-Пауэлл собрал 20 мальчиков  из самых разных семей - разных по достатку и уровню жизни (всё это были дети его знакомых и друзей). По прибытии в лагерь дети расположились в  палатках (такого ещё не бывало в  их жизни). Каждый из ребят должен был  как-то отличиться в походном искусстве, например, проявить выдержку, дисциплину, наблюдательность, научиться помогать другим. Этот лагерь был "полигоном" для испытания будущей скаутской  формы (знаков отличия).

 Все скауты (а это были  именно первые скауты) жили в  патрулях  - маленьких группах  по 4-5 человек, и каждый патруль  носил на плече шерстяной узел  своего цвета (например "волки" - голубой, а "львы" -жёлтый). У всех мальчиков был латунный знак - лилия, который они носили на груди (символ всех скаутов). Как только скаут проходил испытание, ему выдавался свиток с надписью "Будь готов!" (девиз всех скаутов) и прикреплялась ещё маленькая лилия. Если скаут достигал высоких результатов, то ему выдавался галстук цвета хаки.

 Испытания у скаутов были  самые разные: они вязали узлы, учились разводить костёр с  одной спички, ориентироваться на  местности, играть в спортивные  игры. Скауты во многом соревновались  патрулями, а вечером все садились  у костра, пели песни и рассказывали  истории. Уже в 1908 году была  издана книга "Скаутинг для  мальчиков", состоящая из 26 "бесед  у костра".

Книга вызвала интерес в Великобритании и ее колониях. вскоре она была переведена на многие языки мира. так скаутинг получил свое распространение - пришёл в США, Францию, Австралию, Голландию, Данию, Швецию и, наконец, в 1910 году - в Россию.

 На сегодняшний день скаутская  организация насчитывает не одну  сотню тысяч участников из более чем 100 стран мира.

 За свою долгую деятельность  на скаутском поприще Роберт  Баден Пауэллу было присвоено  звание генерал-полковника и он получил титул лорда Англии.

 Умер Баден Пауэлл 8 января 1941 года в возрасте 83 лет. Похоронен  Всемирный скаут в Африке, в  Камеруне

Скаутинг в  России и СССР

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения — полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого разведчество в России начинает активно развиваться. В 1915 г. в Киеве был создан первый отряд юных разведчиц (гёрлскаутов). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

В 1915 г. Николаем Адуевым был написан гимн скаутов — «Будь готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света» Владимиром Поповым, являвшимся начальником первого Московского отряда скаутов (последнему также принадлежат слова и музыка популярной скаутской песни «Картошка», известной в СССР под видом пионерской песни). В том же 1915 г. Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов.

Один из первых скаутских отрядов  «Легион юных разведчиков» был создан преподавателем латыни первой Петербургской  гимназии Василием Григорьевичем Янчевецким (будущим писателем Яном). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь — Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической)), отряд был создан из числа её учеников.

После Октябрьской революции скаутское  движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками  антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и расстрелян) — то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова и «юкистское» движение — «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета). Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» — следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона. Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением (подробно см. в статье пионерское движение). Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены. С ребят-скаутов срывали символику, «прорабатывали» на собраниях; пионеры избивали их и доносили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.

В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 1000 скаутских руководителей, отправленных главным образом в Соловецкий лагерь). Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например «Братство  костра», члены которого пели:

Нас десять, вы слышите, десять!

 И старшему нет двадцати

 Нас можно, конечно, повесить,

 Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции  и Пантюховым до 1927 г.

В результате в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако, за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших  Национальную Организацию Русских  Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова . Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение  русского скаутинга.

Приблизительная численность Российского  скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской  организации. Одними из самых крупных  российских организаций можно назвать: Организация Российских Юных Разведчиков, Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков.

Современность

В настоящее время скаутинг имеет  более 38 миллионов членов в 217 странах  и территориях, представленных через  несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее  время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.

 

Принципы скаутского движения

Фундаментальные принципы Скаутинга  изложены в "Конституции Всемирной  Организации Скаутского Движения". Три фундаментальных принципа Скаутинга  выступают как закон и жизненная  позиция для каждого скаута. Эти  принципы:

Долг перед Богом,

Долг перед другими,

Долг перед собой.

Первый указывает на духовное содержание жизни личности, второй - отношение  личности к обществу в самом широком  смысле слова, третий - обязанности  личности перед самим собой.

Долг перед Богом определяется в скаутском движении как "приверженность духовным ценностям, верность религии, принятие вытекающих из этого обязанностей".

Скаут - человек верующий, но нигде ни в каких документах, не указано в какого именно бога он верит и какую религию исповедует. Долг пред Богом - это только принцип, который для каждого человека должен быть наполнен конкретным содержанием: принятием общечеловеческих ценностей, традиционной для данной страны или этнической группы религией, национальной идеей, в конце концов, идеей "построения светлого будущего для всех трудящихся". Главное не в том, во что человек верит, а в том, что он не "бездумный пожиратель сникерсов", а человек духовно богатый, беззаветно преданный своим идеалам и готовый за них идти до конца.

Информация о работе Скауты и скаутинг