Скауты и скаутинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:27, реферат

Описание

Цель, задачи движения
Целью скаутского движения является содействие развитию молодых людей для достижения их полного интеллектуального, общественного, эмоционального и духовного потенциала, как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов местных, национальных и международных сообществ, на примере и подражании старшим с умением заботится о младших достойно войти во взрослое общество.
Идея скаутинга предполагает, что помимо хорошего образования ребенка должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится в некой сфере интересов, соответствующих мировоззрению родителей, друзей. Задача скаутинга – сделать эту сферу оптимально позитивной и полезной для ребёнка, сохранив баланс между базовыми задачами воспитания и естественной потребностью ребёнка быть свободным в своём выборе.

Содержание

Что такое скаутинг?..............................................................................................................................
Цель, задачи движения………………………………………………………………………………………………………………….
История скаутинга:…………………………………………………………………………………………………………………………
3.1.История мирового скаутинга……………………………………………………………………………………………….
3.2. Скаутинг в России и СССР……………………………………………………………………………………………………
3.3. Современность…………………………………………………………………………………………………………………
Основные принципы и направления ……………………………………………………………………………………………
Скаутские пробы ………………………………………………………………………………………………………………………….
Скаутский закон……………………………………………………………………………………………………………………………..
Скаутские методы……………………………………………………………………………………………………………………………
Плюсы и минусы движения……………………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Красноярский Государственный педагогический университет им.docx

— 253.03 Кб (Скачать документ)

Долг перед другими определяется как "…верность своей стране, участие в жизни общества с признанием и уважением достоинства соотечественников, взаимопонимания и сотрудничества на местном, национальном и международном уровнях, а также признание приоритета общечеловеческих ценностей, что, в конечном счете, гарантирует сохранение целостности всего мира".

Скаут - активный член общества. Во -первых, он Гражданин своей страны, участвующий в ее общественной и политической жизни, соблюдающий ее законы, уважающий достоинство ее граждан, готовый приложить все свои силы на благо ее благополучия и процветания. Во вторых, он Гражданин планеты Земля, что налагает на него обязанности соблюдения прав и достоинства любого человека, уважения культурных, национальных и религиозных традиций других людей, сохранения целостности природного мира. В третьих, он просто человек, который видит свое предназначение в служении людям, в том, чтобы помогать другим, жить в мире и добрососедстве со всеми людьми, укреплять дружбу и взаимопонимание среди молодежи всех наций.

Долг перед собой. Этот принцип можно определить как "ответственность за собственное развитие". Скаутинг предполагает, что молодые ответственны за совершенствование собственных способностей.

Никто и никогда не сможет заставить  человека верить или не верить в  бога, любить или не любить свою страну, уважать или не уважать других людей, быть умным, грамотным, честным, трудолюбивым и здоровым. Никто и  никогда не сможет проверить, действительно  ли человек верит, любит и уважает. Только сам человек может пообещать  себе это, только сам он может от себя это потребовать и только он сам себе главный судья. Не даром в "Скаутском обещании" такие слова: "Клянусь моей честью, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы выполнить мой долг перед Богом и моей страной…". Во первых, "мой" долг и "моя" честь, и, во вторых, не "выполню долг", а "сделаю все от меня зависящее", чтобы его выполнить.

Скаутские пробы

 

Пробы (иногда их называют тестами) - это как  в фигурном катании обязательная программа. Это то, что должен знать  и уметь каждый скаут. Обычно скаутские  пробы имеют несколько ступеней или уровней с постепенным  возрастанием количества и сложности  содержащихся в них вопросов. Освоив очередную ступень, скаут получает соответствующее звание, прикрепляет  на форму положенную нашивку и  переходит к освоению проб следующего уровня.

 

Пробы каждого уровня содержат несколько  десятков тем и вопросов, и на их изучение обычно уходит не менее  года. Вопросы сгруппированы по четырем  основным темам:

 

Скаутинг. В эту тему входят вопросы, связанные  со знанием и пониманием истории  мирового и отечественного скаутинга, скаутских принципов, законов, ритуалов и атрибутики, обязанностей скаутов, патрульных и других должностных  лиц скаутской организации, правил проведения скаутских мероприятий.

 

Духовность  и культура. Тема, определяющая общий  уровень культуры скаута. Это принятие и понимание религии и общечеловеческих ценностей, знание национальной символики, гимна, географии, истории, культуры и  традиционных религий своей страны, разучивание песен, изучение преданий и легенд, посещение выставок, музеев и исторических мест родного края.

 

Жизнь в обществе. Владение повседневными  навыками. Знание правил культурного  поведения, умение оказать первую помощь, вызвать скорую помощь, поведение  при пожаре и других экстремальных  ситуациях, умение ориентироваться  в городе, участие в благотворительных  мероприятиях и общественно-полезных проектах.

 

Жизнь на природе. Специальные знания, необходимые  для безопасного и комфортного  нахождения на природе, причем, безопасные не только для себя, но и для природы. Знание животного и растительного мира, опасных растений и животных. Умение организовать привалы и ночлеги, питание и приготовление пищи в полевых условиях. Изготовление полезных в хозяйстве вещей и постройка укрытий из подручного материала. Специальные знания по картографии, ориентированию, преодолению препятствий, поведению в экстремальных ситуациях.

 

Кроме этого в состав проб входят пункты о сдаче нормативов физической подготовки, наличии определенного количества скаутских специальностей, участии  в скаутских лагерях, походах  и других мероприятиях.

 

Перечень  вопросов, входящих в пробы не является стандартным. Каждая скаутская организация  обычно разрабатывает свои пробы  или тесты, отражающие специфику  данного клуба, особенности присущие данной местности, региону, стране, ее национальному и этническому  составу. Могут быть различные пробы  для разных возрастных групп, а также "пробы новичка", сдача которой  обязательна для всех, желающих стать  членами клуба. Этот "вступительный  экзамен" избавляет скаутскую  организацию от праздно шатающихся по кружкам и клубам "балбесов".

 

Главное в пробах не количество и суть вопросов, а в том, чтобы общий уровень  знаний и навыков, необходимых скауту для их сдачи, с одной стороны  явно превышал уровень знаний их обычных  сверстников, а с другой - был бы ему все-таки по силам, хотя и требовал бы от него длительной подготовки и  значительных усилий. Пробы сдаются постепенно и индивидуально. Инициатором их сдачи выступает сам скаут. Освоив самостоятельно или в процессе занятий, какие либо вопросы или выполнив требования отдельных пунктов проб, скаут сам обращается к руководителям с просьбой засчитать их выполнение. Когда все пункты отмечены, проба считается сданной, а скаут достоин носить соответствующее звание и знаки отличия.

 

Скаутский закон:

 

Скаут чист в мыслях, словах и делах;

 

Скаут верен данному слову;

 

Долг  скаута — быть полезным и помогать другим;

 

Чести скаута следует доверять;

 

Скаут - друг всем и брат любому другому  скауту;

 

Скаут вежлив;

 

Скаут друг животных и всей природы;

 

Скаут исполняет требования родителей, скаутского руководителя и наставника;

 

Скаут улыбается и не унывает при  любых трудностях;

 

Скаут бережлив.

 

Скаутский метод 

 

— это  система прогрессивного самообразования  через  Обещание и Закон, учебу  через дело, членство в малых группах, включающее при участии взрослых, прогрессивные программы. Принятие ответственности и подготовки к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности, как к сотрудничеству, так и руководству, прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанных на интересах участников, включающие игры, приобретение полезных навыков, и умений, реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой; — программы, направленные на воспитание духовности, патриотизма, гражданства, основанные на лучших традициях России.

 

  Скаутский метод воспитания способствует, прежде всего, формированию личности, которая стремится к накоплению  общечеловеческих ценностей. 

 

  Метод применяется с учетом  особенностей развития каждого  возрастного объединения. 

 

  Метод удовлетворяет в первую  очередь потребности скаутских  групп и соответственно в этом  плане можно выделить следующие  уровни:

познавательный: деятельность с учетом возрастных и половых различий;/li>

система навыков и умений: наличие способности  применять полученные знания на практике;/li>

поведенческий: адаптация и поведение детей и молодежи во всех аспектах жизнедеятельности в соответствии с выбранными ценностями.

 

  • Работа в малых группах 

  Основной, самостоятельной и самоуправляемой  единицей скаутской организации  является «патруль», группа из 5–7 человек под руководством  лидера патруля. 

 

  • Инициатива и ответственность 

  Здесь дети руководят, а взрослые  вроде бы им подчиняются. 

 

  • Обучение через дело

  Это значит побуждать скаутов  к активному жизненному включению  в разных ситуациях и всюду  (в игре, действии теоретическом  споре, в реальных ситуациях,  на международных встречах и  т. д.), что дает возможность  идентифицировать себя с другими,  проверить свое благоразумие  в спорах и на практике.

  • Целенаправленность и общественная полезность скаутских дел

  Все, что делает скаут должно  быть кому-нибудь нужно. 

 

  • Система роста и поощрений 

  Каждая достигнутая ступень скаутского  мастерства, каждая освоенная специальность  или умение, каждое доброе дело, каждое участие в скаутском  мероприятии не остается без  последствий. Спектр, применяемых  в скаутинге поощрений, весьма  широк и ограничен только фантазией  и здравым смыслом. 

 

  • Скаутские символы и атрибуты

  У скаутов есть своя форма,  салют и приветствие, эмблема,  девиз, свои скаутские законы. Прием новых членов в скаутскую  организацию оформляется в виде  ритуала, на котором произносится  клятва и торжественно повязывается  скаутский галстук. 

 

  • Проведение мероприятий на природе 

 

  Основная задача полевых игр,  скаутских лагерей и туристских  походов – вырвать подростка  из привычной среды, лишить  его готовых стереотипов проведения, заставить думать своей головой,  самому находить выходы из  сложных ситуаций, принимать самостоятельные  решения и нести ответственность  за их последствия. 

 

  • Самообеспеченность 

 

  Каждый скаут и скаутский патруль  должны обеспечивать себя сами  и иметь все необходимое. 

 

  • Ответственность и забота

 

  Возможность разделить ответственность  и заботу, радости и печали  с каждым членом патруля, что  является начальными и наиболее  ответственными шагами к взаимопониманию,  которые одновременно приближают  к пониманию отношений между  разными людьми – богатыми  и бедными, старыми и молодыми  и т. д. 

 

  • Составление и осуществление плана 

  Одобрение и одновременно стремление  к знаниям, разнообразным навыкам,  всестороннему развитию своих  способностей – все это вместе  помогает адекватно воспринимать  и анализировать условия существования  мира

 

Плюсы и минусы скаутского движения

 

На  мой взгляд, в скаутском движении намного больше плюсов, чем минусов, даже можно сказать, что минусов  в нем как таковых и нет. Плюсов очень большое количество, но по- моему,  все их не перечислить ,поэтому стоит ограничиться только некоторыми главными из них:

  • Скаутское движение формирует характер
  • Воспитывает гражданскую позицию
  • Развивает интеллектуальный потенциал, моральные и физические качества подрастающего поколения посредством предоставления программ, соответствующих потребностям молодежи в развлечениях, приключениях и развивающем обучении

 

 

• Благодаря ему, происходит общее развитие человека как личности, развитие способностей личности во всех сферах:  физической, умственной, эмоциональной, общественной и духовной.

 • Благодаря такого движению происходит развитие человека как члена общества, развитие понимания других и соучастия, воспитание чувства принадлежности к обществу и осознания себя как части его истории и эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Черных  В.Е. Скаутский лагерь. Практическое руководство по организации скаутского лагеря. – М.: Изд-во «ИП», 2000.
  2. 2.Баден-Пауэлъ Р. Разведчики. – Петербург, 1914.
  3. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч.изд.). Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 1997.
  4. Формирование мировоззренческой культуры молодежи. / Под ред. В.Г. Табачковского. – М.: 1999.
  5. http://ns-scouts.narod.ru/history.htm
  6. http://www.mosportal.ru/dialog/6/scaut.htm

 


Информация о работе Скауты и скаутинг