Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:19, реферат
За последние 25 лет в педагогической теории возникло большое число новых понятий, новых терминов, заимствованных из других дисциплин, что свидетельствует о большой связи педагогики с другими науками. В наибольшем количестве такие термины приходят из техники и экономики, так как именно они больше всего влияют на развитие общественной мысли. К междисциплинарной категории относят и понятие «инновация».
Введение…………………………………………………………………….3
Сущность педагогической инноватики…………………………………...5
Задачи педагогической инноватики………………………........................8
Методологические основания педагогической инноватики…………...11
Вывод………………………………………………………………………15
Объединяющее понятие педагогической инновации – инновационный образовательный процесс. С этим понятием тесно связаны другие: педагогическое новшество, инновационная деятельность, инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом.
Инновационная
деятельность – комплекс мер и
технологий по обеспечению инновационного
процесса на том или ином уровне
образования. К основным функциям инновационной
деятельности относится изменение
компонентов педагогического
Новшества в образовании представляют собой выдвижение или творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведения их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения в массовой практике. По видам деятельности различают новшества педагогические, обеспечивающие и управленческие.
Задачи педагогической инноватики формулируются по отношению к ее предмету и целям, а также на междисциплинарном уровне.
Ученые предлагают несколько типов задач педагогической инноватики:
1.описательно-
2. задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации
3.
задачи, связанные с разработкой
способов развития систем
4.
задачи, связанные с изучением
системы отношений,
5.
задачи, относящиеся к природе
и закономерностям
Педагогическая инновация имеет задачи не только внутренние, но и общепедагогического характера. Н.Р. Юсуфбекова называет такие задачи инноватики как:
Педагогическая инноватика имеет средство для решения общепедагогических задач, хотя они и не являются только ее внутренним делом. На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:
Педагогическая инноватика изучает сущность, структуру, форму, закономерности инновационных процессов в образовании. При этом она связана с другими смежными дисциплинами, например с инновационным менеджментом в образовании – дисциплиной, изучающей управление развитием образовательных систем путем нововведений.
Таким
образом, педагогическая инноватика оказывается
тесно связанной с другими областями научных
знаний, причем не только педагогическими.
Образовательные инновации происходят
на стыке комплекса наук, могут приобретать
интернациональный глобальный характер,
что заставляет ставить новые задачи и
по-новому видеть изменяющуюся реальность.
Методологические
основания педагогической
инноватики
Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Все это – методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений.
В
процессе исследования инновационных
процессов в образовании ученые
обнаружили ряд проблем теоретико-
Педагогическая инноватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедрение в практику; обосновать и развить принцип единства исследовательской деятельности преобразования педагогической действительности.
В работах философов, методологов, педагогов на этот счет имеются различные понимания, включающие как проблемы, специфические для педагогической деятельности, так и вопросы философского и общенаучного уровней (например, системный подход.)
Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманий методологии педагогической инноватики как органичного единства двух состовляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А. Даниловым: «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способов добывания знаний отражающих... педагогическую деятельность» [1. с. 73] – и развито позднее В.В. Краевским: «...а так же система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценки качества специально-научных педагогических исследований» [2. с. 16] .
Вышеприведенные построения позволяют сформулировать следующее определение: методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
Итак, нас интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, обьясняют, обосновывают педагогическую инновацию, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретическич учений.
Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое представление педагогической инноватики, ее составу, структуре, функциям. Для етого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процессов, обосновать методологические подходы к их изучению в рамках педагогической инноватики. В этом направлении пока делаются только первые шаги.
Н.Р.Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и их противоречия[8. с. 31 - 44] .
Развитие воспитательных систем школ предпологает прохождение трех основных взаимосвязанных этапа:
Каждый из трех этапов отличается своими конкретными противоречиями и особенностями их разрешения. Для первого этапа это противоречие состоит в том, что цель воспитания – формирование гармонично развитой личности – не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.
Для второго этапа существенно противоречие между несистемным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.
Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, существующем «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.
С методических позиций необходимо определить закономерности развития инновационных педагогических систем и процессов. Белорусский ученый И.И. Цыркун выявил следующие закономерности развития инновационной системы[6. с. 5 -10] :
Вывод
В основе любой научной теории лежат выявленные закономерности и законы. В инноватики как междисциплинарной области эти закономерности исследованы и сформированы в работах экономистов, менеджеров, производственников. По отношению к образовательным инновациям данный вопрос изучен еще недостаточно и нуждается в дополнительных исследованиях.
Существуют следующие законы педагогической инноватики:
Информация о работе Смысл, цели и задачи педагогической инноватики