Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:44, курсовая работа
В настоящее время актуальна проблема социализации детей в обществе. Приоритетом моей работы является: подготовка детей к выполнению будущей социальной роли. Поэтому направлением своей работы я выбрала:
Проектно-творческая деятельность как средство социализации детей.
Всю свою деятельность я строю через личностно-дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В современном мире необходимо знакомить детей с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научаются изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех «этапах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов. Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей. Среди них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов, возможность достичь объективно и субъективно значимого результата.
В рамках реализации
годовых задач детского сада
было запланировано включение
детей старшего дошкольного
В настоящее время актуальна проблема социализации детей в обществе. Приоритетом моей работы является: подготовка детей к выполнению будущей социальной роли. Поэтому направлением своей работы я выбрала:
Совместно с детьми и родителями мы разработали несколько творческих проектов:
- « Мальчики и девочки – наше будущее»
- « Мой город – мой мир»
- « Куклы, в которые мы играем»
Давайте поподробнее остановимся на каждом из них
Проект « Мальчики и девочки – наше будущее". Проводя собрание в группе, и задавая вопрос родителям: «Чем отличаются методы воспитания мальчиков и девочек?», я видела удивленные глаза. Ответы родителей носили, в основном, поверхностный характер. Ответить конкретно на мой вопрос не смогли. Напрашивался вывод: чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. Опрос среди детей на начальном этапе работы тоже показал низкий, примитивный уровень знаний о полоролевых позициях мужчин и женщин, о функции и ценности семьи, дома. Можно было отметить бедность словаря в назывании качеств присущих женщинам и мужчинам. Так и родилась идея этого проекта.
Проект реализовывался несколькими блоками:
1 блок « Мальчики и девочки наше будущее».
2 блок « Мастера своего дела».
3 блок « Мои особенности».
4 блок « Мальчики и девочки, будущие родители».
Реализация поставленных задач проходила через совместную деятельность с детьми, родителями и специалистами ДОУ.
Мною был разработан цикл тематических бесед, целью которых являлось: уточнение знаний детей о социальной роли в семье мужчины и женщины; расширение знаний детей о специфических чертах личностей мужчины и женщины; формирование моделей поведения адекватной полу Вместе с детьми мы обыгрывали различные жизненные ситуации воспитывающие культуру взаимоотношений, развивающие самостоятельность детей и умение замечать эмоциональное состояние других людей. Совместно с психологом проводилась релаксация для снятия агрессии, застенчивости у детей.
С детьми организовывались
игры на развитие
В своей работе я так же использовала дидактические игры, направленные на развитие культуры поведения , на знакомство с различными профессиями, на определение эмоционального состояния, на развитие представлений о себе .
Вместе с детьми мы создали игру-пособие «Цепочка жизни», направленное на определение последовательности жизненных циклов человека . В работе использовались и разнообразные словесные игры.
Вместе
с детьми и родителями мы
постарались наполнить
В группе с детьми мы организовали «Уголок мужских (женских) дел». В нём хранились предметы, иллюстрации, альбомы, а так же фотографии детей участвующих в различных видах деятельности.
В литературно-речевом
центре была создана
В итоге реализации проекта были получены ожидаемые результаты: повысился уровень знаний, создана предметно-развивающая среда с учётом интересов мальчиков и девочек, выросла культура общения между детьми, поэтому считаю, что поставленные мною цель и задачи реализовались в полной мере. Проект позволил интегрировать сведения из разных областей знаний и решить задачи: познавательную и воспитательную. Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков дал возможность задействовать различные виды детской деятельности. В проекте дети выполняли конкретные дела, а не только оперировали отвлечёнными понятиями.
Проект «Куклы, в которые мы играем» у детей и родителей вызвал большой интерес. Итогом работы было создание «Музея кукол», в котором собраны куклы разных поколений, выполненные из разнообразного материала, различные по тематике. Вместе с родителями дети изготавливали куклы для своих близких и друзей.
Проект «Мой город- мой мир» Дети знакомились с достопримечательностями города, его историей. Посещали в музее русскую избу, где познакомились с национальными костюмами, с бытом русского народа.
Дети посетили завод ЧТЗ, железнодорожный музей, узнали о городе в годы ВОВ. В группе имеется большое разнообразие дидактических игр и пособий, картотек .
Созданная, с помощью родителей, предметная среда развивает детей, их интересы, потребности, обеспечивает их успешную социализацию.
******************************
В современном мире необходимо знакомить детей с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научаются изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В поисках наиболее эффективных
средств обучения и воспитания на
всех «этапах» системы российского
образования сегодня вновь
Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей. Среди них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов, возможность достичь объективно и субъективно значимого результата.
В рамках реализации
годовых задач детского сада
было запланировано включение
детей старшего дошкольного
Целью моей работы было создание условий для формирования ролевого поведения мальчиков и девочек, их успешной дальнейшей социализации в современном обществе.
В соответствии с целью, мною были поставлены следующие задачи.
- осуществление личностно-
- развитие социальных
качеств в соответствии с
- овладение детьми
культурой в сфере взаимоотноше
- формирование адекватной
полу модели поведения, правильному
пониманию роли мужчины и
В своей работе я руководствовалась принципами: доступность и последовательность сообщаемого материала, наглядность, вовлечение в работу детей, педагогов – специалистов и родителей.
Исходя из поставленной цели и задач, работа осуществлялась поэтапно и проводилась по направлениям:
- поиск эффективного содержательного компонента по формированию у детей гендерной компетенции;
- создание в группе предметно – развивающей среды, соответствующей половым различиям;
- популяризация гендерного воспитания среди родителей.
На первом этапе (подготовительном) мною ставились задачи:
Проводя собрание в группе, и задавая вопрос родителям: «Чем отличаются методы воспитания мальчиков и девочек?», я видела удивленные глаза. Ответы родителей носили, в основном, поверхностный характер. Ответить конкретно на мой вопрос не смогли. Напрашивался вывод: чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше (см. приложение).
Родителям была дана психологическая характеристика отличий мальчиков от девочек в поведении, в общении, в обучении. Раскрыты приёмы личностного взаимодействия полов.
Опрос среди детей на начальном этапе работы показал низкий, примитивный уровень знаний о полоролевых позициях мужчин и женщин, о функции и ценности семьи, дома. Можно было отметить бедность словаря в назывании качеств присущих женщинам и мужчинам.
Во время сюжетно-ролевых игр («Дочки – матери», «Семья», «Больница») у детей наблюдалась агрессивность по отношению друг к другу, они не умели уступать в спорах, не возникало диалога между мальчиками и девочками.
Данные опросов и наблюдений были проанализированы и дальнейшая работа строилась с учётом этих результатов.
Для реализации поставленных задач был разработан долгосрочный проект по полоролевому воспитанию детей «Я - девочка, Я - мальчик» (см. приложение). Целью проекта было:
а) создание условий для овладения детьми полоролевым опытом, способами полоролевого поведения;
б) стимулирование толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола;
в) развитие качеств соответствующих полу;
г) дать знания об обязанностях ребенка в семье.
Проект реализовывался несколькими блоками:
1 блок « Мальчики и девочки наше будущее».
2 блок « Мастера своего дела».
3 блок « Мои особенности».
4 блок « Мальчики и девочки, будущие родители».
На втором этапе (основном – реализация проекта) ставились задачи:
Реализация поставленных задач проходила через совместную деятельность с детьми, родителями и специалистами ДОУ.
Мною был разработан цикл тематических бесед, целью которых являлось: уточнение знаний детей о социальной роли в семье мужчины и женщины; расширение знаний детей о специфических чертах личностей мужчины и женщины; формирование моделей поведения адекватной полу («В чем сила мальчиков и слабость девочек?», «Каким я буду», «Я помощник (ца)» и др.).
Вместе с детьми мы обыгрывали различные жизненные ситуации («Мама устала», «Уступи место» и др.), воспитывающие культуру взаимоотношений, развивающие самостоятельность детей и умение замечать эмоциональное состояние других людей. Проводилась релаксация для снятия агрессии, застенчивости у детей.
С детьми организовывались игры на развитие коммуникативных навыков («Здравствуйте», «Маленькие – большие»), которые способствовали умению детей выражать сочувствие, отзывчивость, желание оказать помощь. В результате наблюдалось улучшение поведенческого взаимоотношения между детьми.