Социализация детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

В настоящее время актуальна проблема социализации детей в обществе. Приоритетом моей работы является: подготовка детей к выполнению будущей социальной роли. Поэтому направлением своей работы я выбрала:
Проектно-творческая деятельность как средство социализации детей.
Всю свою деятельность я строю через личностно-дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Работа состоит из  1 файл

В настоящее время актуальна проблема социализации детей в обществе.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

В своей работе я так  же использовала дидактические игры, направленные на  развитие культуры поведения («Оцени поступок», «Найди правильное действие»); на знакомство с различными профессиями («Кому, что нужно для  работы», «Рассеянный художник»); на  определение эмоционального состояния («Настроение», «Ссора и примирение»); на развитие представлений о себе («Части тела», «Собери картинку»).

Вместе с детьми мы создали игру-пособие «Цепочка жизни», направленное на определение последовательности жизненных циклов человека (младенец - мальчик- подросток- юноша- мужчина- папа- дедушка; младенец – девочка – девушка – женщина – мама – бабушка).

 В работе использовались  и  словесные игры (см. приложение): « Кто кем является» (Мальчик  – сын, внук, брат, отец, дядя; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, тётя.), «Назови женские (мужские) имена» и др. В процессе игр дети учились употреблять слова и выражения, отражающие нравственные представления (сочувствие, сострадание), а так же пользоваться средствами интонационной выразительности темпом и стилем речи, знакомились с правилами речевого этикета: приветствие, прощание, благодарение, утешения и др.

Очень большой интерес  вызывали у детей  упражнения направленные на развитие фантазии: «Какая я буду мама», «Каким я буду папой», «Моя будущая профессия» и др..  Их рассказы записывались в Книгу Желаний. Мамам и папам было очень интересно  прочитать фантазии  своих  детей.

     Вместе  с детьми и родителями мы  постарались наполнить предметно  - развивающую среду группы предметами мужского и женского мира. Были созданы центры труда «Мастерилка», «Хозяюшка», в них находились разнообразные инструменты для труда, различные карточки и модели для самостоятельного пользования («Как прибить гвоздь», «Пришивание пуговицы»).

В группе  с детьми мы организовали  «Уголок мужских (женских) дел». В нём хранились предметы, иллюстрации, альбомы, а так же фотографии детей  участвующих в различных видах деятельности.

 В литературно-речевом  центре была создана библиотека. Большое внимание мною уделялось подборке художественных  произведений для мальчиков и девочек: рассказам, пословицам, стихотворениям.

В группе есть «Музей кукол», в котором собраны куклы, разных поколений, выполненные из разнообразного материала. Вместе с родителями дети изготавливали куклы - обереги, куклы  - настроения для своих близких и друзей.

Совместно с детьми, родителями были разработаны и внесены в  предметно-развивающую среду алгоритмы, модели, правила, схемы действий («Чем ты можешь помочь другу», «Последовательность действий») ролевого поведения, которые стимулировали детей на  их выполнение (см. приложение). Используя их, дети составляли рассказы,  придумывали истории, высказывали свою точку зрения на поступки людей  («А как бы ты поступил»). 

Физкультурный центр был оснащён разнообразными тренажерами, информационными плакатами о женских и мужских видах спорта, разнообразными фотографиями детей «Всё в наших руках», «На пути к победе»; для девочек и мальчиков создали картотеку силовых упражнений и комплексы ритмической гимнастики.

Предметно-игровая среда  организовывалась  так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом

Во время проведения праздников «День Матери», «День защитника  Отечества» дети с удовольствием  читали стихи, ставили инсценировки.  Вместе с детьми был проведён КВН «Сказочный мир», викторина на знание пословиц о дружбе, семье, доме; изготавливали, газеты, альбомы, открытки на различные праздники, оформлялись выставки поделок, фотографий, рисунков: «Это я!», «Моя семья», «Из чего же сделаны наши…».

Гендерный подход в воспитании девочек и мальчиков прослеживался  и через различные занятия: физкультурное, музыкальное, изобразительную деятельность, театральную деятельность. На физкультурных  занятиях дети выполняли действия в  соответствии с полом. Проводились спортивные  праздники и досуги («Богатыри», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зверобика»).

Мною были использованы и другие подходы к решению проблемы в  воспитании черт будущего семьянина, например, через ознакомление с трудом взрослых: дети готовили разнообразные кулинарные изделия, салаты; организовывался совместный труд на участке с родителями (уборка участка, снежные постройки, оформление клумб)  и т.д.

Работа с родителями тоже носила творческий характер, так как заинтересовать современных родителей в настоящее время бывает очень сложно.

 Для родителей была создана  библиотека, где были подобраны  книги по разделам: «Советы для  пап и мам», «Игры для девочек  и мальчиков», «Безопасность», «Мальчики  и девочки: два разных мира»,  «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях», «Гигиена мальчиков и девочек».

С помощью родителей были  составлены картотеки: пословиц и поговорок, подвижных игр, национальных игр, стихотворений к мужским и женским профессиям, пальчиковых игр.

В родительском уголке, для повышения культуры родителей по вопросам гендерной социализации, были представлены консультации специалистов:

- психолога («Психологические  отличия мальчиков от девочек»);

- инструктора по физическому  воспитанию («Физические различия  мальчиков и  девочек»);

- руководителя изобразительной  деятельности («Как и чем, увлечь  мальчишек и девчонок»);

- музыкального руководителя («Праздники  мальчиков и девочек») и т. д.

- социолога («Родословное древо  семьи).

Как итог работы с родителями был издан журнал «Родительский вестник» (советы, рекомендации, консультации специалистов).

Третий этап (итоговый).

Контрольное интервьюирование детей  и родителей, а так же итоговая выставка и занятие показали, что  у детей расширился кругозор, увеличился объём знаний о гендерной идентификации, повысился интерес к окружающим людям и ровесникам, их взаимоотношениям. Дети изменили представление о роли мужчины и женщины в семье, научились понимать различия между мальчиками и девочками, стали проявлять заботу друг о друге и о своих мамах. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, оказывать помощь в совместной деятельности.  У детей сформировалось эмоционально - положительное отношение к выполнению будущей социальной роли и  изменилось  отношение  родителей к своим детям.

Заключение.

В итоге реализации проекта были получены ожидаемые   результаты: повысился уровень знаний, создана  предметно-развивающая среда с  учётом интересов мальчиков и  девочек, выросла культура общения между детьми, поэтому считаю, что поставленные мною цель и задачи реализовались в полной мере. Проект позволил интегрировать сведения из разных областей знаний и решить задачи: познавательную и воспитательную. Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков дал возможность задействовать различные виды детской деятельности. В проекте дети выполняли конкретные дела, а не только оперировали отвлечёнными понятиями.

Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключалась  в том, что проект не был «привязан» к программе и не имел чётких границ. Дети, как и воспитатель, были свободны своём творчестве. Результат проекта показал возможность свободного выбора и варьирования приёмами, методами и содержанием. При его реализации возникали новые творческие идеи.

Таким образом, мой опыт работы показал, что проектная деятельность один из наиболее эффективных методов, позволяющий  создать естественную ситуацию общения  и практического взаимодействия детей и взрослых, наиболее целесообразная форма для решения задач гендерной социализации и других сторон в воспитании дошкольников.


Информация о работе Социализация детей с ЗПР