Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:44, курсовая работа
В настоящее время актуальна проблема социализации детей в обществе. Приоритетом моей работы является: подготовка детей к выполнению будущей социальной роли. Поэтому направлением своей работы я выбрала:
Проектно-творческая деятельность как средство социализации детей.
Всю свою деятельность я строю через личностно-дифференцированный подход к каждому ребёнку.
В своей работе я так же использовала дидактические игры, направленные на развитие культуры поведения («Оцени поступок», «Найди правильное действие»); на знакомство с различными профессиями («Кому, что нужно для работы», «Рассеянный художник»); на определение эмоционального состояния («Настроение», «Ссора и примирение»); на развитие представлений о себе («Части тела», «Собери картинку»).
Вместе с детьми мы создали игру-пособие «Цепочка жизни», направленное на определение последовательности жизненных циклов человека (младенец - мальчик- подросток- юноша- мужчина- папа- дедушка; младенец – девочка – девушка – женщина – мама – бабушка).
В работе использовались и словесные игры (см. приложение): « Кто кем является» (Мальчик – сын, внук, брат, отец, дядя; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, тётя.), «Назови женские (мужские) имена» и др. В процессе игр дети учились употреблять слова и выражения, отражающие нравственные представления (сочувствие, сострадание), а так же пользоваться средствами интонационной выразительности темпом и стилем речи, знакомились с правилами речевого этикета: приветствие, прощание, благодарение, утешения и др.
Очень большой интерес вызывали у детей упражнения направленные на развитие фантазии: «Какая я буду мама», «Каким я буду папой», «Моя будущая профессия» и др.. Их рассказы записывались в Книгу Желаний. Мамам и папам было очень интересно прочитать фантазии своих детей.
Вместе
с детьми и родителями мы
постарались наполнить
В группе с детьми мы организовали «Уголок мужских (женских) дел». В нём хранились предметы, иллюстрации, альбомы, а так же фотографии детей участвующих в различных видах деятельности.
В литературно-речевом
центре была создана
В группе есть «Музей кукол», в котором собраны куклы, разных поколений, выполненные из разнообразного материала. Вместе с родителями дети изготавливали куклы - обереги, куклы - настроения для своих близких и друзей.
Совместно с детьми, родителями
были разработаны и внесены в
предметно-развивающую среду
Физкультурный центр был оснащён разнообразными тренажерами, информационными плакатами о женских и мужских видах спорта, разнообразными фотографиями детей «Всё в наших руках», «На пути к победе»; для девочек и мальчиков создали картотеку силовых упражнений и комплексы ритмической гимнастики.
Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом
Во время проведения праздников «День Матери», «День защитника Отечества» дети с удовольствием читали стихи, ставили инсценировки. Вместе с детьми был проведён КВН «Сказочный мир», викторина на знание пословиц о дружбе, семье, доме; изготавливали, газеты, альбомы, открытки на различные праздники, оформлялись выставки поделок, фотографий, рисунков: «Это я!», «Моя семья», «Из чего же сделаны наши…».
Гендерный подход в воспитании
девочек и мальчиков
Мною были использованы и другие подходы к решению проблемы в воспитании черт будущего семьянина, например, через ознакомление с трудом взрослых: дети готовили разнообразные кулинарные изделия, салаты; организовывался совместный труд на участке с родителями (уборка участка, снежные постройки, оформление клумб) и т.д.
Работа с родителями тоже носила творческий характер, так как заинтересовать современных родителей в настоящее время бывает очень сложно.
Для родителей была создана библиотека, где были подобраны книги по разделам: «Советы для пап и мам», «Игры для девочек и мальчиков», «Безопасность», «Мальчики и девочки: два разных мира», «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях», «Гигиена мальчиков и девочек».
С помощью родителей были составлены картотеки: пословиц и поговорок, подвижных игр, национальных игр, стихотворений к мужским и женским профессиям, пальчиковых игр.
В родительском уголке, для повышения культуры родителей по вопросам гендерной социализации, были представлены консультации специалистов:
- психолога («Психологические
отличия мальчиков от девочек»)
- инструктора по физическому воспитанию («Физические различия мальчиков и девочек»);
- руководителя изобразительной деятельности («Как и чем, увлечь мальчишек и девчонок»);
- музыкального руководителя («Праздники мальчиков и девочек») и т. д.
- социолога («Родословное древо семьи).
Как итог работы с родителями был издан журнал «Родительский вестник» (советы, рекомендации, консультации специалистов).
Третий этап (итоговый).
Контрольное интервьюирование детей и родителей, а так же итоговая выставка и занятие показали, что у детей расширился кругозор, увеличился объём знаний о гендерной идентификации, повысился интерес к окружающим людям и ровесникам, их взаимоотношениям. Дети изменили представление о роли мужчины и женщины в семье, научились понимать различия между мальчиками и девочками, стали проявлять заботу друг о друге и о своих мамах. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, оказывать помощь в совместной деятельности. У детей сформировалось эмоционально - положительное отношение к выполнению будущей социальной роли и изменилось отношение родителей к своим детям.
Заключение.
В итоге реализации проекта были получены ожидаемые результаты: повысился уровень знаний, создана предметно-развивающая среда с учётом интересов мальчиков и девочек, выросла культура общения между детьми, поэтому считаю, что поставленные мною цель и задачи реализовались в полной мере. Проект позволил интегрировать сведения из разных областей знаний и решить задачи: познавательную и воспитательную. Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков дал возможность задействовать различные виды детской деятельности. В проекте дети выполняли конкретные дела, а не только оперировали отвлечёнными понятиями.
Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключалась в том, что проект не был «привязан» к программе и не имел чётких границ. Дети, как и воспитатель, были свободны своём творчестве. Результат проекта показал возможность свободного выбора и варьирования приёмами, методами и содержанием. При его реализации возникали новые творческие идеи.
Таким образом, мой опыт работы показал, что проектная деятельность один из наиболее эффективных методов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, наиболее целесообразная форма для решения задач гендерной социализации и других сторон в воспитании дошкольников.