Социализация младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития иобогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире.
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Содержание

I. Социализация младших школьников как социально-педагогическая проблема 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Особенности социализации младших школьников: сущность, понятие 16
II. Методологические основы социализации младших школьников 23
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Проблемы темперамента.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Социализация включает и образование, и воспитание, и сверх того всю  совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Существуют два основных подхода  в определении сущности процесса социализации: 1) социализация — это  своеобразный вид дрессировки, это  «улица с одностронним движением», когда активной стороной является общество, а сам человек - пассивный объект его разнообразных воздействий; 2) с этим подходом согласны в настоящее время подавляющее большинство социологов - он основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида. 6

При этом социализация рассматривается  как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Социализация формирует человека как члена общества, которое желает сформировать определенный тип человека, соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.

На современном же этапе идеал  полноценного члена общества имеет  много характеристик, общих или  более или менее сходных для  различных обществ. Следовательно, процесс социализации в различных  обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик. Это связано, прежде всего, с глобальными общемировыми тенденциями (урбанизация, информатизация, экологические, демографические и другие изменения).

Необходимо отметить, что содержание процесса социализации определяется тем, что общество заинтересовано в том, чтобы члены общества:

    • овладевали ролями мужчины или женщины (успешная поло-ролевая социализация);
    • могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация);
    • создали прочную семью (усвоили семейные роли);
    • были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.

Вышеперечисленные условия социализации и характеризуют человека как  объект социализации, но человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в  неразрывном единстве с реализацией  своей активности, саморазвитием  и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

В современной педагогической науке  выделяют следующие уровни становления  человека, которые тесно взаимосвязаны: биологический, психологический, социальный, мировоззренческий, но на различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. Например, если в детские годы наиболее интенсивно происходит физическое развитие человека, то впоследствии доминируют социальный и мировоззренческий компоненты.

Особенностью детей младшего школьного  возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие  к взрослым, главным образом, к  учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит о нем взрослый. Это напрямую касается самооценки. В отличие от дошкольников у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

В младшем школьном возрасте самостоятельный  контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Кроме  того, на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности у ребенка складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Примерно между 6-ю и 11-ю годами у ребенка возникает представление о том, как можно скомпенсировать недостаток своих способностей за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот.

Параллельно с мотивацией достижения успеха и под ее влиянием в младшем  школьном возрасте совершенствуется трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает  как следствие неоднократно повторяющихся  успехов при приложении достаточных усилий и получений ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении цели. Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При этом очень важно, чтобы сочетание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

С поступлением ребенка в школу  происходят и изменения в его  взаимоотношениях с окружающими  людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается  время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей ІІІ-ІV классов отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка; у большинства детей к ІІІ-ІV классам обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения в учебной, игровой, трудовой деятельности детей.

К концу младшего школьного возраста, к ІІІ-ІV классам школы, повышенное значение для детей приобретают  отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях.

 

 

 

 

 

II. Методологические основы социализации младших школьников

 

Мы изучили ряд программ направленных на совершенствование условий социализации младших школьников, что позволило нам обобщить методологические основы программ данного направления.

Цель программы: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость  акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.

 

Задачи программ:

    • Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
    • Формирование положительной Я – концепции;
    • Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
    • Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
    • Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
    • Развитие навыков рефлексивных действий.

 

Примерный учебно-тематический план программ:

      1. 1 модуль “Становление социальной позиции ребёнка 6-7 лет”.

Основная цель данного модуля конкретизируется в следующих задачах:

    • Диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.
    • Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли.
    • Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.
      1. 2 модуль “Волевая регуляция поведения и деятельности”.

Цель: Формирование и развитие волевых  качеств как социально значимых свойств личности.

      1. 3 модуль “Психолого – педагогический статус ученика начальной школы”.

Задачи модуля:

        • Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников;
        • Определить комплекс продуктивных приёмов психолого-педагогического сопровождения выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем звене.

По анализу данных предыдущих диагностик создаются две группы для дальнейшей работы.

    • Первая группа работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.
    • Вторая группа работает над развитием мотивационно – личностного компонента: самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

Занятия в группах проводятся в  форме тренингов и игровых  упражнений. Учащимся представляется возможность вступить во взаимодействие со сверстниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать эти действия. Занятия проводятся с чередованием, 1 раз в неделю и составляют 19 – 20-ть занятий.

 

Далее работа ведется по таким направлениям:

    • 1.“Волевая регуляция поведения и деятельности” - для формирования и развития волевых качеств как социально значимых свойств личности.
    • 2.“Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников” - для развития поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях; для развития мотивационно-личностного компонента – самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

Работа по социальному развитию должна проходить и в учебной деятельности.

На уроках окружающего мира акцентируется  внимание на расширение у детей представлений  о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и  явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.

Эта работа ведется через дидактические  игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.

Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Никакие пожелания, приказы, наказания  не могут заставить человека вести  здоровый образ жизни, охранять и  укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Анализируя программы мы выявили пути, через которые будет формироваться сознательное отношение к здоровой жизни:

      • Самосохранение.

Через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.

Через ознакомление с правилами  дорожного движения – воспитание в них навыков безопасного  поведения на улице.

      • 2. Подчинение этнокультурным требованиям.

Именно сейчас члены семьи, педагоги являются для ребенка примером осознанного  подражания, и ребенок в 7-8 лет  действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых  действий.

      • 3. Получение удовольствия от самосовершенствования.

Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.

Мы учим ребенка осознавать эту  радость – он овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные  пальцы; чистая, красивая одежда – тоже приятно.

Эти мотивации формирования стиля  здоровой жизни доступны ребенку 7-8 лет.

 

 

 

 

Работа по формированию социальных качеств.

Воспитанность человека характеризуется  различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения  личности к окружающему миру и к самой себе.

Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать  обязательными для граждан нашей  страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Это такие социальные качества:

    • Товарищество.
    • Уважение к старшим.
    • Доброта.
    • Честность.
    • Трудолюбие.
    • Бережливость.
    • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
    • Любознательность.
    • Любовь к прекрасному.
    • Стремление быть сильным, ловким.

Информация о работе Социализация младших школьников