Социализация младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития иобогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире.
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Содержание

I. Социализация младших школьников как социально-педагогическая проблема 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Особенности социализации младших школьников: сущность, понятие 16
II. Методологические основы социализации младших школьников 23
Заключение 29
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Проблемы темперамента.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет  определить уровень социального  развития школьника.

Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся.

Эти социальные качества развивались  через различные формы работы:

    • В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах.
    • Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.

 

Особенности полоролевой социализации

Педагогический интерес к полоролевому развитию во взаимосвязи с полоролевой социализацией ребенка обусловлен целым рядом обстоятельств, и прежде всего, пониманием того, что в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола.

Специфика и динамика развития ребенка  как представителя пола в условиях современной психосексуальной культуры требует пересмотра педагогических позиций применительно к практике полового воспитания детей, а именно:

  • переориентации целей воспитания с когнитивного компонента полоролевого развития эмоционально - эффективный и поведенческий и обеспечения их связи;
  • учета специфики и динамики полоролевого развития, факторов полоролевой социализации в образовательном процессе;
  • создания условий для обеспечения взаимопроникновения процессов социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка;
  • реализации в образовательном процессе координирующей и компенсирующей функции полового воспитания.

 

 

Реализация подобных программ позволит младшим школьникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли, успешно функционировать в иной системе школьных отношений.

 

Заключение

 

Социализация – процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного  индивида как личности, процесс  усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и  воспитания, с помощью которых  человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Каждый ребёнок желает в будущем  достичь социального успеха. Однако, анализируя школьную статистику, мы видим, что далеко не у всех сегодняшних школьников достаточный уровень самостоятельности, слабо развиты умения анализировать и оценивать свою деятельность, свои поступки. Чтобы исправить ситуацию, необходимо, уже начиная с начальной школы, строить работу по адаптации и социализации личности.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и  преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в  это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.

Необходимо, чтобы учитель начальных  классов, целью своей педагогической деятельности считал создание такой образовательной среды, которая способствовала бы успешной социализации младших школьников.

Исходя из того, что в период младшего школьного детства  ведущей  деятельностью является учение, а личностными новообразованиями - самооценка, произвольное целеполагание и осознание принадлежности к обществу, деятельность по социализации младших школьников необходимо строить по 3 основным направлениям:

    • Обучение. Выбор программ, технологий, направленных на становление ребёнка как субъекта учебной деятельности.
    • Воспитание. Организация воспитательного процесса, направленного на развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребёнка.
    • Управление качеством образования на локальном уровне. Построение системы оценивания, способствующей формированию адекватной самооценки, навыков самоконтроля.

 

Таким образом, социализация младших  школьников средствами педагогики способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.

 

 

 

Список литературы

 

        1. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2007. - №4. - С.31.
        2. Вяткин А.П. Психологические методы изучения экономической социализации личности в процессе обучения. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - 228 с.
        3. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, 2007.
        4. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб, 2008.
        5. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 69-78.
        6. Невирко Д.Д. Методические основы изучения социализации личности на основе принципа минимального универсума // Личность, творчество и современность. 2009 . Вып. 3. - С. 3-11.
        7. Пахомов В.Н. Проект "гражданин" - способ социализации подростков // Народное образование. - 2009. - №7. - С.163.
        8. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2007.
        9. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.– сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2008.
        10. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С.32-39.
        11. Шинина Т.В. Влияние психодинамики на становление индивидуального стиля социализации детей младшего школьного возраста // Мат-лы Первой междун. научно-практич. конференции "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.). - М.: Смысл, 2009. - С.60-61.
        12. Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2008. - С.593-595.
        13. Шинина Т.В. Изучение процесса социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Том 2. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - С. 401-403.
        14. Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2008. - С.758-759.
        15. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 2009. - №6. - С.54-58.

1 Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.– сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2002.С. 176.

2 Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, 1997. С. 17.

3 Ссылка по Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. С 151.

4 Ссылка по Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. С. 152.

5 Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С.35.

6 Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 73.




Информация о работе Социализация младших школьников