Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 14:17, контрольная работа
В данной работе я рассмотрю социально-педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци из произведения «Письмо другу о пребывании в Станце».
Контрольная точка по предмету «История социальной педагогики»
Для работы использована литература:
Песталоцци И.Г. «Письмо другу о пребывании в Станце»
Избранные
педагогические сочинения в 3ех томах
под ред. Шабаевой М.Ф.
В данной
работе я рассмотрю социально-
(…)
наибольшего эффекта
от народного образования
можно добиться, хорошо
воспитав значительное
число лиц из
среды беднейших
детей в стране,
при условии, что
дети при этом
не будут изъяты
из своего круга,
а скорей благодаря
воспитанию будут
крепче связаны
со своей средой.
Крайне
необычное суждение автора можно
рассмотреть с двух сторон. В наши
дни ребенок, обучившись, стремится
покинуть «свой круг» из-за того,
что его манит новое и
Поэтому
в наши дни идея к сожалению
не актуальна и я не уверена, что
она когда ни будь вернет себе «силу».
Я
знал, насколько сами
по себе нужда и
житейские потребности
содействуют ясному
пониманию человеком
реального соотношения
вещей, развитию здравого
смысла природного остроумия
и пробуждению способностей,
которые, правда, на
этой низшей ступени
существования кажутся
покрытыми грязью, но,
очищенные от нее, излучают
яркий блеск.
Здесь мы можем увидеть яркое переложение поговорки «Хочешь жить – умей вертеться». И дети из бедных семей вертелись как могли – попрошайничали, находили себе ночлег и прочее-прочее. Смекалка, остроумие, умение выживать и многое другое развивается само – жизнь заставляет. Но ведь эти умения можно использовать во благо. Именно этого и пытался добиться Песталоцци, стараясь «очистить» эти умения от «уличной грязи».
Да и
сейчас принцип развития всех полезных
уличных навыков не изменился, но
вот очистить их будет намного тяжелее.
Связано это и с развитием человека, и
с возросшей преступностью, неблагополучием,
пьянством и наркоманией.
Я
хотел сделать
следующее: высвободить
детей из этой тины
и переместить
их в простую, но чистую
домашнюю обстановку
и домашние условия.
Я был уверен, что этого
достаточно для того,
чтобы они проявили
самый здравый смысл
и большую способность
к деятельности.
Настоящая
семья это всегда тепло и уют
домашнего очага, который способен
растопить любое сердце. Ведь это
явление, имя которому «Семья» появилось
в социуме явно не просто так. Самое главное,
что в нормальной семейной обстановке
растет обычный ребенок. И помещенные
туда бездомные детишки постепенно оттают,
станут добрее и изменятся. Семья это очаг
добра, который образумит и смягчит даже
самого оторванного мальчишку.
Своим
опытом я хотел, собственно,
доказать, что общественное
воспитание должно подражать
преимуществам домашнего
воспитания и что
первое имеет ценность
для человеческого
рода лишь в случае
подражания последнему.
Воспитание
в домашних условиях должно стать первым
во главе воспитания вообще. Ребенок воспитывающейся
в нормальной и благополучной семье получит
свои первые задатки будущей личности.
Как доказано наукой – ребенок учится
всему, копируя родителей и именно поэтому
на семье в первые годы лежит огромная
ответственность по воспитанию ребенка.
Как только будет задана база, ребенок
сможет спокойно войти в социум, не опасаясь,
что оно его сильно изменит. Влияние безусловно
будет, но оно не принесет значительных
изменений в личность.
Хорошее
человеческое воспитание
требует, чтобы дома
глаз матери ежедневно
и ежечасно безошибочно
читал в глазах,
на устах и на лице
ребенка любую
перемену его душевного
состояния. Такое
воспитание по существу
требует, чтобы сила
воспитателя была
подобна отцовской,
оживленной наличием
всех семейных отношений.
В любые
времена настоящая Мать всегда была
способна понять по глазам ребенка, что
с ним произошло. Ведь она максимально
приближена к ребенку морально и
телесно. Отцы в этом смысле находятся
чуть дальше и чаще всего они не замечают
изменений в ребенке. Однако, по моему
мнению, такое «чтение» ребенка может
происходить, только если в семье все благополучно.
Ребенок не будет открыт, если родители
не захотят его понимать или будут отталкивать
от себя. В социальной педагогике крайне
важно это самое взаимоотношение между
поколениями и людьми вообще. Также оно
применимо к педагогу и воспитаннику.
С
раннего утра до самой
ночи, все время, мои
дети должны были видеть
на моем лице и догадываться
по моим губам, что всем
сердцем я с ними, что
их счастье - мое счастье,
а их радость - моя радость.
Люди
эмоциональные существа, которые
способны копировать эмоции. В социальной
психологии есть понятие «заражение».
И именно от социального педагога
зависит, какой эмоцией он заразит своего
подопечного. Детишки, растущие без родителей,
получив положительную эмоцию от педагога,
будут только рады. Скорее всего они привыкли
к одиночеству, брошенности и непониманию.
Но стоит только тепло принять этого ребенка,
как постепенно тот оттает. Социальный
педагог должен помочь своему подопечному
оттаять, встать с колен на ноги, получить
тепло и заботу. Достигается это именно
за счет эмоций.
(…)
прежде всего я
хотел и должен
был приобрести
доверие и привязанность
детей.
Привязанность
и доверие одни из важнейших факторов
воспитания. Ребенок раскроется социальному
педагогу, если будет доверять ему всем
сердцем. Привязанность также имеет не
маловажную роль для социального педагога
– доверяющие и привязанные к педагогу
детишки будут лучше его слушаться и воспринимать.
С
утра до вечера я
был один среди
них. (…) Моя рука
лежала в их руке,
мои глаза смотрели
в их глаза. Мои
слезы текли вместе
с их слезами, и
моя улыбка сопровождала
их улыбку.
Если
педагог хочет добиться хорошего
результата, то он не должен отдаляться
от детей. В идеале он должен стать с ними
одним целым - своеобразной семьей, если
можно так сказать. Тогда и только тогда
педагог достигнет наибольшего отклика
со стороны детей.
Когда
они бывали здоровы,
я находился среди
них, когда они бывали
больны, я тоже находился
около них. Я спал в одном
помещении с ними. Вечером
я последним ложился
в постель, а утром первым
вставал. И даже будучи
уже в постели, я продолжал
молиться вместе с ними
и поучать их, пока они
не засыпали: этого желали
они. Под непрерывной
угрозой заражения,
я сам снимал с их платья
и с них самих грязь,
с которой почти невозможно
было бороться.
Данная
цитата еще одно подтверждение моих
слов. Единство с детьми - самый действенный
путь для воспитания и понимания
своих подопечных. Подопечные в таком
случае будут тянуться к своему наставнику,
что на них скажется несомненно положительно.
В
настоящее время
моя главная цель
была в первую очередь
направлена на то, чтобы,
воспользовавшись пробудившимся
в детях впервые
чувством, вызванным
их совместной жизнью,
и начавшимся развитием
их сил, сделать детей
братьями, сплотить
весь дом, словно одну
большую семью, и на
основе таких отношений
и вытекающего из них
настроения оживить
во всех детях чувства
справедливости и нравственности.
В данной
цитате автор говорит о том, что
он хочет создать как бы большую
и дружную семью. От себя скажу
лишь, что в таком случае получится
большой «рой» в котором детки
будут взаимодействовать и
Строгая
дисциплина была в
приюте, конечно, мало
возможна. Она должна
была явиться следствием
постепенно растущих
потребностей.
Когда
ребенок растет, он идет по своеобразной
лестнице. Постепенно он поднимается
все выше и выше. Изменяются его
взгляды и потребности, подопечный начинает
нуждаться в чем-то большем. Именно в этот
момент дисциплина, царящая в приюте, должна
направить его по правильному руслу. Это
должно делаться для того, чтобы подопечный
не свернул с правильного пути на кривую
дорожку, руководствуясь новыми потребностями.
Между
тем, если дети проявляли
жестокость и грубость,
я был строг
и применял даже телесные
наказания.
В семье жестокость и грубость всегда наказывались. Отец вправе ударить сына, если тот провинился, впрочем тоже касается и матери. Также стоит учесть, что Песталоцци работал с детьми из неблагополучных семей, а такие не всегда понимают слово. По большей части они понимают именно через боль телесного наказания.
В наши
дни педагогика слишком гуманна
– в большинстве своем телесные
наказания запрещены. Однако иногда они
необходимы, чтобы через «розги» донести
до подопечного какую-то суть. Некоторые
дети вообще воспринимают только физическую
боль, при этом сами редко испытывают боль
моральную или угрызения совести. Так
что, по моему мнению, телесные наказания
необходимы и по сей день.
Дорогой
друг, на детей мои
пощечины не могли
произвести дурного
впечатления, потому
что целые дни
я проводил среди
них, бескорыстно
привязанный к
ним, и жертвовал
собой для них.
Они не истолковывали
моих действий превратно,
потому что не могли
не оценить моего сердца;
не ценили его их родители,
друзья, посещавшие
меня иностранцы и педагоги.
И это было естественно.
Я на весь мир не обращал
внимания, лишь бы понимали
меня мои дети.
Интересный
пример того, как создав семью, и теплые
отношения в ней, потом применяются телесные
наказания. Дети на тот момент понимали
и знали своего наставника. Он стал для
них значимой фигурой в приюте. Именно
поэтому наказание, когда оно применялось,
не воспринималось в штыки. Подопечные
знали, что наставник наказывает их за
плохой поступок, а не просто так. В итоге
наказание вообще приобретало просто
огромную моральную эффективность.
Все
элементарное нравственное
образование покоится
вообще на трех основаниях:
выработать с помощью
чистых чувств хорошее
моральное состояние;
упражнять нравственность
на справедливых и добрых
делах, превозмогая
себя и прилагая усилия;
и, наконец, сформировать
нравственные воззрения
через размышление и
сопоставление правовых
и нравственных условий,
в которых ребенок находится
в силу своего происхождения
и окружающей его среды.
Воспитать
в человеке нравственность, пожалуй,
одна из основных целей социального
педагога. Моральное восприятие, чувство
справедливости и правильные нравственные
воззрения – вот три «кита» на которых
стоит само нравственное образование.
Развив и привив эти качества социальный
педагог в идеале получит примерного и
социально здорового человека. Однако
не всегда это работает – общество все
же влияет на идвидуума и поэтому тот не
всегда поступает по своим нормам и правилам,
которые ему когда-то привили.
Я
полагаю, что обучение,
отличающееся многословием
и не соответствующее
ни духовным качествам,
ни внешним обстоятельствам
учащихся, вносит беспорядок
в их мышление в
первый период его развития.
Многословие
никогда не приносило пользы. Во
время лекции человек может воспринимать
лектора от силы минут десять, затем
наступает ступор. Человек потихоньку
скучает и воспринимает хуже ту информацию,
что ему дают. Именно поэтому надо
следовать поговорке «краткость – сестра
таланта». Информация, грамотно сокращенная
и систематизированная усваивается подопечным
лучше, нежели каша из слов. Также от себя
замечу, что саму информацию можно разнообразить
интересным материалом и отвлеченными
примерами из жизни, но это не должно занимать
слишком много времени от урока.
Информация о работе Социально-педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци