Социокультурный подход, как основа профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 23:13, контрольная работа

Описание

Цель моей работы изучить данную тему в соответствии с поставленными задачами.
Приступая к работе, я поставила перед собой такие задачи:
 Рассмотреть историко-педагогические предпосылки разработки социокультурного подхода в образовании;
 Изучить методологический принцип культуросообразности образования;
 Рассмотреть основные задачи системного социокультурного развития образовательного учреждения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Раздел 1. Историко-педагогические предпосылки разработки
социокультурного подхода в образовании……………………………….4
Раздел 2. Методологический принцип культуросообразности образования……………………………………………………………………….6
Раздел 3. Цели и задачи социокультурного системного развития образовательного учреждения…………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………13

Работа состоит из  1 файл

Контрольная педагогика высшей школы.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ,

МОЛОДІ  І СПОРТУ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМЕНІ ВОЛОДИМИРА ДАЛЯ

 

 

 

ФІЛОЛОГІЧНИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра педагогіки

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНА РОБОТА

з дисципліни Основи педагогіки вищої школи

на тему «СОЦІОКУЛЬТУРНИЙ ПІДХІД, ЯК ОСНОВА ПРОФЕССІЙНОЇ ОСВІТИ»

 

 

 

 

 

 

 

Виконав:                                                                           ст. гр. МКз – 571

                                                                                               Гладкова Я.Ю.

Перевірив:                                                                        доц. Бєлих О.С.

 

 

Луганськ-2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

Раздел 1. Историко-педагогические предпосылки разработки

социокультурного подхода в образовании……………………………….4

          Раздел 2. Методологический принцип культуросообразности образования……………………………………………………………………….6

           Раздел 3. Цели и задачи социокультурного системного развития образовательного учреждения…………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………….12

Список использованной литературы……………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Тема моей контрольной работы «Социокультурный подход, как основа профессионального образования».

Данная тема является актуальной, так как в современном обществе система профессионального образования подвергается усовершенствованию и видоизменению для достижения наивысшей эффективности образовательного процесса. А социокультурный аспект играет одну из ведущих ролей в формировании эффективной системы образования.

Цель моей работы изучить данную тему в соответствии с поставленными задачами.

Приступая к работе, я поставила перед собой такие задачи:

                  Рассмотреть историко-педагогические предпосылки разработки социокультурного подхода в образовании;

                  Изучить методологический принцип культуросообразности образования;

                  Рассмотреть основные задачи системного социокультурного развития образовательного учреждения.

Объектом исследования в данной работе является образование, как система подходов по усвоению знаний умений и навыков.

Предмет исследования – социокультурный подход в системе образования, как основополагающий ее фактор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть1. Историко-педагогические предпосылки разработки социокультурного подхода в образовании.

Социокультурный подход в сфере образования сложился сравнительно недавно в результате утверждения идеи значимости социальных факторов в воспитании и выделения во второй половине XIX – начале XX века социума как «третьего педагогического пространства» наряду со школой и семьей – традиционными институтами воспитания [8, с. 35]. Был научно обоснован принцип социальной обусловленности (народности и культуросообразности воспитания). Основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский подчеркивал большую роль в обеспечении целостности обучения и воспитания семьи, общества, народа, религии, языка, истории. В отечественной педагогике XIX века активно утверждалась идея народности воспитания, для того чтобы дети, осмыслив реалии и ценности отечественной культуры, смогли «стать полезны себе и обществу». Ушинский писал, что если учение не хочет быть сухим, отвлеченным и односторонним, а стремится к тому, чтобы «развивать дитя во всей его дивной, гармонической природной целости, то не должно никогда терять из вида места и времени» [3, с. 355], нельзя отказываться от многовекового опыта поколений, связанного с народной жизнью, культурой и христианской религией [4, с. 75].

Особый вклад в разработку социокультурного подхода в отечественном образовании в ХХ веке внес представитель педагогики Русского Зарубежья Василий Васильевич Зеньковский. По выражению В.В. Зеньковского, благодаря социальной среде ребенок может получать «наследие» [5, с. 27] опыта предыдущих поколений. Концентрация внимания на социальной стороне дела позволяет в процессе обучения препятствовать «атомизации детского материала» и развитию в ребенке избыточного эгоцентризма [5, с. 27]. Рассуждая о значимости социального начала в процессе образования, В.В. Зеньковский подчеркивает, что само мышление человека «социально как по своим корням, так и по своему процессу» [5, с. 28]. Любая научная работа невозможна вне социальности, к тому же процесс нормального взаимодействия между людьми основан на законах иерархии, которые, в свою очередь, требуют пристального изучения, особенно если речь идет о возникновении авторитета и формировании навыков коллективного поведения. В некоторых случаях В.В. Зеньковский именует школу хоть и не преображенной, но «общиной» [5, с. 30] – целостным организмом, открывающим простор для социального творчества. В.В. Зеньковский выделяет и подробно описывает три типа социальных структур: иерархический, кооперативный (то есть предполагающий сотрудничество на равных для тех, кого данная структура объединяет), конкурентный (насыщенный постоянной борьбой ее составляющих) [15].

Сохраняя преемственность отечественной педагогической традиции, начало и конец ХХ века оказались объединены общей научно-педагогической реальностью – пониманием  значимости социокультурного подхода в решении воспитательных задач. В отечественной педагогике с середины 80-х годов ХХ века определились две тенденции в понимании социокультурной обусловленности воспитания:

– образовательная, требующая подчинения природы ребенка требованиям социальной системы (предполагается, что выражает эти требования образовательное учреждение);

– социально-педагогическая (межинституциональная), включающая ребенка в широкий контекст социальных связей, мобилизованных и приспособленных специально для решения социально-педагогических задач (образовательное учреждение в данном случае, обеспечивая взаимосвязь элементов воспитательной среды, выступает как интегратор совместной деятельности, общения и отношений).

Именно на основе межинституционального взаимодействия может быть осуществлена инновационная деятельность образовательных учреждений, ориентированная на решение важнейших проблем общества через подготовку «образованных, нравственных людей (способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия), ориентированных на сотрудничество, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны» [9, с. 3].

 

 

 

Раздел 2. Методологический принцип культуросообразности образования.

Современная образовательная ситуация характеризуется усилением культурологических оснований педагогической науки и практики.

Впервые принцип культуросообразности обучения и воспитания был сформулирован в первой трети XIX века немецким педагогом Фридрихом Адольфом Вильгельмом Дистервегом. В статье «О культуре и культуросообразном воспитании» Дистервег делит культуру на внешнюю (бытовую), внутреннюю (характеризующую духовную жизнь человека, его познавательную, эмоциональную и волевую активность) и общественную (определяющую все формы общественной жизни в их сочетании с культурой конкретного народа). По мнению Дистервега, общественная культура занимает промежуточное положение между внешней и внутренней, поэтому в процессе воспитания «необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить… в особенности же культуру страны, являющейся родиной ученика» [4, с. 31].

Сторонниками культуросообразного образования и воспитания были русские педагоги и философы XIX–ХХ веков: А.С. Хомяков, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин.

В работе «Путь духовного обновления» И.А. Ильин называет воспитание детей «укреплением их сердца, воли, воображения, их творческих замыслов» в национальном духовном опыте. «Есть закон человеческой природы и культуры, – пишет И.А. Ильин, – в силу которого все великое может быть сказано народом только по-своему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада» [6, с. 236]. Поэтому «надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига – были национальными, у нас в России – русскими» [6, с. 237].

Человек формируется культурной средой, активно живет в ней, воспроизводит и творчески развивает ее. Образование как процесс и результат становления личности в интересах человека, общества и государства не может существовать в отрыве от культуры. Наиболее емким и точным в контексте реалий современного образования является следующее определение понятия культуросообразности образования:

«Культуросообразность образования – соответствие содержания образования современному уровню культурного развития, культурным и нравственным традициям, ценностям и особенностям общества, направленность образования на приобщение личности к ценностям отечественной и мировой культуры и на интеграцию личности в национальную и мировую культуру, на сохранение и воспроизводство исторической преемственности поколений и связей образования с историческими и национально-культурными традициями и ценностями нашей культуры и культурных традиций. [11, с. 29].

Основой «Общенациональной программы развития воспитания детей на период до 2010 года» является идея развития общенационального воспитания.

Принцип культуросообразности назван в «Общенациональной программе развития воспитания до 2010 года» одним из ведущих принципов, определяющих развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами культуры. Реализация принципа культуросообразности предполагает целенаправленную деятельность социальных институтов по формированию у подрастающего поколения бережного отношения к историческому опыту своего народа, гармонизацию межпоколенческого взаимодействия граждан [13, с. 12].

В контексте принципа культуросообразности цель образования понимается как развитие духовных сил личности, становление человека субъектом культуры; в основу содержания образования полагается социокультурный опыт; результатом образовательного процесса становятся самоопределение, самоидентификация и обретение человеком культурной идентичности [8, с. 5].

Исследователи  выделяют ряд характеристик культуросообразного образования [8, с. 10–11]:

*     отношение к ребенку как ценности;

*     отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному оказать поддержку в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей (Е.В. Бондаревская), помочь ребенку «в порождении жизненных смыслов», которые станут основой для «самостоятельных и ответственных действий – поступков» (В.П. Зинченко);

*     отношение к образованию как к культурному процессу, целью            которого является:

– становление «личностного образа человека и его индивидуально-творческое развитие как субъекта жизни, культуры, социума» (Е.В. Бондаревская);

–  становление «базовой культуры» как «культуры жизненного (личностного и профессионального) самоопределения учащихся» (А.П. Тряпицына);

–  культурная идентификация – «установление подобия между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие ценностей культуры в качестве своих, проживание собственной жизни в формах культурного бытия народа в соответствии с такими образцами народной жизни, как соборность, духовность, патриотическое самосознание, бытовая обрядность» (Е.В. Бондаревская);

*     отношение к школе как к «системе культурологического типа, открытой в культуру современного мира, где образование генерирует способность человека к его воспроизводству в формах культурных практик» (А.П. Валицкая).

Принцип культуросообразности и социокультурный системный подход в образовании составляют единую методологическую основу разработки и реализации модели социокультурного системного развития образовательного учреждения.

 

Раздел 3. Цели и задачи социокультурного системного развития

образовательного учреждения.

 

В соответствии с социокультурным системным подходом к истокам в образовании важнейшей функцией школы как социального института является реализация целостной программы воспитания и обучения на основе развития внутреннего, духовного мира ученика, осмысления им первоначального контекста ценностей, свойственных отечественной культуре, с целью осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта [4, с. 199–200].

Стратегической целью развития образовательного учреждения в контексте социокультурного подхода является преобразование его в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будет иметь развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка, воспитание гражданина Украины, раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны [4, с. 200].

Информация о работе Социокультурный подход, как основа профессионального образования