Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.
Введение
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.
В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.
Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение, для всей будущей жизни ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:
- сенсорное развитие,
- развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи),
- формирование элементарных математических представлений,
- формирование развития речи,
- развитие мелкой и крупной моторики,
- физическое развитие,
- музыкальное развитие,
- творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).
У
детей, с раннего возраста занимающихся
в ДОУ по образовательной программе,
формируются эстетические мерки
в результате усвоения норм и правил
поведения, отражающие отношение к
универсальным человеческим ценностям.
Дети становятся все более самостоятельными,
независимыми от взрослых. Обогащается
их социальный опыт, усложняются взаимоотношения
с окружающими, так как у них
формируется самостоятельное
Современная
система отечественного дошкольного
образования строится на принципах
динамизма, вариативности организационных
форм, гибкого реагирования на потребности
общества и личности, характеризуется
возникновением новых видов воспитательно-
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования
Основные
программы дошкольного
Целостность
образовательного процесса может достигаться
не только путем использования одной
основной программы, но и методом
квалифицированного подбора специализированных
программ, каждая из которых включает
одно или несколько направлений
развития ребенка. Основные программы
определяют особенности организации
жизни детей в контексте
В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.
В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией А.Симонович. Авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 — 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.
Процесс
реорганизации всей системы образования,
протекающий много лет, предъявляет
высокие требования к организации
дошкольного воспитания и обучения,
интенсифицирует поиски новых, более
эффективных психолого-
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
На
современном этапе развития России
происходят изменения в образовательных
процессах: содержание образования
усложняется, акцентируя внимание педагогов
дошкольного образования на развитие
творческих и интеллектуальных способностей
детей, коррекции эмоционально-
Инновационные технологии - это система
методов, способов, приёмов обучения,
воспитательных средств,
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социо-культурная среда - потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
В понятие педагогической технологии входят:
- концептуальная основа; содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
- технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).
Управляемость
дает возможность диагностического
целеполагания, планирования, проектирования
процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средствами и методами с
целью коррекции результатов. Эффективность
усматривает оптимальность по затратам,
гарантию достижения определенного стандарта
обучения.
3.
Современные модели
дошкольного образования
в России
1.
Модель образования как
2.
Модель развивающего
3.
Традиционная модель
Информация о работе Современая система дошкольного образования в РФ