Современая система дошкольного образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Работа состоит из  1 файл

Современная система доршкольного образования в РоссииWord.docx

— 34.36 Кб (Скачать документ)

     Введение 

       Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

     В последние годы психологи все  чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

       В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

     Именно  этот период – возраст раннего  детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным  для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет  жизненно важное значение, для всей будущей жизни ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:

     - сенсорное развитие,

     - развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи),

     - формирование элементарных математических представлений,

     - формирование развития речи,

     - развитие мелкой и крупной моторики,

     - физическое развитие,

     - музыкальное развитие,

     - творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).

     У детей, с раннего возраста занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки  в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к  универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается  их социальный опыт, усложняются взаимоотношения  с окружающими, так как у них  формируется самостоятельное представление  о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности – формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.

     Современная система отечественного дошкольного  образования строится на принципах  динамизма, вариативности организационных  форм, гибкого реагирования на потребности  общества и личности, характеризуется  возникновением новых видов воспитательно-образовательных  учреждений для детей, разнообразием  педагогических услуг.

     Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании  программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных  целей и задач дошкольного  образования

     Основные  программы дошкольного образования  определяют содержание дошкольной ступени  образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый  и достаточный для всестороннего  развития ребенка уровень образования.

     Целостность образовательного процесса может достигаться  не только путем использования одной  основной  программы, но и методом  квалифицированного подбора специализированных  программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений  развития ребенка. Основные программы  определяют особенности организации  жизни детей в контексте обеспечения  всех ее сторон и с учетом использования  следующих форм детской деятельности: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время  в течение дня.

  1. История дошкольного образования в России

     В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

     В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией А.Симонович. Авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.

     В 1871 году было создано Санкт-Петербургское  общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 — 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.

    1. Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста
 

     Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет  высокие требования к организации  дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более  эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные  процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь  систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия  потенциальных способностей ребёнка.

     Развитие  дошкольного образования, переход  на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации  определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

     На  современном этапе развития России происходят изменения в образовательных  процессах: содержание образования  усложняется, акцентируя внимание педагогов  дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой  и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию  познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных  технологий.

       Инновационные технологии - это система  методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных  на достижение позитивного результата  за счёт динамичных изменений  в личностном развитии ребёнка  в современных социо-культурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

     Можно выделить следующие причины появления  инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социо-культурная среда - потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

     В понятие педагогической технологии входят:

     - концептуальная основа; содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);

     - технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

     Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.  
 
 
 
 

     3. Современные модели дошкольного образования в России 

     1. Модель образования как государственно-ведомственной  организации. В этом случае  система образования рассматривается  структурами государственной власти  как самостоятельное направление  в ряду других отраслей народного  хозяйства. Строится она по  ведомственному принципу с жестким  централизованным определением  целей, содержания образования,  номенклатуры учебных заведений  и учебных дисциплин в рамках  того или иного типа образовательной  системы. При этом учебные заведения  однозначно подчиняются и контролируются  административными или специальными  органами.

     2. Модель развивающего образования  (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов  и др.). Эта модель предполагает  организацию образования как  особой инфраструктуры через  широкую кооперацию деятельности  образовательных систем разного  ранга, типа и уровня. Такое  построение позволяет обеспечивать  и удовлетворять потребности  различных слоев населения страны  в образовательных услугах; быстро  решать образовательные задачи  и обеспечивать расширение спектра  образовательных услуг. Образование  также получает реальную возможность  быть востребованным другими  сферами - впрямую, без дополнительных  согласований с государственной  властью. В этом случае сфера  образования выступает в качестве  звена социальной практики.

     3. Традиционная модель образования  (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках его сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

Информация о работе Современая система дошкольного образования в РФ