Современая система дошкольного образования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Работа состоит из  1 файл

Современная система доршкольного образования в РоссииWord.docx

— 34.36 Кб (Скачать документ)

     4. Рационалистическая модель образования  (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в "поведенческий" аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.

     В идеологии современной рационалистической модели образования центральное  место занимает бихевиористская (от. англ. behavior - поведение) концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят из сравнительно пассивной роли учащихся, которые, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают, таким образом, адаптивный "поведенческий репертуар", необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность, естественность и др. Таким образом, поведенческие цели вносят в образовательный процесс дух узкого утилитаризма и навязывают учителю негибкий механический образ действий, что снижает его ценность. Идеалом в этом случается становится точное следование предписанному шаблону, и деятельность учителя, превращается в натаскивание учащихся (например, на выполнение тестов). И вследствие этого такие проблемы, как творческий характер не только учения, но и преподавания, даже не обсуждаются.

     5. Феноменологическая модель образования  (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на "образовательный конвейер". Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не "отливать" в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги данной ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.  
 
 
 
 
 
 

  1. Современная модель дошкольного образования
 

     Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки  зрения долгосрочных социальных и образовательных  эффектов.

     Поэтому самостоятельным элементом современной  модели образования становится система  раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 году созданы специальные  службы педагогической поддержки раннего  семейного воспитания и целевые  программы сопровождения детей  из семей группы риска. Для эффективной  реализации этих программ будут разработаны  специальные методические рекомендации субъектам Российской Федерации, муниципалитетам  и образовательным учреждениям. Для массового охвата дошкольным образованием государство будет  поддерживать многообразные программы  раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы  собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению  одаренности и возможных трудностей в развитии.

     Данный  тип образовательных услуг направлен прежде всего на максимально полное использование образовательного потенциала семей. В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования. Предшкольное образование (4–6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования.

     При этом подготовка к следующему этапу  обучения строится порой как простой  перенос элементов школьного  обучения в детский сад. Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности.

     Государственно-частное  партнерство в этой сфере будет  выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей.

       Конкретными вариантами новой  схемы могут быть группы дошкольного  образования при общеобразовательных  учреждениях, группы кратковременного  пребывания при образовательных  учреждениях различных типов  и видов, в том числе при  учреждениях дополнительного образования.  Уже в возрасте 3–6 лет формируются  такие ключевые для сегодняшнего  общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.  Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов. В России до сих пор работа воспитателей рассматривается скорее с точки зрения присмотра за детьми. В ближайшие четыре года планируется провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четыре-пять лет – переподготовку воспитателей.

     В целом уже в ближайшей перспективе  дошкольный этап образования должен стать всеобщим и массовым. К 2014 году как минимум два года дошкольного  образования в разных формах будут  непременным этапом взросления каждого  российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую  готовность детей к школьному  обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения.

  1. Разнообразия программ дошкольного образования
 

     В настоящее время основной организационной  формой дошкольного образования  являются дошкольные образовательные  учреждения шести разных видов, а  также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных  программ, разрабатываемых до сих  пор, нацелена именно на дошкольные образовательные  учреждения.

     Все программы дошкольных учреждений можно  разделить на комплексные и парциальные.

     Комплексные (или общеразвивающие) - включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое;  содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

     Парциальные (специализированные, локальные) - включают  одно или несколько направлений  развития ребёнка.

     Целостность образовательного процесса может достигаться  не только путём использования одной  основной (комплексной) программы, но и  методом квалифицированного подбора  парциальных программ.

     Комплексные программы дошкольного образования:

     - Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой.

     - Программа «Радуга» Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

     - Программа «Детство» Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

     - Программа «Истоки» Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

     - Программа «Развитие» Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

     - Программа «Кроха» Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.

     - Парциальные программы дошкольного образования

     Программа здоровье - сберегающего направления «основы  безопасности детей дошкольного  возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

     - Программы экологического воспитания

     - Программа «Юный эколог» Автор: С. Н. Николаева.

     - Программа «Паутинка»   Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова.

     - Программа «Наш дом — природа» Автор: Н. А. Рыжова.

     - Программа «Природа и художник» Автор Т. А. Копцева.

     - Программа «Интеграция» Автор Т. Г. Казакова.

     - Программа «Семицветик» Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.

     - Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» Автор Л.В.Куцакова.

     - Программа «Умка» — ТРИЗ Авторы: Л.М. Курбатова и др.

     - Программа «Гармония» Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан.

     - Программа «Малыш» Автор В. А. Петрова.

     - Программа «Музыкальные шедевры» Автор О. П. Радынова.

     - Программы социально-нравственного развития дошкольников

       - Программа «Я, ты, мы» Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

     - Программа «Я — человек» Автор С. А. Козлова.

     - Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

     - Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.

     - Программа «Наследие» Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

     - Программы физического развития и здоровья дошкольников

     - Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ. Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В.

     - Авторская программа «Играйте на здоровье», она базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа  создана  на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ  № 69   г.Белгорода. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.

     - Программа «Здоровье» Автор В. Г. Алямовская.

     - Программа «Дошкольник  и... экономика» Автор А. Д. Шатова. [15]

     Таким образом, большое количество образовательных  программ дает возможность современному дошкольному учреждению решать задачи не только воспитательные.   

     Заключение

     По  своему содержанию дошкольное обучение направлено на то, чтобы всесторонне  воспитывать и развивать ребенка, используя материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

     Ранний  возраст является наиболее ответственным  периодом жизни человека, когда формируются  наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие  ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность  в себе, доброжелательное отношение  к людям, творческие возможности, общая  жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Информация о работе Современая система дошкольного образования в РФ