Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание

Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь, в частности, идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.). Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
на разных этапах онтогенеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-7
3. История возникновения игрушки и ее классификация. . . . . . . . . . . . . . ..8-14
4. Анализ современных игрушек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14-17
5. Заключение: критерии выбора взрослыми игрушек для детей . . . . . . . . . . . .17-19
6. Список использованной литературы. . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Игрушка.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

  Важная  роль игрушки в жизни ребенка  не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

  Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика»[17, С.].

  В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

  1. звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;
  2. двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;
  3. образные игрушки - изображения животных и куклы;
  4. веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

  Однако, эта классификация не позволяет  дать научно-методичекие рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка. 

    В современной педагогике более  подробной  классификацией игрушек,  принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка: 

  • игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;
  • игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. -  содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
  • творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;
  • техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.  - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
  • настольные игры  способствуют развитию сообразительности,  внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
  • веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора; 
  • музыкальные игрушки -  поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией -   служат средством развития музыкального слуха;
  • театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие.

  В психологии  классификация игрушки  разработана В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

    • игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
    • игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

  Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

  В раннем возрасте ребенок получает так  называемые дидактические, то есть обучающие, игрушки,  в действиях с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся народные игрушки - мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень сильно изменили свой внешний вид. Например, игрушки-вкладыши имеют самые различные формы:  геометрических фигур,  фруктов и овощей,  очертаний различных животных. Русские матрешки  неоднократно меняли цвет и узоры на своих «нарядах». Но несмотря на эти изменения, неизменной осталась обучающая функция этих игрушек. Русскую матрешку педагоги и сейчас рассматривают как классический дидактический материал. С ее помощью ребенка можно научит сравнивать предметы по высоте, ширине, объему, цвету. Сама конструкция матрешки и всевозможных игрушек-вкладышей предоставляет ребенку возможность самоконтроля: попробуйте неправильно собрать матрешку - не удастся, только вкладывая в большую меньшую, ребенок может последовательно сложить все фигурки в одну. Поэтому такие игрушки часто называют автодидактическими.

  В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

  Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой.  Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность.

  Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет.

  Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

      • «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров;
      • характерные куклы ( кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;
      • куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;
      • этнографические куклы,  внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

  В последние годы игрушки начинают рассматриваться с точки зрения психотерапевтического воздействия на ребенка, поэтому появляются другие классификации игрушек. Возникло новое направление - куклотерапия, использующая в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, социального педагога, психолога, врача).

  Игрушки и материалы, необходимые для  игровой терапии, американский психолог  Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

  Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств.

  К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки  особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

  Игрушки, помогающие отреагировать  агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

        Игрушки для творческого  самовыражения и  ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что  не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.

  Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность социальному педагогу представить все многообразие современных игрушек, понять, что они не только способствует  появлению у  ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию),  но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

3 Анализ современных  игрушек

 

  Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим,  какой социальный опыт помогут усвоить  детям современные игрушки.

    Роль «прекрасной куклы» в  большинстве случаев выполняет  кукла Барби, к которой проявляется  неоднозначное отношение общественности как в нашей стране, так и за рубежом.

  Рассматривая  положительное влияние этой куклы  на развитие психики, психологи В.К.Лосева и А.И.Луньков указывают на то, что  она  позволяет усвоить  девочкам важный компонент женской  роли - роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком.  Освоение  этой роли  на Эдиповой фазе (3 - 5 лет), для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола,  дает  ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать чувство собственной неадекватности.

  Говоря  о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами    приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам. 

  За  последние годы изменился образ  не только «прекрасной куклы», но и  образ кукол-героев современных  мультфильмов. Они, как  указывалось  выше, имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки,  являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену  Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих  своим поведением реалии российских отношений,  пришли герои зарубежных - американских и японских - мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов?

  Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью,  сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулы, которым мог бы позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав.

  Особое  место среди игрушек-героев современных  мультфильмов занимают неземные существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины, покемоны. Всех их можно отнести  к  сказочным персонажам, но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.

Информация о работе Современная игрушка как средство социализации ребенка дошкольного возраста