Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:16, доклад
В контексте гуманистической парадигмы образования особое место занимает в настоящее время т.н. интерактивное обучение. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину.
Традиционно метод обучения определяют как способ взаимосвязанной и взаимоообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения.
Система общих методов обучения имеет следующий вид:
-методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, учебные дискуссии, лекции, диспуты);
-методы организации
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание;
-методы контроля (специальная
диагностика, устный и
В контексте гуманистической
парадигмы образования особое место
занимает в настоящее время т.н.
интерактивное обучение. Интерактивным
называется такое обучение, которое
основано на психологии человеческих
взаимоотношений и
1)эвристическая беседа; 2) дискуссия; 3) «мозговая атака»; 4) метод «деловой игры» и другие.
Эвристика – (от греч. – нахожу) –система логических приемов и методических правил исследования; метод обучения, способствующий целенаправленному развитию продуктивно-познавательных качеств мышления (находчивости, оригинальности, активности, самостоятельности и пр.). Следует отметить, что в практике педагогического процесса в вузе перечисленные методы, скорее всего, будут выступать не в «чистом виде», не самостоятельно, а их элементы будут «вкраплены» в разных долях в разные формы занятий. Возможно, что несколько разных методов из числа рассмотренных будут взаимодействовать на одном и том же занятии. Таким образом, следует иметь в виду, что использование и выбор методов обучения зависит от целей обучения, научной значимости изучаемого материала, от индивидуально-психологических особенностей студентов и уровня их подготовленности. Форму обучения можно определить как способ, характер взаимодействия педагога и обучаемых, обучаемых между собой, обучаемых с изучаемым материалом. В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекция, семинар, самостоятельная работа студентов, производственные и учебные практики, дипломное и курсовое проектирование.
На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей формой обучения является лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского lection – чтение.
Опыт и специальные исследования показывают, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Более того, в процессе обучения складываются ситуации, когда лекционная форма не может быть заменена никакой другой:
-при отсутствии учебников
по новым складывающимся
-новый учебный материл по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;
-отдельные темы учебника
особенно трудны для
-по основным проблемам
курса существуют
-лекция ничем не заменима
в тех случаях, где особенно
важно личное эмоциональное
Если учесть значительно
возросшую информированность
Студенту первого курса
следует знать некоторые
Семинарские занятия как форма обучения имеет давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематизации знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения.
Эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану, заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением.
Заслушивание и обсуждение докладов студентов является довольно распространенной формой. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную, систематическую работу студентов и помощь педагогов по мере необходимости.
При проведении семинарских
занятий методом развернутой
беседы по отдельным вопросам может
выступить заранее
Важным элементом семинара выступает дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Следует помнить, что добровольность выступлений – это еще не дискуссия, хотя и свидетельство активности студентов. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по подходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы.
Участие в дискуссии формирует у партнеров (студентов и преподавателей) коммуникативные навыки, культуру общения, в том числе умение терпимо относиться к мнению собеседника, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение оппонента.
Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем – диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции.
Некоторые семинарские занятия
могут проводиться методом «
Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных предложений, даже самых невероятных. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» - труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.
Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины. Важней их стороной являются упражнения. Как правило, на лабораторных работах основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов – решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи.
Важное значение в процессе обучения студентов имеют средства обучения, которые дают возможность полнее и глубже, доходчивее и проще изложить содержание излагаемого материала, способствуют формированию положительных мотивов учения.
Виды средств обучения весьма разнообразны, их состав постоянно меняется в зависимости от уровня развития науки и техники. Наиболее распространенными видами средств обучения являются:
1.Объекты окружающей среды,
взятые в натуральном или
2.Действующие модели (машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.д.).
3.Макеты и муляжи (технических установок и сооружений и пр.).
4.Приборы и приспособления для учебных экспериментов.
5.Графические средства (картины, рисунки, схемы, карты и т.п.).
6.Технические средства (компьютеры, локальные компьютерные сети, учебные кинофильмы, видео и аудио-записи и т.д.).
7.Учебники и учебные, методические пособия.
Учебник занимает особое место
среди других средств обучения. Он
является ведущим видом учебной
литературы. В нем систематически
излагается материал на современном
уровне достижений данной науки и
на доступном студенту языке. Чтение
учебника – важная часть самостоятельной
работы и учебы. Если некоторые студенты
считают эту работу чуть ли не единственно
нужной, то это является заблуждением.
Роль учебника в самостоятельной
учебе велика, хотя и не всеобъемлюща.
Она ограничена соответствующими функциями
учебника в изучении науки. Основная
функция учебника – ориентировать
студента в системе знаний, умений,
навыков, которые должны быть усвоены
в соответствии с программой учебного
предмета. Вторая функция учебника
состоит в том, что он очерчивает
некий круг обязательных знаний по
данному предмету, не претендуя на
глубокое раскрытие и подробное
доказательство логики их происхождения.
Дело студента – принять их к
сведению, чтобы самому разобраться
в рекомендованной научной
Особенностью современного
этапа развития человечества является
вступление его в информационную
цивилизацию, в связи, с чем особое
значение приобретают технические
средства, позволяющие принимать, обрабатывать
и хранить необходимую для
образовательно-развивающих
Компьютер как средство обучения имеет следующие возможности, обеспечивающие ему широкое применение в педагогическом процессе:
Комбинаторные – запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить в запомненной информации необходимую;
Вычислительные: быстро и точно преобразовывать любые виды информации;
Графические – представлять результаты своей работы в четкой форме (текст, рисунки, графики, диаграммы и др.);
Моделирующие – строить (создавать) модели (в том числе и динамические) реальных объектов и явлений.
Информационные технологии
способны формировать такие
Информация о работе Современные формы педагогического процесса