Современные формы педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:16, доклад

Описание

В контексте гуманистической парадигмы образования особое место занимает в настоящее время т.н. интерактивное обучение. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину.

Работа состоит из  1 файл

формы педаогического.docx

— 28.14 Кб (Скачать документ)

Условия, создаваемые с  помощью компьютера, способствуют формированию мышления обучающихся, ориентируют  их на поиск системных связей и  закономерностей. Но, являясь мощным средством оказания помощи в понимании  людьми многих явлений и закономерностей, компьютер может вызвать развитие алюголизма (потерю контроля над ситуацией), появление синдрома социальной изоляции и даже компьютерной зависимости  – новой болезни эпохи развитых информационных технологий. Cущественной частью педагогического процесса в вузе является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа –  это планируемая деятельность студентов, выполняемая по заданию и при  методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного  участия. Самостоятельная работа предназначена  не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков  самостоятельной работы вообще, в  учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной  ситуации и т.д. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной  деятельностью, не могут стать подлинным  достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей категории. В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы – подготовка к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, курсовых работ и дипломных проектов. Исследования показывают, что самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют три человека. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1.Репродуктивный (тренировочный)  уровень.

2.Реконструктивный уровень.

3.Творческий, поисковый уровень.

1.Тренировочные самостоятельные  работы выполняются по образцу:  решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная  деятельность студента проявляется  в узнавании, осмыслении, запоминании.  Цель такого рода работ –  закрепление знаний, формирование  умений, навыков.

2.Реконструктивные самостоятельные  работы. В ходе таких работ  происходит перестройка решений,  составление плана, тезисов, аннотирование.  На этом уровне могут выполняться  рефераты.

3.Творческая самостоятельная  работа требует анализа проблемной  ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно  произвести выбор средств и  методов решения (учебно-исследовательские,  задания, курсовые и дипломные  проекты).

Овладение навыками самостоятельной  работы с книгой и другими источниками  научно-технической, производственно-технологической  и общественно-политической информации включает в себя два основных взаимосвязанных  элемента – умение читать и умение вести записи. Культура чтения –  составная часть умственного  труда и культуры личности вообще – основа ее активной познавательной деятельности. Важное условие успешности работы с книгой – соблюдение определенной последовательности.

Один из сложных видов  самостоятельной работы – конспектирование. Каких-либо единых, пригодных для  каждого студента методов и приемов  конспектирования не существует. Однако это не исключает некоторых, наиболее общих правил, которыми следует овладеть любому студенту.

В конспекте (от лат. conspectus –  обзор) должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и  выводы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами  приходит с опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила – не торопиться записывать при первом же чтении, вносить  в конспект лишь то, что стало  ясным.

Форма ведения конспекта  может быть самой разнообразной, она может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания фамилии автора, полного  наименования работы, места и года издания.

Расширению и углублению знаний студентов способствует подготовка реферата (от лат. referre – докладывать, сообщать). Студенческие рефераты, как  правило, дополняют и развивают  основные вопросы, изучаемые на лекциях  и семинарских занятиях. Ведущее  место должны занимать темы, которые  представляют профессиональный интерес, несут элемент новизны. Тем самым  создается мотивационная готовность к самостоятельному выполнению задания. Реферат, включающий обзор нескольких источников, может служить основой  доклада на определенную тему для  выступления на семинаре или коллоквиуме. Cлово «коллоквиум» происходит от латинского слова «collokvium» - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя со студентами для диагностики результатов самостоятельной работы. Он выполняет контрольно-обучающие функции. Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показали исследования и опыт практической деятельности, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения.

Контроль педагогического  процесса выполняет следующие взаимосвязанные  функции:

Диагностическая функция: контроль это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального  поведения студентов.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала. Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить  пробелы в знаниях, особенности  личности, устранить пробелы, формирует  творческое отношение к предмету, стремление развить способности. Систему  контроля образуют экзамены, зачеты, письменные контрольные работы, рефераты, семинары, коллоквиумы, проектные работы. Каждая из форм имеет свои особенности и  преимущества. Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется  устная речь, развиваются навыки социального  взаимодействия. Письменные работы позволяют  документально установить уровень  знания материала, но требуют больших  затрат на проверку. Курсовые и дипломные  проекты выявляют уровень и качество самостоятельной работы студента, его  творческие способности, сформированность профессиональных качеств и свойств.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опросы, контрольные задания, тестирование).

Тематический контроль –  это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

Рубежный контроль – проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель  переходит к следующей части  учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. Итоговый контроль – экзамен  или зачет по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором  выявляется способность студента к  дальнейшей учебе. Заключительный контроль – госэкзамены, защита дипломной  работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной  комиссией. Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического  контроля.


Информация о работе Современные формы педагогического процесса