Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:16, доклад
В контексте гуманистической парадигмы образования особое место занимает в настоящее время т.н. интерактивное обучение. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину.
Условия, создаваемые с
помощью компьютера, способствуют формированию
мышления обучающихся, ориентируют
их на поиск системных связей и
закономерностей. Но, являясь мощным
средством оказания помощи в понимании
людьми многих явлений и закономерностей,
компьютер может вызвать
Самостоятельная работа – это планируемая деятельность студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей категории. В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы – подготовка к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, курсовых работ и дипломных проектов. Исследования показывают, что самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют три человека. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:
1.Репродуктивный (тренировочный) уровень.
2.Реконструктивный уровень.
3.Творческий, поисковый уровень.
1.Тренировочные
2.Реконструктивные
3.Творческая самостоятельная
работа требует анализа
Овладение навыками самостоятельной
работы с книгой и другими источниками
научно-технической, производственно-
Один из сложных видов самостоятельной работы – конспектирование. Каких-либо единых, пригодных для каждого студента методов и приемов конспектирования не существует. Однако это не исключает некоторых, наиболее общих правил, которыми следует овладеть любому студенту.
В конспекте (от лат. conspectus – обзор) должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами приходит с опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила – не торопиться записывать при первом же чтении, вносить в конспект лишь то, что стало ясным.
Форма ведения конспекта может быть самой разнообразной, она может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания.
Расширению и углублению
знаний студентов способствует подготовка
реферата (от лат. referre – докладывать,
сообщать). Студенческие рефераты, как
правило, дополняют и развивают
основные вопросы, изучаемые на лекциях
и семинарских занятиях. Ведущее
место должны занимать темы, которые
представляют профессиональный интерес,
несут элемент новизны. Тем самым
создается мотивационная
Контроль педагогического
процесса выполняет следующие
Диагностическая функция: контроль это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.
Обучающая функция контроля
проявляется в активизации
По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.
Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опросы, контрольные задания, тестирование).
Тематический контроль – это оценка результатов определенной темы или раздела программы.
Рубежный контроль – проверка
учебных достижений каждого студента
перед тем, как преподаватель
переходит к следующей части
учебного материала, усвоение которого
невозможно без усвоения предыдущей
части. Итоговый контроль – экзамен
или зачет по курсу. Это итог изучения
пройденной дисциплины, на котором
выявляется способность студента к
дальнейшей учебе. Заключительный контроль
– госэкзамены, защита дипломной
работы или дипломного проекта, присвоение
квалификации Государственной
Информация о работе Современные формы педагогического процесса