Современные основы преподавания экономики в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в

целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать

основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине

Содержание

Введение.



1.Основы методики преподавания.



1.1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента.

1.2.Сущность и содержание методики преподавания.

1.3. Предмет методики.

1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции.

1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.

1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.

1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.


2. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе.



2.1. Современная система высшего экономического образования.

2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика.

2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.

2.4. Роль математики в экономическом образовании.

2.5. Фундаментальная подготовка и специализация.


Заключение



Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая методика.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

рассадник знаний.

      Специфику и место семинара  как формы в системе учебного  процесса можно

определить такими обстоятельствами:

      во-первых, на семинарские, практические занятия отводится ныне от  1/3

до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических  дисциплин;

      во-вторых, из всех форм учебной  работы семинары предоставляют  наиболее

благоприятные возможности для углубленного  изучения  экономической  теории,

выработки самостоятельного творческого мышления у студентов;

      — в третьих, семинары —  это та учебная  форма,  с   которой  начинается

педагогическая  деятельность молодых преподавателей;

      - в-четвертых, успех семинара  зависит  не  только  и  не  столько  от

преподавателей, сколько от студентов.

      Исходя из этого, вопрос о  функциях семинара, практического   занятия  и

даже об их субординации  и  сегодня  является  дискуссионной  проблемой  для

педагогов, методистов и психологов.

      Нам представляется,  что основные  функции   семинара   (в   порядке

приоритетности) могут быть обозначены так.

      1. Учебно-познавательная функция  — закрепление, расширение, углубление

знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной  работы.

      2. Обучающая функция — школа  публичного выступления, развитие  навыков

отбора и обобщения  информации.

      3. Побудительная функция —   побуждение  на  основе  анализа   состояния

подготовки к  более активной и целеустремленной работе.

      4. Воспитывающая функция —  формирование  мировоззрения  и  убеждений,

воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.

      5. Контролирующая функция — контроль  за  уровнем  знаний  и   качеством

самостоятельной работы  студентов.  Скажем откровенно,  многие  педагоги  и

методисты именно эту функцию считают первоочередной.

      Исключительно многообразны формы  проведения семинарских,  практических

занятий. В ряде работ по методике их выделяют  до  15.  Рассмотрим  наиболее

распространенные.

      Контрольно-обучающий  семинар   —  это   семинар,   в   ходе   которого

осуществляется  фронтальный опрос, письменные  классные  контрольные  работы.

Главная цель —  максимальный охват обучаемых контролем.

      Обучающий  семинар  —   это  семинар,  на  котором  в  центре  внимания

самостоятельные выступления студентов, расширяющие  и дополняющие  лекционный

материал. При  этом темы для выступлений могут  быть  розданы  и  распределены

заранее —  «фиксированные  выступления».  Это  лишь  усилит  информативность

семинара и  повысит его теоретический уровень.

      Творческий  семинар  —   это   семинар,   максимально   обеспечивающий

творческую   самостоятельность   обучаемых   в   форме   дискуссии,   пресс-

конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

      Наконец, практическое  занятие.  Оно  может  проводиться   по  изучению

конкретного источника, в  виде  деловой  (ролевой)  игры,  решения  задач  с

помощью  персонального  компьютера,  экскурсии  или   встречи   с   учеными,

практиками, преподавателями  и студентами других вузов.

      Хотелось  бы  в  заключении  вопроса  подчеркнуть,   что   каждая   из

перечисленных форм имеет свои достоинства; вместе с  тем  проведение  каждой

из них сопряжено  с определенными трудностями.

      Успех и  эффективность   любой  из  форм  семинара  достигается  только

упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к  семинару  включает  в

себя как подготовку преподавателя, так и подготовку слушателей.

      Подготовка  преподавателя  объединяет  теоретическую  и   методическую

области. С точки  зрения теоретической, преподаватель  обязан глубоко  уяснить

план и сформировать замысел семинара, изучить  литературу,  посетить  лекции

(если он их  не читает), отработать для себя лично наиболее важные и  сложные

моменты темы.

      С точки зрения методической  он  обязан  тщательно  разобраться   как  с

общей методикой  проведения семинаров, так и  с  методическими  особенностями

предстоящего. Кроме  того, на ею «совести» лежит не  только  доведение плана

семинара до обучаемых, но  и  выдача  им  таких  методических  рекомендаций,

которые обеспечат  и эффективность, и качество занятия.

      Для студентов подготовка к  семинару будет заключаться в   знакомстве  с

темой и планом семинара, уяснении его замысла  и  методических  особенности,

сборе материалов для выступлений. При  возникновении  трудностей  и  проблем

студенты  приходят  на   консультации   (групповые   и   индивидуальные)   к

преподавателю.

      Таким образом, практическое занятие или семинар  является  результатом

самостоятельного  изучения рекомендованной литературы, позволяет в  свободной

обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца  ясное и  усвоенное.

В свою  очередь  успех  семинара  заложен  в  его  тщательной,  всесторонней

подготовке. 

 1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы

                                 студентов.

    Самостоятельную работу  студентов как   вид   учебной   деятельности

характеризует:

      Во-первых, он связан со всеми формами планового учебного процесса.

      Во-вторых, он специфичен как по  содержанию,  так  и  по  многообразию

методических  приемов.

      В-третьих,   руководство   самостоятельной    работой    требует    от

преподавателя не только теоретических знаний и  методических  умений,  но  и

организаторских качеств.

      Сложность руководства и организации  самостоятельной  работы  студентов

объясняется целым  рядом факторов, главными из которых  являются

      — частая смена экономических  приоритетов;

      —  отсутствие  современных   стабильных   учебников   и   пособий   по

экономическим наукам;

      — слабость фонда библиотек по проблемам экономики;

      - специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);

      — отсутствие единства в организационных  и методических  требованиях   к

самостоятельной работе.

      В  частности,   нет   законодательно   установленных   нормативов   по

самостоятельной  работе,  хотя  в  практике  такие   усредненные   нормативы

сложились.

      Основными   видами   самостоятельной   работы   студентов    являются:

конспектирование  и отработка лекций, изучение и  конспектирование  литературы

и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка  к

зачетам  и  экзаменам,  подготовка  контрольных,   курсовых,   выпускных   и

дипломных работ.

      Роль преподавателя в организации  и руководстве самостоятельной работой

включает в  себя:

      1)  обучение  самостоятельной   работе  в  ходе  лекций,  практических,

семинарских занятий, на консультациях;

      2) управление самостоятельной работой:  разработка и доведение  заданий

на самостоятельную  работу,  оказание  помощи  в повышении эффективности и

качества работы;

      3) контроль за самостоятельной  работой: как  непосредственный,  так  и

опосредованный  через контрольно-проверочные мероприятия;

      4) коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.

      Подчеркивая педагогическую сущность  самостоятельной работы в   процессе

учебы, К.  Д.  Ушинский  отмечал:  «Надо,  чтобы  обучаемые  по  возможности

учились самостоятельно, а обучающий должен руководить  этим  самостоятельным

трудом и давать для него материал».

      Таким образом, только сочетание  методических и организаторских   усилий

педагога, постоянная коллективная  и  индивидуальная  забота  и  потребность

обеспечат  эффективную  и  качественную  самостоятельную  работу  студентов.

Организация самостоятельной работы студентов  по  экономическим  дисциплинам

направлена на разработку  системы  мероприятий  по  обучению  и  воспитанию,

формирующих   экономическое   образование   и   самостоятельность   мышления

студентов. 

         1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном                      процессе.

      Одной из важных составных  частей учебного процесса является  текущий  и

семестровый  контроль  успеваемости.  К  основным  функциям  контроля  можно

отнести такие:

      —  он  обеспечивает  необходимое  наблюдение  за   степенью   усвоения

изучаемого;

      — способствует приведению знаний  в систему;

      — помогает более глубокому  уяснению как отдельных тем,  так и  учебного

курса в целом;

      — стимулирует сознательное и активное отношение к  учебе,  воспитывает

чувство ответственности  за достигнутые результаты;

      — помогает развитию памяти  и мышления у студентов;

      — вызывает необходимость в  работе с источниками, учебниками,  приучает

учиться использовать полученные знания для практической деятельности;

      — дает  материал  преподавателю   для  совершенствования  содержания  и

методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.

      Наконец, анализ хода и итогов  контроля дает  возможность  в известной

мере судить о постановке учебно-воспитательного  процесса  в  данном  высшем

учебном заведении.

      Столь  многообразные  функции   контроля  выдвигают   и   многоплановые

требования к  нему.

Информация о работе Современные основы преподавания экономики в ВУЗе