Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:31, доклад
Вступление России в Болонский процесс углубило требования к результату профессионального образования, который формулируется в категории «компетенция» / «компетентность», отразивших суть новой парадигмы результата образования. Основные акценты поставлены на практику применения знаний, выработку операциональной и технологической составляющих, а не только на сами знания (не только «что», но и «как»); сложную интегративную (когнитивно-эмоциональную, ценностно-мотивационную, регулятивную) природу результата образования; формируемость личностного качества как сложного новообразования.
Современные педагогические технологии. Проектное обучение.
Казановская Наталья Васильевна- заведующая отделением естественнонаучного профиля, преподаватель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Вступление России в Болонский процесс углубило требования к результату профессионального образования, который формулируется в категории «компетенция» / «компетентность», отразивших суть новой парадигмы результата образования. Основные акценты поставлены на практику применения знаний, выработку операциональной и технологической составляющих, а не только на сами знания (не только «что», но и «как»); сложную интегративную (когнитивно-эмоциональную, ценностно-мотивационную, регулятивную) природу результата образования; формируемость личностного качества как сложного новообразования.
В соответствии
с изменениями в системе
Поиски
ответов не только на вопросы "чему
учить?", "зачем учить?", "как
учить?", но и на вопрос "как
учить результативно?" привели
ученых и практиков к попытке
"технологизировать" учебный процесс,
т.е. превратить обучение в своего рода
производственно-
Массовая разработка и внедрение педагогических технологий относится к середине 50-х годов, технологический подход к построению обучения возникает в начале в американской и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами.
Понятие технологии в образовании.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология -
- Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)
- Описание
процесса достижения
- Продуманная
во всех деталях модель
- Системный
метод создания, применения и
определения всего процесса
- Система
функционирования всех
Педагогическая
технология есть продуманная во всех
деталях модель совместной учебной
и педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного
процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся
и учителя. Педагогическая технология
предполагает реализацию идеи полной
управляемости учебным
Классификация технологий.
(ПО Г.К.СЕЛЕВКО)
Современные педагогические технологии:
Нижеприведённые принципы, описанные голландским психологом Карлом Ван Парререном, более всего, на наш взгляд, отражают идеологию и практику современных технологий:
Принцип 1: вызвать у обучающихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся.
Принцип 2: учить диалогично, то есть в сотрудничестве с обучающимися, а не по принципу «сверху вниз».
Принцип 3: учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью обучающихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости.
Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи.
Принцип 5: обеспечивать учебное содержание на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный, ср. Гальперина).
Принцип 6: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства или медиаторы.
Принцип 7: обучать и помогать обучающихся на уровне их фактических способностей (например, набора коммуникативных и мыслительных действий и их способа обращения с жизненным опытом), а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при исполнении учебных задач. Принцип 8: способность к рефлексии и оцениванию самими обучающимися своего прогресса (чувство компетентности).
Принцип 9: обеспечивает набор заданий для группы перед тем, как обучающиеся начнут работать самостоятельно.
Принцип 10: стимулировать инициативу и творчество обучающихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем по традиционной методике.
Принцип 11: способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к учебным дисциплинам, и в особенности в самоопределении, самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной деятельности.
Принцип 12: обеспечивать условия для климата в группе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1.
Личностно-ориентированные
а. Технология педагогических мастерских
б. Технология обучения как учебного исследования
в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
г. Технология эвристического обучения
д. Метод проектов
е. Вероятностное образование (А. Лобок)
ж. Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
з. "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
и. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
к. Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
л. Дизайн-педагогика.
2.
Предметно-ориентированные
а. Технология постановки цели
б. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
в. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
г. Технология концентрированного обучения
д. Модульное обучение.
3. Информационные технологии.
а. ИКТ
б. Технологии дистанционного обучения
4.
Технологии оценивания
а. Технология "Портфолио"
б. Безотметочное обучение
в. Рейтинговые технологии
5. Интерактивные технологии
а. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
б. Технология проведения дискуссий
в. Технология «Дебаты»
г. Тренинговые технологии
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проектная деятельность широко применяется в современном образовательном процессе отделения и дает хорошие результаты.
«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Она строится на следующих принципах: коллективная деятельность; самостоятельность; творчество; аутентичность учебных материалов.
Проектирование начинается с выбора проблемы, с целеполагания. Важно заинтересовать студента целью проекта, тем самым обеспечить его плодотворную самостоятельную деятельность по поиску решения поставленной задачи. Перед началом работы определяется структура проекта. Она может иметь несколько стадий:
1. Анализ, формулирование замысла, цели проекта: формулирование идеи проекта, конкретизация проблемы, выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод проблемы в серию задач. На данном этапе работы над проектом возможно формирование таких компетенций, как: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
2. Реализация проекта: планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных средств решения задач, собственно реализация проекта. В процессе работы над проектом у студента формируются способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознание опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность.
3. Подготовка итогового продукта: подготовка оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов и т.д.), сбор, систематизация и анализ полученных результатов, подведение итогов.
4. Рефлексия: обсуждение проекта, выводы, выдвижение новых проблем исследования, оценка достигнутого результата. Важной частью любого проекта, да и вообще любой учебной деятельности должна быть активная рефлексия студентов после создания готового продукта обучения. Она позволяет студентам продуктивно продвигаться по образовательной траектории, исправляя ошибки, выбирая направление дальнейшей деятельности. Рефлексия способствует формированию личностных и метапредметных результатов обучения.
Чаще всего тема проекта задается преподавателем. Здесь проектирование может развиваться по разным траекториям:
1. Предложенная преподавателем проектная идея становится темой работы. При этом креативная составляющая здесь играет очень важную роль, т.к. позволяет студенту самому искать и анализировать различную информацию, делать выводы и искать пути решения.
2. Проектирование
идёт от результата. Творческий
аспект в нём наименьший, но
такой вид проектирования
В процессе
организации учебно-
В зависимости от предметно-содержательной области можно назвать монопроект (в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.
По характеру координации проекта выделяют проекты с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта). Причем проекты со скрытой координацией больше способствуют формированию самостоятельности студентов, ответственности.
Учитывая характер контактов, в методической литературе можно встретить проекты среди участников одного учебного заведения, одной группы, города, региона, одной страны, разных стран мира, внутренний или региональный, международный. При этом развиваются коммуникативные компетенции студентов, формируется толетантность к представителям других культур и национальностей.
По количеству участников проекта выделяют проекты личностные, парные, групповые. Проектный метод опирается на принцип коллективной деятельности. Принцип коллективной деятельности опирается на то, что правильно организованная деятельность представляется благоприятной для возможности научиться сотрудничеству; развития коммуникативных, лидерских способностей; подготовка к самостоятельной жизни в сообществе людей; преодоление трудностей общения и повышения уровня подготовленности группы. Работа в группе способствует формированию такой общекультурных компетенций, как: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Индивидуальные проекты в свою очередь способствуют формированию навыков самостоятельной работы, когда и замысел и его выполнение полностью зависят от творчества студента.
Информация о работе Современные педагогические технологии. Проектное обучение