Современные педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:25, практическая работа

Описание

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Работа состоит из  1 файл

Современные педагогические технологии.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Технология перспективно - опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями мож но назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.

Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой —  опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей.

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

-его внеклассной работе.         

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач ус воения нового материала, развития творческих способ ностей, формирования общеучебных умений. Игра по зволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделе ния. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, на вык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В ) тих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.

Игровые технологии.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений - на уроках математики, драматизированные отношения героев - на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы.

Игровые технологии.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений – на уроках математики, драматизированные отношения героев – на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

1.        Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика 
проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они ухо дят от главной цели игры.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися сво их решений и выводов. В заключение учитель конста тирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практи ческих задач в создающихся для этого проблемных си туациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и ре шает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д. Проблемное обучение включает такие этапы:

  1. осознание общей проблемной ситуации;
  2. ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  3. решение (выдвижение, обоснование гипотез, по следовательную проверку их);
  4. проверку правильности решения. 
    «Единицей» учебного процесса является проблема —

скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира. Разумеет ся, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Во просы типа: «Каково количество жителей в Москве?» или «Когда была Полтавская битва?» не считаются про блемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энцикло педии без какого-либо мыслительного процесса. Не является проблемой не представляющая трудности для ученика задача (например, вычислить площадь тре угольника, если он знает, как это делать).

Выделяют такие правила создания проблемных си туаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоре тическое задание, выполнение которого потребует от крытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуаль ным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, форму лировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вы звана различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обуче нии.

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам ре шает ее при активном внимании и обсуждении учени ками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятель но или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей ре шения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность са мостоятельно формулировать проблему (исследователь ский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (ис следовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследова тельский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными мето диками добывания знаний, осваивают элементы науч ных методов, овладевают умением самостоятельно до бывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения школьники учатся мыс лить логично, научно, диалектически, творчески; до бытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверен ности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с труд ностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высо кое педагогическое мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

§ 1. ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Методика развивающего обучения — это принципи ально иное построение учебной' деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, ос нованным на натаскивании и зазубривании. Суть ее кон цепций заключается в создании условий, когда разви тие ребенка превращается в главную задачу как для учи теля, так и для самого ученика. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на  всестороннее развитие ребенка.

При таком обучении дети не только овладевают зна ниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вы рабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, па мять, воля.

Стержневая идея развивающего обучения — опере жающее развитие мышления, что обеспечивает готов ность ребенка самостоятельно использовать свой твор ческий потенциал.

Мышление может быть продуктивным и репродук тивным, творческим и примитивным. Характерной чер той продуктивного мышления в сравнении с репродук тивным является возможность самостоятельного откры тия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуа ции, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсут ствии достаточного опыта.

Владение приемами усвоения знаний закладывает ос нову для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Упор должен делаться на обес печение перехода от неосознаваемой деятельности к осозна ваемой. Учитель постоянно побуждает ученика анализи ровать свои собственные мыслительные действия, за поминать, как он достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил. На первых порах школьник лишь рассказывает, словесно воспроизводит свои действия, их последовательность и постепенно воспитывает в себе сво еобразную рефлексию процесса учебной деятельности.

Отличительная особенность развивающего обуче ния — отсутствие традиционных школьных отметок. Учитель оценивает труд школьников по индивидуаль ным эталонам, что создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достиг нутого результата, производимая с помощью четких критериев, полученных от учителя. Самооценка школь ника предшествует оценке учителя, при большом рас хождении она согласуется с ним.

Усвоив методику самооценки, школьник сам опре деляет, соответствует ли результат его учебных дей ствий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке, или задачи, которые решаются не известным ребенку способом. Это позволяет оценить сформиро ванные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей.

Информация о работе Современные педагогические технологии