Современные подходы к обучению и реабилитации детей с синдромом Дауна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:01, доклад

Описание

С тех пор, как в 1866 году англичанин Л. Даун впервые описал синдром, детей с этим синдромом пытались лечить посредством множества различных процедур. Это и медикаментозное лечение, и педагогический подход к реабилитации. Рассмотрим каждый метод в отдельности и подробно.

Работа состоит из  1 файл

Современные подходы к обучению и реабилитации детей с синдромом Дауна.docx

— 30.68 Кб (Скачать документ)

Приобщение  к миру, находящемуся вне стен дома или  школы, может дать много новых волнующих  переживаний, которые  тоже являются источником новых знаний и  опыта. Для того, чтобы жить в обществе, дети с синдромом Дауна должны достичь определенной степени понимания жизни общества. Они должны знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми, где бы это ни происходило. Хотя социальные отношения являются важной стороной жизни, дети должны уметь проводить часть дня в одиночестве. Им следует научиться занимать себя. Время, проводимое в одиночестве, тоже полезно для развития. Именно в такие часы ребенок может усвоить идеи, с которыми столкнулся, попробовать самостоятельно сделать что-то новое. Он должен иметь подходящие игрушки и материалы, чтобы в одиночестве не скучать. Ребенок в среднем имеет более 60 часов свободного времени в неделю. Чем же может заниматься ребенок в свободное время, чтобы развлечься и получить удовольствии? К таким занятиям следует отнестись серьезно, помимо прочего, они являются мощными средствами познания и приобретения опыта, то есть ключевыми элементом в развитии детей с синдромом Дауна. Участвуя в развлекательных мероприятиях, ребенок может извлечь из них немалую пользу. Помимо других положительных моментов, они могут дать ему возможности ощутить успех, осознать способности собственного тела, столкнуться и попытаться решить задачи физического и умственного характера. Повысить самооценку; приобщиться к жизни местного общества, посоревноваться; творчески выразить себя. Завести новых друзей; развлечься, поупражняться, испытать ощущение причастности; обнаружить в себе новые таланты; улучшить спортивные навыки; развивать мышечный тонус и координацию движений, найти выход для эмоций, расслабиться, получить удовольствие.

Большое удовольствие дети получают от совместных игр  со сверстниками, которые  можно организовать дома. Музыка также  прекрасно помогает приятному проведению времени как в  одиночестве, так  и в компании. Движения помогают в развитии навыков общей  моторики, учат сохранять  равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы  улучшают координацию  движений и делают сами движения более  грациозными. Такие  занятия доставляют ребенку удовольствие и дают уверенность  в себе на долгие годы. Посещение театров, музеев также дарят  детям положительные  эмоции. Проводить  свободное время  можно активно  и пассивно. Занятия  спортом будут  способствовать разностороннему  развитию ребенка, а  используя свои физические возможности, он сможет повысить общий уровень  свое приспособленности  к жизни, выносливости, развивать мускулатуру, улучшить координацию  движений качество навыков  общей моторики. Являясь  полноценными членами  общества, люди с  синдромом Дауна  могут так же, как  их здоровые сверстники, вести активный образ  жизни: учиться, работать.

Будущее детей с синдромом  Дауна сейчас обещает  больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с  теми проблемами, которые  стоят перед ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как известно по последним  данным, в мире ежегодно рождается  все больше и больше  детей с синдромом Дауна. Почему появилась такая тенденция и от чего она зависит, никто не знает. Но факт остается фактом – даунят много и они требуют квалифицированной,  и своевременной помощи.  Родители, сумевшие преодолеть свои страхи и отчаяние, конечно же не опускают руки и самостоятельно занимаются со своими малышами. Это просто здорово, ведь любящая семья творит чудеса. Но обычно у детей-даунят бывают психологические проблемы и проблемы со здоровьем, при которых требуется помощь специалиста. Традиционная медицина не всегда в состоянии вывести ребенка из патологического состояния, в бессилии разводя руки. И тогда семьи сбиваются с ног, не зная, к кому обратиться  и кто сможет помочь решить проблемы. На данный момент, самыми эффективными  и порой единственными методами помощи детям с различными нарушениями,  являются методы нетрадиционной медицины.  

Методы, помогающие детям  с синдромом Дауна:

1. Иппотерапия – езда на лошадях. Она является уникальным средством воздействия на двигательные рефлексы ребенка. Сидя верхом на лошади, малыш тренируется держать равновесие, благодаря этому вырабатывается правильная осанка, развивается мускулатура. Обязательное условие для иппотерапии – езда на неоседланной лошади под чутким руководством  инструктора. При таком условии езда полностью имитирует движения человека при ходьбе. Все больные мышцы  помимо воли включаются в работу, разогреваются, массируются, нормализуется мышечный тонус.

Кроме положительного влияния на физическое развитие, общение  с лошадью влияет и на психоэмоциональный уровень. Бывают случаи, когда деткам с синдромом Дауна тяжело общаться с окружающим миром, они замыкаются в себе и их тяжело вывести из этого состояния. Иппотерапия придет на помощь. Общение с лошадью, езда на ней, помогают преодолеть свой страх, позволяют раскрыться, стать общительнее и увереннее.

Езда на лошади оказывает  поистине целебное воздействие на организм и порой бывает единственным средством  реабилитации.  

2. Йога – еще один эффективный метод реабилитации. Так как детки-дауны от рождения обладают потрясающей гибкостью, то в йоге этому нашлось замечательное применение. Всевозможные асаны, стойки, скрутки для этих детишек не представляют проблемы. Но  из-за чрезмерной подвижности суставов у даунят, специалист по йоге больше внимания уделяет увеличению мышечной силы, развитию координации движений, силе ног.

Йога оказывается  замечательным средством для  развития внимания, обретения знаний, обучению счету. Но это при условии, что с ребенком работает мастер своего дела. Существуют специально разработанные  методики работы с «особыми» малышами, которые направлены на улучшение  состояния, а не на его усугубление. Благодаря занятиям йогой у детей  появляется умение правильно дышать, концентрировать внимание, чувствовать свое тело и ощущать себя в пространстве. Даунята получают необходимую физическую нагрузку в игровой форме.   

3. Музыкотерапия - это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным,  ее любят все: от мала до велика. И это неспроста. Музыке под силу унести человека в неведомые дали, поднять настроение, ввергнуть в пучину страстей и желаний. Дети-дауны не исключение. Благодаря правильно подобранному музыкальному произведению, педагогу удается найти подход к ребенку, вывести его из состояния подавленности, завоевать его доверие. Благодаря выполнению движений под музыкальное сопровождение, у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. Под каждого ребенка индивидуально подбирается репертуар, способный уменьшить агрессию, успокоить или же, наоборот, слегка растормошить, заставить двигаться и принимать участие в занятии. Влияние музыки на мозг человека еще изучается, но уже установлено, что она оказывает на него целительное воздействие и является прекрасным психотерапевтическим методом реабилитации.   

4. Канистерапия - лечение собаками. Собака – друг человека и это правда, которую в последнее время совсем понемногу начинают принимать в нашей стране. Специально обученные собаки определенной породы, внедряются в семью с больным ребенком, для помощи последнему. Если собаку принимают как родную, любят всей душой и она это чувствует, то отдача от ее присутствия будет просто колоссальной. Собаки чрезвычайно тонко и точно ощущают настроение человека, мгновенно перестраивая свое с ним общение. Детям нравится их гладить, обнимать, в собаке они находят верного друга, которому всегда можно поплакаться и который всегда выслушает. Благодаря такому верному товарищу, малыш раскрывается, обретает уверенность в себе,  начинает больше двигаться и говорить. Терапевтический метод налицо.  

5. Дельфинотерапия – метод реабилитации больных детей с помощью дельфинов. Дельфины очень добрые существа, во все времена помогающие человеку и очень дружелюбно к нему настроенные. Они подталкивают ребенка к общению, используя весь имеющийся у них арсенал звуков, которые воздействуют на организм ультразвуковыми, виброакустическими волнами. В результате такого воздействия происходит самый настоящий массаж на клеточном уровне. Попадая в область турбулентности, которую создают дельфины движениями своего хвоста, ребенок получает так же гидромассаж, который очень благотворно влияет на больные органы.

Если ребенок-даун  устанавливает контакт с этим морским животным, то влияние на психоэмоциональную сферу будет обеспечено. Ребенок станет более открытым, общительным, разовьется память, внимание, речь.  При помощи дельфинотерапии можно развивать моторную, сенсорную сферу ребенка. Его жизнь становится намного ярче, красочнее, наполненной различными играми и переживаниями.

Как видите, методов для помощи деткам с синдромом Дауна достаточно много. Но далеко не все из них родителям по карману. Если центры, оказывающие услуги по лечению детей музыкотерапией, йогой, канистерапией сравнительно не дороги, то общение с лошадью и дельфином выльется  в весьма и весьма крупную сумму. Но главное, что вы знаете, в каком направлении нужно двигаться и как помочь малышу. Вера в себя, в свои силы, в то, что ваш ребенок замечательный  и необыкновенный, поможет уничтожить все преграды и найти пути для их преодоления.   

Информация о работе Современные подходы к обучению и реабилитации детей с синдромом Дауна