Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа
Начиная с колониальных времен, американцы придавали особое значение образованию. Среди первых поселенцев процент образованных людей был необычайно высок. Как отмечал английский историк А. Л. Роуз, в колонии Массачусетского залива в начале XVII в. "в среднем на каждые 40—50 семей приходился один человек с университетским образованием — гораздо больше, чем в Старой Англии"[1]. Некоторые из этих людей, главным образом выпускники Кембриджа, основали в 1636 г. Гарвардский колледж. Это произошло за 140 лет до провозглашения американской независимости. Другими высшими учебными заведениями были колледж Уильяма и Мэри в Вильямсберге (Виргиния), основанный в 1693 г., и Йельский колледж (1701). К началу революции 1776 г. в колониях имелось уже 9 колледжей, большая часть которых позже была преобразована в университеты.
Вступление…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Структура образования в США……………………………….. 6
Глава 2. Начальное и среднее образование……………………………... 9
2.1. Старт образования…………………………………………….. 9
2.2. Элементарная школа………………………………………….10
2.3. Средняя школа………………………………………………...11
2.4. Система оценок знаний……………………………………….13
2.5. Получение диплома об окончании средней школы………...15
Глава 3. Высшее образование……………………………………………..17
3.1. Местные колледжи, технические и колледжи начального образования………………………………………………………...18
3.2. Техническое и профессиональное обучение………………...18
3.3. Четырехгодичные колледжи и университеты……………………………………………………….19
Глава 4. Реформы и прогресс……………………………………………...25
22
дисциплины, "базовые", или общепрофессиональные, а также дисциплины по выбору. Как правило, раз в полгода, студенты встречаются с куратором (советником), который рекомендует, какие дисциплины избрать по данной специальности, информирует, где будут проходить занятия. В конце каждого семестра студенты сдают экзамены: форму их проведения выбирает преподаватель. Если студент хорошо занимался в период семестра, можно получить "автомат", т.е. положительную оценку без экзамена. Экзамены и зачеты можно пересдавать несколько раз (отчислению студенты не подлежат).
Для получения степени бакалавра студенты должны набрать определенное число зачетных единиц и сдать требуемые экзамены.
В отличие от степени бакалавра степень магистра в США ориентируется на специализированную деятельность (музыка, управление бизнесом, техника, педагогика и др.). Лица, имеющие степень бакалавра, должны пройти обучение еще в течение 1-2 лет, написать и защитить "тезисы", в отдельных университетах требуется знание иностранного языка. Тезисы можно рассматривать как аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме, в которых демонстрируется умение собирать, анализировать и обобщать, синтезировать и излагать материал.
Высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В докторантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточным является степень бакалавра.
Американские вузы обычно представляют собой учебные городки, так называемые кампусы. В них имеются учебно-лабораторные здания, библиотеки, общежития, жилые дома для профессорско-
Учебные кабинеты и классы оснащены современными техническими средствами обучения, включая электронно-вычислительную технику, магнитофоны, проекторы и замкнутые телевизионные системы. Широко представлены лингафонные кабинеты, поскольку при обучении иностранным языкам упор делается на разговорную практику. Научно-исследовательские лаборатории постоянно пополняются оборудованием, позволяющим вести исследования на современном уровне. Во многих вузах имеются в достаточном количестве копировальная техника и компьютеры, доступные
23
как преподавателям, так и студентам. Широко развито использование персональных компьютеров студентами, в том числе и в учебном процессе. Большое внимание уделяется формированию и использованию библиотек.
Актуальной проблемой высшего образования остается привлечение способной молодежи в технические вузы, необходимость реорганизации системы обучения для получения степеней магистра (2-й академической) и ученой – доктора. По прогнозам ученых, в предстоящем столетии будет ощущаться значительная нехватка специалистов инженерно-технического профиля.
В свете перестройки высшего образования Комитетом по образованию и людским ресурсам были определены приоритеты, включающие:
совершенствование содержания образования, пересмотр учебных планов и программ;
усиление естественно-математической и научно-технической подготовки студентов;
обновление и переподготовка профессорско-
активизация мотивации студентов к обучению;
переосмысление места и роли научно-исследовательской работы в вузах;
введение инновационных моделей в учебный процесс, новых форм и методов обучения.
Качественная реализация принципов совершенствования высшего образования, адаптация их к постоянно изменяющемуся обществу, позволит подняться на уровень осознания новых, необходимых современному человеку знаний и умений, по достоинству оценить новую информационно-технологическую эру.
Вот что написал академик Владимир Накаряков после посещения Рочестерского института:
«Поразила четкая организация работы института. Стратегическое руководство осуществляет совет попечителей. Он же определяет, на что расходовать средства. Во главе этого совета обычно стоит уважаемый и богатый человек, бывший выпускник института, либо крупный ученый, которому доверяют бюджетные деньги и судьбу института. При попечительском совете действуют комитеты и подкомитеты, охватывающие все сферы жизни института.
24
При фонде попечительского совета создан совет директоров, отвечающий за административное управление. Он нанимает главного руководителя института — президента (полномочия у него, примерно, такие же, как у российских ректоров). Президент сам выбирает себе вице-президентов. Ректорами в американском институте называют вице-президентов, ответственных за академическую деятельность и за образование. Другие вице-президенты курируют финансовые дела, спорт, быт, строительство, связи с выпускниками, иностранные связи — словом, все, чем живет институт.
Я беседовал с вице-президентами по науке и по образованию. И с вице-президентом по развитию, который формирует доходную часть бюджета, порядка 300 миллионов долларов. У него есть надежная команда из полутора десятка людей разного возраста, бывших выпускников. Они встречаются, ведут переговоры с потенциальными спонсорами. Вице-президент показал мне один из новых корпусов, который построил для института за 15 миллионов долларов человек, учившийся здесь много лет назад.»[10]
25
Глава 4. Реформы и прогресс
Обе цели американского образования всегда конфликтовали между собой. Одна цель заключается в обеспечении всеобщего и равного образования, создающего равенство возможностей. Другая — в осуществлении строгого отбора, направленного на подготовку академической и научной элиты. Одни американцы полагают, что больше сил и средств надо тратить на совершенствование всеобщего образования, другие считают более важным накопление научных знаний и поддержание позиций США в области технологии и научных исследований. Конечно, есть и такие, кто требует увеличения расходов на обе цели.
В 80-е гг. целый ряд исследователей подверг критике муниципальные школы. В результате был поставлен вопрос о совершенствовании учебного процесса и об увеличении зарплаты учителей, больше внимания стало уделяться академическим предметам. Но поиск равновесия между всеобщим эгалитарным образованием, с одной стороны, и узкой специализацией и совершенством, с другой, всегда был и остается трудной задачей.
Перед школами и университетами встала задача оказывать помощь в решении определенных социальных и экономических вопросов — от последствий развода до наркомании, от изучения проблемы нетрудоспособности до проблемы недоедания. Большинство школ не только имеют столовые и кафетерии, но часто обеспечивают нуждающихся учеников дешевым или бесплатным питанием, включающим иногда и завтрак. Они оплачивают также услуги психологов, медсестер, персонал для работы с неполноценными детьми, специалистов для преподавания навыков чтения, а также советников по вопросам образования и по трудоустройству. В силу сложившихся связей с общинами школы обязаны заниматься этими вопросами. Но среди части американцев крепнет убеждение, что муниципальные школы не могут реально справиться с этими социальными задачами — даже при наличии необходимых средств и разумного их использования.
И все же, принимая во внимание историю Америки и ее народа, его разнообразное происхождение, потребности и надежды, учитывая то, насколько болезненно американское образование реагирует на собственные слабости (зная свои сильные стороны), можно предсказать ей доброе будущее.
26
Заключение
Итак, рассмотрев главные тенденции современного американского образования, их плюсы и минусы, проблемы и достижения, мы можем сделать вывод, что американские традиции и нововведения занимают значимое место в мировом образовании. Так же хочется добавить, что на сложившуюся систему американского образования повлияло культурное наследие американцев, их история и менталитет. Американцы всегда стремились к осуществлению принципа равных возможностей в области образования вне зависимости от социального положения или принадлежности к расовой или этнической группе. Общий высокий уровень образования всегда был необходим в демократическом обществе США. Образование в Америке традиционно служило сближению людей, т. е. их "американизации". Школы в США всегда стремились и продолжают стремиться объединить сотни различных культурных и языковых групп, религиозных, социальных и политических традиций, представляемых миллионами иммигрантов. Однако на протяжении последних десятилетий государственная политика, подкрепленная судебными постановлениями, делала все больший упор на особые права этнических и языковых меньшинств в сфере образования. Например, законом о двуязычном образовании, а также недавними решениями судов определено, что дети, чьим родным языком не является английский, должны получать образование на родном языке, будь то испанский, навахо или кантонский диалект китайского. В результате в 1983 г. около 3,6 млн. учащихся с ограниченным знанием английского получили дополнительное образование на родных языках. А вообще в американских школах уроки ведутся приблизительно на 80 языках.
Точка зрения, что образование должно способствовать преодолению социальных, этнических и расовых различий, находила и находит поддержку в обществе. Этим определяются некоторые особенности американской системы образования. Так, одна из них — обеспечение "занятости" учащихся. Это обучение в каждой школе такого количества детей из различных расовых и этнических групп, которое пропорционально численности последних в данном городе. Подобные программы являются отражением американской точки зрения, состоящей в том, что образование должно служить реформированию общества.
В целом же образование всегда рассматривалось в США как путь к "самосовершенствованию" или "нахождению жизненного пути", т. е. как основная часть "американской мечты". Миллионы иммигрантов,
27
приезжающих в Америку, нередко связывают свои надежды на лучшую жизнь с получением должного образования как для себя, так и, что еще более важно, для своих детей. Социальная и экономическая мобильность американцев, о которой так часто говорят за рубежом, в значительной степени обусловлена доступностью образования для большинства. Первый шаг в жизни независимо от того, какова ее конечная цель — деньги, положение в обществе, власть или просто знания, — почти всегда начинался со школьного порога.
28
Список используемой литературы:
1. Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США. // Педагогика – 1996 - №2 – с.102-108.
2. Современные Соединенные Штаты Америки: энциклопедический справочник / ред. Г.А.Арбатов и др. – М: Политиздат 1988 – 542с. ил. – с.511 – 538.
3. Актуальные вопросы образования в США. Программы и материалы спецкурсв / Сахалинский государственный университет; В.И.Корсунов – изд-во Сахалинского ун-та – 2000 – 83с.
4. Образование в Америке в прошлом и настоящем / Правительство Москвы, Департамент образования г.Москвы, МГПУ, Кафедра отечественной и зарубежной истории / Степанова – М: МГПУ, 2005 – 91с.
5. Высшее образование в США: источники финансирования / Каверина Э.Ю. // США – Канада – 2003 - №7 – с.87-105.
6. Организация учебного процесса в американском университете / Г.Д. Дмитриев // Школьный технологии – 2006 - №2 – с.66-73.
7. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С.Полат // Школьный технологии – 2006 - №6 – с.43-47.
8. Система работы с одаренными детьми в США / Апоприенко А.Я., Федосеева О.С. // Учитель в школе – 2009. - №1 – с.111-114.
9. Малькова З.А. Тринадцать лет спустя: американская школа – 96 // Педагогика – 1996 - №5 – с.102-110.
10. Вендровская Р.Б. Американская школа глазами американцев // Педагогика – 2000 - №6 – с.81-87.
11. Организация обучения в американской школе. Яровая Е.А.// Школьные технологии – 2008 - №3 – с.63-71.
12. Tompkins, Jan. A life in School. What the Teacher Learned. // English: приложение к газете Первое сентября – 2008 – 1-15 янв - №1 – с.21-26.
13. М.Быкова. Мифы и реальность американского образования, // Отечественные записки. - 2002. - № 1. - С. 131-144.
14. http://art.thelib.ru/science/
[1] Образование в Америке в прошлом и настоящем / Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы, МГПУ, Кафедра отечественной и зарубежной истории, Степанова С.К. – М: МГПУ, 2005, -91с.
[2] М.Быкова. Мифы и реальность американского образования // Отечественные записки. 2002. № 1. С. 131-144.
[3] Малькова З.А. Тридцать лет спустя: американская школа. –96 // Педагогика – 1996 - №5 – с.102-110.
[4] Организация обучения в американской школе. Яровая Е.А. // Школьные технологии – 2008 - №3 – с.63-71.
[5] http://art.thelib.ru/science/
[6] М.Быкова. Отечественные записки. 2002. № 1. С. 131-144.
[7] Организация обучения в американской школе. Яровая Е.А.// Школьные технологии – 2008 - №3 – с.63-71.
[8] Высшее образование в США.: источники финансирования / Каверина Э.Ю. // США, Канада – 2003 – №7 –с.87-105.
[9] Организация обучения в американском университете / Дмитриев Г.Д. // Школьный технологии –2006 - №2 – с.66-73.
[10] ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК// N 28-29 (2364-2365) 19 июля 2002 г./с.13-15.
Информация о работе Современные тенденции американского образования конца XX - начала XXI века