Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 02:01, творческая работа
В современном обществе система образования развивается в контексте рыночных преобразований. Сфера образования превращается во все более важную отрасль экономики, производящую наиболее значимое общественное благо - человеческий капитал. В этой отрасли, как и в любой другой, используются определенные технологии, часть из них имеет многовековую историю, а часть лишь недавно возникла.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экзаменационное эссе по курсу
«Методика преподавания социально-политических дисциплин»
на тему:
МЕТОДА
КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
И ДЕЛОВЫХ ИГР
отделения информация и
коммуникация
***********
Проверила преподаватель
кафедры социальной
коммуникации
**********
Минск,
2008
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
МЕТОДА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ И ДЕЛОВЫХ ИГР
В
современном обществе система образования
развивается в контексте
Метод конкретных ситуаций. Существует множество различных названий данной методики, так в зарубежной литературе встречаются такие названия - метод изучения ситуаций (case studies) или метод деловых историй (case stories), или просто метод кейсов (case method); в отечественной литературе – метод конкретных ситуаций, деловых ситуаций, кейс-метод [3].
Исторически метод конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки специалистов по юридическим специальностям на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода является изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Первый сборник конкретных ситуаций был выпущен в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода конкретных ситуаций [5, с. 11].
Наибольшее
распространение метод
Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций. Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения [5, с. 14].
Занятия по методу конкретных ситуаций ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности студентов. Можно выделить следующие цели и области применения метода конкретных ситуаций [5, с. 14-15]:
Метод конкретных ситуаций предполагает наличие некоторых обязательных элементов, среди которых - подготовленный в письменном виде пример ситуации из определенной деловой сферы; самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами; совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя; соблюдение принципа приоритетности процесса обсуждения проблемы над ее решением. Несмотря на приоритет "процессной" компоненты в методе конкретных ситуаций, он не может применяться без предмета обсуждения — самой конкретной ситуации.
Таким образом, конкретная учебная ситуация обладает рядом характерных признаков: она специально готовится преподавателем для целей обучения на основе реальных фактов из деловой практики; ситуация должна соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается; она должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и тенденции в изучаемых процессах. В самом общем виде, конкретные ситуации, можно разделить на иллюстративные, аналитические и связанные с принятием решений.
В структуру конкретной учебной ситуации входят следующие компоненты [3]:
Работа с конкретной ситуацией проходит следующие этапы [3]:
Все
вышесказанное позволяет
Метод
деловых игр. Метод деловых игр известен
педагогике с XVII-XVIII веков главным образом
в форме военной или предпринимательской
игры. Современные деловые игры впервые
получили свое развитие в СССР, так первая
деловая игра, названная организационно-
Деловая игра – «метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)» [2].
На сегодняшний день в литературе существует достаточно большое количество классификаций деловых игр, останавливаться на которых в рамках данного эссе не представляется целесообразным. Отметим лишь, что, как правило, одномерные классификации проводятся по следующим критериям: по моделируемому объекту (общие управленческие и функциональные); по наличию взаимодействия (интерактивные и неинтерактивные); по конструктивным особенностям (простые и сложные); по однозначности выигрыша (жесткие и нежесткие); по наличию случайных событий (детерминированные и стохастичные) [7].
Как уже отмечалось выше, деловая игра имеет ряд преимуществ по отношению к традиционным методам обучения, в особенности в сфере маркетинга и менеджмента. Так исследователи выделяют следующие преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения [2, с. 11]:
Подготовка и проведение деловой игры осуществляется в ряд этапов, среди которых можно выделить: предигровой этап (планирование параметров и условий игры); вводный этап (ознакомление участников с правилами, целями и задачами игры); игровой этап (непосредственно игра); аналитический этап (обобщение полученных результатов, подведение итогов).
При этом непосредственно деловая игра как учебно-практическая деятельность имеет свои собственные этапы, определяющие ее внутреннюю динамику: этап проблематизации, когда участники должны осмыслить те проблемы, которые мешают развиваться моделируемой организации и ее подразделениям; этап оптимизации, целеполагания, когда участники генерируют оптимальную модель развития; этап поиска ресурсов, с помощью которых можно достичь поставленных целей; этап организационного проектирования, заключительный, когда участники соотносят найденные в игре решения к конкретным производственным условиям и связям [1].
При оценивании эффективности деловой игры, как активной формы обучения следует отметить следующие параметры: экономия времени, получаемая в сравнении результатов деловой игры с традиционными методами (у участников вырабатываются навыки и качества, которые не могут отрабатываться иными методами обучения); эффективность обучения проявляется в заинтересованном отношении участников к учебной деловой игре; игра позволяет проводить контроль знаний участников игровых групп непосредственно в процессе игры (что позволяет сократить время на проведение специального текущего контроля знаний); по результатам оценивания деятельности участников во время деловых игр можно получить достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, их готовность к руководящей деятельности, к решению практических задач, встающих на предприятиях [7].
Информация о работе Сравнительный анализ метода конкретных ситуаций и деловых игр