Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 02:01, творческая работа
В современном обществе система образования развивается в контексте рыночных преобразований. Сфера образования превращается во все более важную отрасль экономики, производящую наиболее значимое общественное благо - человеческий капитал. В этой отрасли, как и в любой другой, используются определенные технологии, часть из них имеет многовековую историю, а часть лишь недавно возникла.
Таким образом, метод конкретных ситуаций и метод деловых игр хотя и не представляют собой новейшие методики подготовки высококвалифицированных специалистов в гуманитарных областях знаний, тем не менее являются одним из наиболее эффективных средств обучения на практике. Данные методы направлены не столько на формирование у студентов теоретической базы знаний по изучаемому предмету, сколько на формирование практических знаний, умений и навыков. И метод конкретных ситуаций, и метод деловых игр научают студента аналитически мыслить, творчески подходить к решению сложных и нестандартных задач, работать в группе, презентовать себя и собственные мысли. Вышеописанные методы формируют профессиональные компетенции у студента и являются необходимой частью любой системы качественного гуманитарного образования.
Системный подход к анализу описанных выше методов позволяет говорить об их сходстве. Так, оба данных метода относятся к имитационным активным методам обучения (за исключением той разницы, что метод деловых игр является игровым, а метод конкретных ситуаций к таковым не относится). Эта характеристика определяет сходство внутренней логики обоих методов обучения: оба метода взаимодополняемы и хорошо соотносятся между собой в процессе обучения. Очевидно, что метод деловых игр представляет собой метод конкретных ситуаций в процессе, в действии.
Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия. Так, в методе конкретных ситуаций проблема выносится на обсуждение; в то время как деловые игры предполагают рассмотрение проблемы в обстановке, приближенной к реальности. В методе деловых игр проблема определяется и исходными данными, и развитием событий, она затрагивает самих учащихся; конкретные ситуации предполагают, что проблему определяют предшествующие события, она затрагивает посторонних людей.
Деловые игры в отличие метода конкретных ситуаций предполагают большую эмоциональную вовлеченность студента: эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат, подчеркивается значение субъективных впечатлений. Конкретные ситуации ориентированы в большей степени на внешний анализ проблемы, на тщательный и взвешенный анализ фактического материала; таким образом данная методика ориентирована на мысленное участие студента в ситуации, в то время как, деловые игры – на эмоциональное.
Метод конкретных ситуаций ставит перед собой цель научить студента анализировать проблемы, разрабатывать гипотезы и идеи, деловые игры – проверять гипотезы, взаимодействовать с людьми. Таким образом, первая методика ориентирована на тренировку умения правильно разобраться в ситуации, вторая же методика – на тренировку эмоционального контроля за ситуацией.
И наконец, метод конкретных ситуаций предполагает только обсуждение действий и решений ситуации без определения последствий их осуществления; деловые игры, как более динамичная методика, предполагают приведение действий и решений в исполнение.
Все
сказанное выше относительно метода
конкретных ситуаций и деловых игр
свидетельствует о
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Сравнительный анализ метода конкретных ситуаций и деловых игр