Сравнительный анализ метода конкретных ситуаций и деловых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 02:01, творческая работа

Описание

В современном обществе система образования развивается в контексте рыночных преобразований. Сфера образования превращается во все более важную отрасль экономики, производящую наиболее значимое общественное благо - человеческий капитал. В этой отрасли, как и в любой другой, используются определенные технологии, часть из них имеет многовековую историю, а часть лишь недавно возникла.

Работа состоит из  1 файл

экзамен_эссе.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, метод конкретных ситуаций и метод деловых игр хотя и  не представляют собой новейшие методики подготовки высококвалифицированных специалистов в гуманитарных областях знаний, тем не менее являются одним из наиболее эффективных средств обучения на практике. Данные методы направлены не столько на формирование у студентов теоретической базы знаний по изучаемому предмету, сколько на формирование практических знаний, умений и навыков. И метод конкретных ситуаций, и метод деловых игр научают студента аналитически мыслить, творчески подходить к решению сложных и нестандартных задач, работать в группе, презентовать себя и собственные мысли. Вышеописанные методы формируют профессиональные компетенции у студента и являются необходимой частью любой системы качественного гуманитарного образования.

    Системный подход к анализу описанных выше методов позволяет говорить об их сходстве. Так, оба данных метода относятся к имитационным активным методам обучения (за исключением той разницы, что метод деловых игр является игровым, а метод конкретных ситуаций к таковым не относится). Эта характеристика определяет сходство внутренней логики обоих методов обучения: оба метода взаимодополняемы и хорошо соотносятся между собой в процессе обучения. Очевидно, что метод деловых игр представляет собой метод конкретных ситуаций в процессе, в действии.

    Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия. Так, в методе конкретных ситуаций проблема выносится на обсуждение; в то время как деловые игры предполагают рассмотрение проблемы в обстановке, приближенной к реальности. В методе деловых игр проблема определяется и исходными данными, и развитием событий, она затрагивает самих учащихся; конкретные ситуации предполагают, что проблему определяют предшествующие события, она затрагивает посторонних людей.

    Деловые игры в отличие метода конкретных ситуаций предполагают большую эмоциональную вовлеченность студента: эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат, подчеркивается значение субъективных впечатлений. Конкретные ситуации ориентированы в большей степени на внешний анализ проблемы, на тщательный и взвешенный анализ фактического материала; таким образом данная методика ориентирована на мысленное участие студента в ситуации, в то время как,  деловые игры – на эмоциональное.

    Метод конкретных ситуаций ставит перед собой  цель научить студента анализировать  проблемы, разрабатывать гипотезы и  идеи, деловые игры – проверять  гипотезы, взаимодействовать с людьми. Таким образом, первая методика ориентирована  на тренировку умения правильно разобраться в ситуации, вторая же методика – на тренировку эмоционального контроля за ситуацией.

    И наконец, метод конкретных ситуаций предполагает только обсуждение действий и решений ситуации без определения  последствий их осуществления; деловые игры, как более динамичная методика, предполагают приведение действий и решений в исполнение.

    Все сказанное выше относительно метода конкретных ситуаций и деловых игр  свидетельствует о необходимости  более широкого внедрения описанных  методик в практику обучения гуманитарным специальностям, в особенности в сфере маркетинга и менеджмента. Однако, они не являются «панацеей» от всех бед, поэтому преподавателю не стоит злоупотреблять данными методиками, а умело сочетать с другими как активными, так и неактивными методами обучения.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Алексеев  А. А., Дягилева Н. В. Игровое моделирование  процесса принятия маркетинговых решений  с использованием ПЭВМ.//Энциклопедия маркетинга. – 2008. - http://www.marketing.spb.ru/read/m2/001.htm, дата доступа: 22.12.2008.
  2. Грабовская И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (методики деловых игр): Метод. рекомендации . – К.: ВЗУУП, 1991. - 145 с.
  3. Зобов А. М. Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение.//Институт проблем предпринимательства. – 2006. - http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002139, дата доступа: 22.12.2008
  4. Зубкова И. А. Методические проблемы обучения персонала.//Управленческое консультирование. – 2003. - http://www.dialogvn.ru/uk/2003/n02/s03-2-10.htm, дата доступа: 22.12.2008.
  5. Кристенсен К. Р. Преподавание и метод конкретных ситуаций: Учебник, ситуации и дополнительная литература (пер. с англ. Петровской И.А., Костюк С.В.; под ред. Наумова А.И.), 2000 г., Изд.: АКАДЕМИКА (ЮРИСТЪ-ГАРДАРИКА).
  6. Обучение менеджменту (конкретные ситуации). Сост. Ширяева И.В., Разина Е.М. — М.: Школа бизнеса МГУ, 1995.
  7. Петрова Н. В. Деловые игры как один из методов преподавания экономических дисциплин. //Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru, дата доступа: 22.12.2008.

Информация о работе Сравнительный анализ метода конкретных ситуаций и деловых игр