Становление и развитие систем дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:44, шпаргалка

Описание

становление системы общественного дошкольного образования в России и ее развитие следует вать с точки зрения 4-х составляющих содержательного аспекта системы дошкольного образования, и с й общественно-исторической ситуации, которая имела место на каждом этапе ее развития. Можно условно выделить несколько этапов становления и развития системы общественного : ного образования в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

Вопрос 1 Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в Росс1ии.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1 Становление  и развитие системы общественного  дошкольного образования в России

становление системы  общественного дошкольного образования  в России  и ее развитие следует  вать с точки зрения 4-х составляющих содержательного аспекта системы  дошкольного образования, и с й общественно-исторической ситуации, которая имела место на каждом этапе ее развития. Можно  условно  выделить  несколько     этапов  становления  и  развития  системы  общественного : ного образования в нашей стране.

I этап: 1917-1920 годы.    Данный этап определяется в истории дошкольной педагогики как этап «овления системы общественного дошкольного образования, когда вместо старой системы образования, существовавшей еще в царской России, началась работа по становлению новой системы. §

Характерно, что  в это время страну охватил  революционный переворот, гражданская  война, которая .жалась на фоне 1-ой мировой  войны, и начавшиеся социалистические преобразования. Следует отмстить, всего населения страны было неграмотным, что  требовало скорейшего решения этой проблемы, временно было   провозглашено равноправие женщин,   которое повлекло   массовое вовлечение их   в -сдетво, общественную и политическую жизнь, а поэтому возникла необходимость высвобождения.их от ■ ~ь;\ забот.

В 1917 году при  Иаркомпросе создается Государственная комиссия во главе с А.В. Луначарским, в ю входил Отдел дошкольного воспитания и помощи детям, основной задачей которой было - в кратчайшие i подготовить новые законы по организации народного образования. И уже 20.12.1917 года Государственная г приняла декларацию «О дошкольном воспитании», где было провозглашено, что:

.  что введение  дошкольного воспитания в общую  систему народного образования  имеет своей задачей г начало  общественного воспитания ребенка  уже па первых ступенях его развития

б) что дальнейшее развитие школой трудовых и общественных основ, заложенных в дошкольный период. с»шл физически и умственно развитого, трудоспособного и полезного  члена общества

£ что система  дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и : нически связана в одно целое со всей системой народного образования.

г- зто же время  вышло Постановление Совнаркома о передаче государству всех учебных  заведений, ившихся до этого в  ведении православной церкви: из богоугодных они стали светскими. #

L;   1919 году на VI11 съезде РКП(б) была принята Программа, в которой подчеркивалась роль явственного дошкольного воспитания и были определены две основные функции дошкольного воспитания: ~. ^едъная и социально-бытовая, а в этом же году на I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию . : организационные вопросы и даже предпринимались попытки решать проблему методов воспитания (например, съезд рекомендовал широко использовать сказку в воспитательной работе).

Основными задачами I Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию были:

• организация дошкольного дела в общегосударственном масштабе

• учет существующего положения на местах

• уточнение общей идеологической направленности

• ' р пути, по которому должна строиться дальнейшая дошкольная работа.

установил, поскольку дошкольное воспитание - часть воспитания человека вообще, то нельзя . .- " ~ то ш к о л ы то го вое пита ни я, не определив задачи воспитания па дальнейших ступенях.

1    :" . л  вbiдвинул  вопрос о  введении обязательного  общедоступного  дошкольного воспитания, -    как неотложную задачу общего советского строительства.

3. Съезд затронул проблемы:

• подготовки кадров, как с количественной, так и с качественной стороны

• необходимость сочетания принципа общественного воспитания с семейным.

Таким образом, перед системой общественного дошкольного  воспитания в этот период стояли достаточно сложные задачи:

о   организация  массовой сети дошкольных учреждений;

о   обеспечение  их квалифицированными кадрами, необходимым оборудованием; о    пропаганда дошкольного воспитания и педагогических знаний среди населения.

Так как система  только создавалась, теория вопроса  еще не была разработана, а также  отсутствовал практический опыт, то Отдел  по дошкольному воспитанию при Государственной комиссии, возглавляемый Д.А. Лазуркиной, проводил огромную работу по привлечению к научной и методической работе всех дореволюционных специалистов. Так были привлечены Шацкий СТ., Шацкая В.Н., Шлегер Л.К., Тихеева Е.И., Флер и на Е.А. и др. Все они приглашались для работы на I- ой Опытной станции при Наркомлросе, возглавляемую СТ. Шацким, где работали кружки, происходили встречи этих специалистов с молодыми воспитателями. С 1918 года по инициативе Д.А. Лазуркиной стал издаваться «Бюллетень» дошкольного отдела Наркомпроса, призванный учитывать опыт педагогической работы дошкольных учреждений и сделать этот опыт общим достоянием.

Несмотря на то, что дошкольные учреждения работали еще по системе Ф. Фребеля и  М. Монтессори, Дошкольный отдел стремился  к разработке вопросов воспитания путем научных исследований. Поэтому уже в 1918 году был открыт Институт дошкольного воспитания под руководством К.Н. Корнилова, на базе которого разрабатывались Программы для курсов инструкторов по дошкольному воспитанию, курсов воспитателей, для подготовки работников в яслях. Параллельно Е.А. Аркиным был создан Центральный музей, явившийся центом сбора , анализа и пропаганды дошкольной теории и практики.

Тем не менее, нехватка педагогических кадров очень тормозила  развитие общественного дошкольного воспитания. В связи с этим было решено, что основная подготовка кадров будет осуществляться на:

о   краткосрочных  курсах по подготовке воспитателей из числа , работающих на фабриках и заводах;

о   на дошкольных курсах при Петроградском институте дошкольного образования, созданном в 1918 году

на базе бывшего  Фребелевского института; о   на отделениях дошкольного воспитания при 2-ом Московском университете и  институтах во Владимире, Красноярске, Курске и др. городах.

Основным типом  дошкольных учреждений были детские сады с 6-ти часовым пребыванием детей, детские ясли и очаги с 8-и часовым и более пребыванием детей в них.

Главным органом  управления образованием явился Отдел  дошкольного воспитантгя. а на местах были созданы женские отделы при городских и районных отделах партии. Связь с периферийными отделами осуществлялась через республиканские совещания заведующих местными отделами, и через инструкторов, по необходимости выезжавших на места с целью оказания помощи в организации и проведении работы с педагогами.

II этап: 1921-1930 годы - этап дальнейшего развития системы общественного дошкольного воспитания. Окончилась гражданская война, повлекшая за собой разруху, нищету, голод, большое количество бездомных детей и детей-сирот. Несмотря на это, в стране начался период восстановления народного хозяйства. Но так как все материальные средства были мобилизованы на построение экономического фундамента социализма, и ассигнования на народное образования были резко сокращены, дошкольные учреждения, как и школы, стали переводиться на бюджетное финансирование местных органов власти, что привело к ликвидации многих из них.

Тем не менее, начавшаяся индустриализация в стране способствовала увеличению потребности населения  в дошкольных учреждениях. Развернулось строительство промышленных предприятий, которое явилось пиком активности женщин, а поэтому при фабриках и заводах стали строиться детские сады и ясли. Наркомпрос объявил Всероссийский дошкольный поход по массовому строительству дошкольных учреждений и приспособлению пригодных зданий под детские сады. Именно в этот период впервые появились ведомственные дошкольные учреждения и дошкольные учреждения при жилищных кооперативах.

С 1921 по 1928 годы в стране были проведены крупные  мероприятия по дошкольному воспитанию: о   три Всероссийские конференции дошкольных работников под руководством А. 13. Луначарского, на

которых:

- обсуждались вопросы строительства дошкольных учреждений:

- определялись цели, задачи, содержание и методы воспитания:

- решались вопросы коммунистического воспитания; о   три Всероссийских съезда дошкольных работников

- в 1921 году - П-ой Всероссийский съезд;

- в 1924 году - Ш-ий Всероссийский съезд;

- в 1928 году - IV-ый Всероссийский съезд, на которых рассматривались вопросы:

- о социальном составе дошкольных учреждений, с тем, чтобы основу        составляли пролетарские

дети; I

- о сохранении сети дошкольных учреждений и о бесплатности образования (1921 г.);

- об организации работы в деревне (1924 г.).

Соответственно, задачами этого этапа явились:

расширение сети дошкольных учреждений за счет строительства  новых и  приспособления уже имеющихся  помещений; 5

максимальный  охват детей дошкольным воспитанием; подготовка педагогических кадров; о   расширение сети в «глубинку», т.е. строительство национальных дошкольных учреждений и подготовка

кадров для  работы в них; :    определение  задач и содержания воспитания детей  в детских садах.

Поэтому уже  с  начала 20-ых годов  стали активно  разрабатываться  вопросы воспитательной  и образовательной работы с детьми. Несмотря на то, что детские сады работали еще по системе Ф. Фребеля и М. Монтессори, стали появляться дошкольные учреждения, использующие   различные подходы к организации воспитания дошкольников, например, методику Е.И. Тихеевой, теорию «свободного воспитания», смешанную . :    воспитания.

В 1921 году на II Всероссийском  съезде по дошкольному воспитанию было принято решение о выработке  марксистско-ленинской системы дошкольного  воспитания, в основе которой лежали принципы:

- коллективизма и активного творчества детей, а поэтому работа стала строиться на коллективных

шпалах;

- связи с современностью, которая понималась слишком прямолинейно - сказку стали рассматривать как ;• > и поэтому предлагалось заменить ее на реалистический материал: кукла-барышня стала изыматься из

числа игрушек, а взамен были введены новые куклы - рабочий, красноармеец, пионер.

Большую работу по решению проблем содержания и  методов дошкольного воспитания проводила микольная секция Государственного Ученого совета, который в период с 1927 по 1930 годы издала серию методических писем, способствующих становлению новой, советской, системы работы с дошкольниками,   а 1года стал издаваться журнал «Дошкольное воспитание», который объединял на своих страницах теоретиков и практиков.

В этот период стали  открываться педагогические техникумы, где готовили кадры для работы в ^школьных учреждениях, а на двухгодичных Высших женских курсах стали   готовить преподавателей для л и кумов.

Основными типами дошкольных учреждений оставались:

о   детские  сады с 6-ти часовым пребыванием детей  в них (до середины 20-х годов);

о   детские  очаги с 8-10-ти часовым пребыванием  детей в них (с середины 20-х  годов стали основным

типом дошкольных учреждений и получили называние  «детский сад»); о   появились детские дома, где были смешанные группы детей дошкольного и младшего школьного

возраста; о   детские комнаты;

о   детские  площадки - это сезонные дошкольные учреждения;

о   детские  комнаты при клубах с 2-3-х часовым  пребыванием в них детей;

о   нулевые группы, осуществляющие переход детей к школе.

Существующие  на тот период органы управления образованием были преобразованы в ОБЛОНО, ГОРОНО, РОНО.

III этап: 1931-1940 годы.   Можно сказать, что в этот  период система общественного  дошкольного мния в стране уже была создана, т.к. этому способствовали и размах социалистического строительства, и . тивизация сельского хозяйства, и культурная революция, которая проходила в стране повсеместно. Все это об>словило рост активности женщин, которые к началу 40-х годов составляли в производстве более 41% всех . п служащих.. «Дошкольный поход» в рамках культурной революции способствовал открытию детских - - - городах, поселках, колхозах, совхозах, при МТС и др.

3 1935 году было  принято правительственное постановление «О мерах по упорядочению работы детского которое устанавливала 9-ти часовое пребывание детей в детском саду, а если  того требовала Сходимость, то 14-15-ти часовое и даже круглосуточно. В 1936 году Совнарком утвердил 10 типовых проектов садов для городов и сельской местности. Поэтому можно сказать, что предвоенные годы   явились дс м создания и укрепления системы общественного дошкольного воспитания в СССР: в дошкольных вреждениях были созданы хорошие условия, успехи дошкольного воспитания демонстрировались на ВДНХ, ■. ан родителей и населения был достаточно высок авторитет дошкольных работников.

Информация о работе Становление и развитие систем дошкольного образования