Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:44, шпаргалка
становление системы общественного дошкольного образования в России и ее развитие следует вать с точки зрения 4-х составляющих содержательного аспекта системы дошкольного образования, и с й общественно-исторической ситуации, которая имела место на каждом этапе ее развития. Можно условно выделить несколько этапов становления и развития системы общественного : ного образования в нашей стране.
Вопрос 1 Становление
и развитие системы общественного
дошкольного образования в
становление системы
общественного дошкольного
I этап: 1917-1920 годы. Данный этап определяется в истории дошкольной педагогики как этап «овления системы общественного дошкольного образования, когда вместо старой системы образования, существовавшей еще в царской России, началась работа по становлению новой системы. §
Характерно, что в это время страну охватил революционный переворот, гражданская война, которая .жалась на фоне 1-ой мировой войны, и начавшиеся социалистические преобразования. Следует отмстить, всего населения страны было неграмотным, что требовало скорейшего решения этой проблемы, временно было провозглашено равноправие женщин, которое повлекло массовое вовлечение их в -сдетво, общественную и политическую жизнь, а поэтому возникла необходимость высвобождения.их от ■ ~ь;\ забот.
В 1917 году при Иаркомпросе создается Государственная комиссия во главе с А.В. Луначарским, в ю входил Отдел дошкольного воспитания и помощи детям, основной задачей которой было - в кратчайшие i подготовить новые законы по организации народного образования. И уже 20.12.1917 года Государственная г приняла декларацию «О дошкольном воспитании», где было провозглашено, что:
. что введение
дошкольного воспитания в
б) что дальнейшее
развитие школой трудовых и общественных
основ, заложенных в дошкольный период.
с»шл физически и умственно
£ что система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и : нически связана в одно целое со всей системой народного образования.
г- зто же время вышло Постановление Совнаркома о передаче государству всех учебных заведений, ившихся до этого в ведении православной церкви: из богоугодных они стали светскими. #
L; 1919 году на VI11 съезде РКП(б) была принята Программа, в которой подчеркивалась роль явственного дошкольного воспитания и были определены две основные функции дошкольного воспитания: ~. ^едъная и социально-бытовая, а в этом же году на I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию . : организационные вопросы и даже предпринимались попытки решать проблему методов воспитания (например, съезд рекомендовал широко использовать сказку в воспитательной работе).
Основными задачами I Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию были:
• организация дошкольного дела в общегосударственном масштабе
• учет существующего положения на местах
• уточнение общей идеологической направленности
• ' р пути, по которому должна строиться дальнейшая дошкольная работа.
установил, поскольку дошкольное воспитание - часть воспитания человека вообще, то нельзя . .- " ~ то ш к о л ы то го вое пита ни я, не определив задачи воспитания па дальнейших ступенях.
1 :" . л вbiдвинул вопрос о введении обязательного общедоступного дошкольного воспитания, - как неотложную задачу общего советского строительства.
3. Съезд затронул проблемы:
• подготовки кадров, как с количественной, так и с качественной стороны
• необходимость сочетания принципа общественного воспитания с семейным.
Таким образом, перед системой общественного дошкольного воспитания в этот период стояли достаточно сложные задачи:
о организация массовой сети дошкольных учреждений;
о обеспечение их квалифицированными кадрами, необходимым оборудованием; о пропаганда дошкольного воспитания и педагогических знаний среди населения.
Так как система только создавалась, теория вопроса еще не была разработана, а также отсутствовал практический опыт, то Отдел по дошкольному воспитанию при Государственной комиссии, возглавляемый Д.А. Лазуркиной, проводил огромную работу по привлечению к научной и методической работе всех дореволюционных специалистов. Так были привлечены Шацкий СТ., Шацкая В.Н., Шлегер Л.К., Тихеева Е.И., Флер и на Е.А. и др. Все они приглашались для работы на I- ой Опытной станции при Наркомлросе, возглавляемую СТ. Шацким, где работали кружки, происходили встречи этих специалистов с молодыми воспитателями. С 1918 года по инициативе Д.А. Лазуркиной стал издаваться «Бюллетень» дошкольного отдела Наркомпроса, призванный учитывать опыт педагогической работы дошкольных учреждений и сделать этот опыт общим достоянием.
Несмотря на то, что дошкольные учреждения работали еще по системе Ф. Фребеля и М. Монтессори, Дошкольный отдел стремился к разработке вопросов воспитания путем научных исследований. Поэтому уже в 1918 году был открыт Институт дошкольного воспитания под руководством К.Н. Корнилова, на базе которого разрабатывались Программы для курсов инструкторов по дошкольному воспитанию, курсов воспитателей, для подготовки работников в яслях. Параллельно Е.А. Аркиным был создан Центральный музей, явившийся центом сбора , анализа и пропаганды дошкольной теории и практики.
Тем не менее, нехватка педагогических кадров очень тормозила развитие общественного дошкольного воспитания. В связи с этим было решено, что основная подготовка кадров будет осуществляться на:
о краткосрочных курсах по подготовке воспитателей из числа , работающих на фабриках и заводах;
о на дошкольных курсах при Петроградском институте дошкольного образования, созданном в 1918 году
на базе бывшего Фребелевского института; о на отделениях дошкольного воспитания при 2-ом Московском университете и институтах во Владимире, Красноярске, Курске и др. городах.
Основным типом дошкольных учреждений были детские сады с 6-ти часовым пребыванием детей, детские ясли и очаги с 8-и часовым и более пребыванием детей в них.
Главным органом управления образованием явился Отдел дошкольного воспитантгя. а на местах были созданы женские отделы при городских и районных отделах партии. Связь с периферийными отделами осуществлялась через республиканские совещания заведующих местными отделами, и через инструкторов, по необходимости выезжавших на места с целью оказания помощи в организации и проведении работы с педагогами.
II этап: 1921-1930 годы - этап дальнейшего развития системы общественного дошкольного воспитания. Окончилась гражданская война, повлекшая за собой разруху, нищету, голод, большое количество бездомных детей и детей-сирот. Несмотря на это, в стране начался период восстановления народного хозяйства. Но так как все материальные средства были мобилизованы на построение экономического фундамента социализма, и ассигнования на народное образования были резко сокращены, дошкольные учреждения, как и школы, стали переводиться на бюджетное финансирование местных органов власти, что привело к ликвидации многих из них.
Тем не менее, начавшаяся индустриализация в стране способствовала увеличению потребности населения в дошкольных учреждениях. Развернулось строительство промышленных предприятий, которое явилось пиком активности женщин, а поэтому при фабриках и заводах стали строиться детские сады и ясли. Наркомпрос объявил Всероссийский дошкольный поход по массовому строительству дошкольных учреждений и приспособлению пригодных зданий под детские сады. Именно в этот период впервые появились ведомственные дошкольные учреждения и дошкольные учреждения при жилищных кооперативах.
С 1921 по 1928 годы в стране были проведены крупные мероприятия по дошкольному воспитанию: о три Всероссийские конференции дошкольных работников под руководством А. 13. Луначарского, на
которых:
- обсуждались вопросы строительства дошкольных учреждений:
- определялись цели, задачи, содержание и методы воспитания:
- решались вопросы коммунистического воспитания; о три Всероссийских съезда дошкольных работников
- в 1921 году - П-ой Всероссийский съезд;
- в 1924 году - Ш-ий Всероссийский съезд;
- в 1928 году - IV-ый Всероссийский съезд, на которых рассматривались вопросы:
- о социальном составе дошкольных учреждений, с тем, чтобы основу составляли пролетарские
дети; I
- о сохранении сети дошкольных учреждений и о бесплатности образования (1921 г.);
- об организации работы в деревне (1924 г.).
Соответственно, задачами этого этапа явились:
расширение сети дошкольных учреждений за счет строительства новых и приспособления уже имеющихся помещений; 5
максимальный охват детей дошкольным воспитанием; подготовка педагогических кадров; о расширение сети в «глубинку», т.е. строительство национальных дошкольных учреждений и подготовка
кадров для работы в них; : определение задач и содержания воспитания детей в детских садах.
Поэтому уже с начала 20-ых годов стали активно разрабатываться вопросы воспитательной и образовательной работы с детьми. Несмотря на то, что детские сады работали еще по системе Ф. Фребеля и М. Монтессори, стали появляться дошкольные учреждения, использующие различные подходы к организации воспитания дошкольников, например, методику Е.И. Тихеевой, теорию «свободного воспитания», смешанную . : воспитания.
В 1921 году на II Всероссийском
съезде по дошкольному воспитанию было
принято решение о выработке
марксистско-ленинской системы
- коллективизма и активного творчества детей, а поэтому работа стала строиться на коллективных
шпалах;
- связи с современностью, которая понималась слишком прямолинейно - сказку стали рассматривать как ;• > и поэтому предлагалось заменить ее на реалистический материал: кукла-барышня стала изыматься из
числа игрушек, а взамен были введены новые куклы - рабочий, красноармеец, пионер.
Большую работу по решению проблем содержания и методов дошкольного воспитания проводила микольная секция Государственного Ученого совета, который в период с 1927 по 1930 годы издала серию методических писем, способствующих становлению новой, советской, системы работы с дошкольниками, а 11 года стал издаваться журнал «Дошкольное воспитание», который объединял на своих страницах теоретиков и практиков.
В этот период стали открываться педагогические техникумы, где готовили кадры для работы в ^школьных учреждениях, а на двухгодичных Высших женских курсах стали готовить преподавателей для л и кумов.
Основными типами дошкольных учреждений оставались:
о детские сады с 6-ти часовым пребыванием детей в них (до середины 20-х годов);
о детские очаги с 8-10-ти часовым пребыванием детей в них (с середины 20-х годов стали основным
типом дошкольных учреждений и получили называние «детский сад»); о появились детские дома, где были смешанные группы детей дошкольного и младшего школьного
возраста; о детские комнаты;
о детские площадки - это сезонные дошкольные учреждения;
о детские комнаты при клубах с 2-3-х часовым пребыванием в них детей;
о нулевые группы, осуществляющие переход детей к школе.
Существующие на тот период органы управления образованием были преобразованы в ОБЛОНО, ГОРОНО, РОНО.
III этап: 1931-1940 годы. Можно сказать, что в этот период система общественного дошкольного мния в стране уже была создана, т.к. этому способствовали и размах социалистического строительства, и . тивизация сельского хозяйства, и культурная революция, которая проходила в стране повсеместно. Все это об>словило рост активности женщин, которые к началу 40-х годов составляли в производстве более 41% всех . п служащих.. «Дошкольный поход» в рамках культурной революции способствовал открытию детских - - - городах, поселках, колхозах, совхозах, при МТС и др.
3 1935 году было
принято правительственное
Информация о работе Становление и развитие систем дошкольного образования