Становление и развитие систем дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:44, шпаргалка

Описание

становление системы общественного дошкольного образования в России и ее развитие следует вать с точки зрения 4-х составляющих содержательного аспекта системы дошкольного образования, и с й общественно-исторической ситуации, которая имела место на каждом этапе ее развития. Можно условно выделить несколько этапов становления и развития системы общественного : ного образования в нашей стране.

Работа состоит из  1 файл

Вопрос 1 Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в Росс1ии.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Тем не менее,    задача расширения сети дошкольных учреждений, как одна из задач культурной революции, оставалась для   системы дошкольного  воспитания  достаточно актуальной. Помимо этого стояли зеличения контингента детей и совершенствование воспитательной работы в дошкольных учреждениях, а также расширение научно-исследовательской работы. 1

Много изменений  произошло в этот период и в  содержании образования: серьезное внимание стало желяться определению путей и методов работы с детьми по их развитию и воспитанию. Большой вклад внесла в работ\  Н.К. Крупская,  которая высоко оценивала общественное дошкольное  воспитание и под ее говодством стали появляться первые нормативные документы, определяющие и регламентирующие работу внпкольных > чреждений:

•    з 1932-34 годах были разработаны первые Программы  для детских садов, которые включали все :?лделы, и большое внимание уделялось  игре детей. Но так как отсутствовал опыт в создании такого

рода документов, было допущено много ошибок    и    поэтому    эти    программы

i ipocy шествовал и не до л го;

• уже в 1938 году под руководством Н.К. Крупской были разработаны «Руководство для воспитателей детских садов» и «Устав детского сада», в которых впервые были сформулированы цели и задачи для дошкольных учреждений и определена их структура. Эти документы были первыми и обязательными для всех дошкольных учреждений, определяющими содержание работы с детьми, объем знаний, умений и навыков детей.

Эти годы можно  еще определить и как период педагогических исканий: стали использоваться в дошкольном воспитании критически переработанные труды и педагогические системы прогрессивных русских и зарубежных педагогов прошлого, появились труды Е.И. Тихеевой. Л.К. Шлегер. Е.А. Флериной, Е.А. Аркина и др.

Большое количество открывающихся дошкольных учреждений требовало и усиления внимания к  подготовке кадров:

о   воспитателей готовили на 3,6, и 12-ти месячных курсах:

о в 1937 году педагогические училища, которые были переименованы из педагогических техникумов, стали готовить кадры средней квалификации, а институты - высшей квалификации.

Недостаток специалистов по дошкольному воспитанию явился также  толчком к организации работы органами народного образования по повышению квалификации заведующих н воспитателей: в 1938 году при Институте усовершенствования учителей и ОБЛОНО стали создаваться шаш :>ные .методические кабинеты для оказания квалифицированной помощи педагогам детских садов.

В дошкольных учреждениях, построенным по типовым проектам в городах и сельской местности стали открываться вечерние, ночные, продленные и круглосуточные группы. Основным типом дошкольных учреждений оставались детские сады и ясли.

В 1932 году в штаты  городских и районных отделов народного образования была введена должность инструктора по дошкольному воспитанию с целью улучшения методического руководства н подъема качества педагогической работы в детских садах.

IV этап: 1941-1945 годы - это годы Великой Отечественной  войны, которые привели к обострению и усложнению работы по дошкольному воспитанию несмотря на то, что дошкольные учреждения сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровья многих детей. Из горстов, которым угрожала военная опасность, детские сады вместе с детьми эвакуировались в тыл (на Урал и в Сибирь), размешались в самых лучших зданиях и помещениях, а для детей, оставшихся на оккупированной территории, создавались группы круглосуточного пребывания в бомбоубежищах. Обслуживающий персонал работал в тяжелейших условиях.

Соответственно  основными задачами в эти годы перед системой обшественного дошкольного  воспитания

стал и:

• эвакуация детских садов;

• охрана здоровья и правильного физического развития детс;;

• обеспечение нормальных условий жизни, воспитания и общения детей:

• патриотическое и интернациональное воспитание.

Несмотря на такие условия в области дошкольного  воспитания в период с 1941 по 1945 годы были проведены 16 научно-практических конференций по различным вопросам теорш ~; • :ошкольиого воспитания и были разработаны новые программно-методические докуме--

■ 1944-45 гг. - новый Устав детского сада, сыгравший большую решь в организации работы дошкольных учреждений в послевоенные и вплоть до 1992 гс в

■ 1944-45 гг. - было пересмотрено «Руководство для воспитателей которое содержало программные и методические указания по возрастным группам, что облегчал . :_".-  :~ тате. ?м на практике.1

В 1941 году была образована Академия педагогических -: Ц РСФСР, в составе которой был создан Сектор дошкольного воспитания под руководством А.П. Усовой, преобразованный в 1960 году в самостоятельное научное учреждение - Институт дошкольного воспитания. В этом Секторе ученые работали по различным проблемам: вышли труды А.П. Усовой, А.И. Сорокиной. Е.И. Раднной. Н.П. Сакулиной и др. Большое место в исследованиях ученых стала занимать проблема обучения в детском с

В этот период появились  новые типы дошкольных учрежден™:

©    дошкольные интернаты, где воспитывались дети, временно потерявшие связь со своими родителями;

• детские дома;

• санаторные детские сады (для детей с ослабленным здоровьем! с /: ; очным пребывание в них детей в течение 3-6-ти месяцев.

Изменений в  подготовке педагогических кадров и  структуре органов управления образованием в этот период не произошло.

V этап: 1946-1960 годы - этап восстановления и развития всего народного хозяйства. Сразу же после окончания Великой отечественной войны были выделены значительные средства на улучшение содержания детей в дошкольных учреждениях, были введены новые нормы питания, значительно повысилась заработная плата воспитателей. Потребность в дошкольных учреждениях резко возросла, т.к. ъ ~.:левоенные годы резко увеличилась рождаемость; дошкольные учреждения стали строиться там. где в них больше нуждались - при новых предприятиях и особенно там, где работало много женщин. Стали рассматриваться вопросы создания комплексных детских садов, в которых воспитывались бы дети ясельного и дошкольного возраста. Помимо этого. царством   принимались   меры   по   улучшению положения женщин-матерей,  например,  был введен Мать-героиня».

Соответственно  перед  системой  общественного  дошкольного  воспитания  в  этот  период стояли с;е_1\ ющие задачи:

1       восстановление и дальнейшее расширение сети дошкольных учреждений; '       укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений;

■ качественное совершенствование работы дошкольных учреждений;

■ педагогическая пропаганда среди населения.

В эти годы серьезно разрабатывались теоретические  и методические вопросы дошкольной педагогики. В полнение к   Руководству для воспитателей в 1946-47 годах были выпущены Методические письма по -:ым  направлениям  деятельности детских садов: счет и письмо, родной язык, был введен новый раздел .:-. детского сада с семьей» и др. В 1947 году А.П. Усовой было подготовлено Методическое письмо мьные занятия в детском саду», а на страницах журнала «Дошкольное воспитание» развернулась дискуссия о формах и методах проведения занятий.

В 1953 году вышло 3-е издание «Руководства для воспитателей детских садов», которое имело структуру " - - - ному принципу - младшая, средняя, старшая группы, и в рамках каждой из них рассматривались разделы: игра, счет, родной язык и ознакомление с окружающим, физическое воспитание, шьное воспитание, рисование, аппликация (только со средней группы), лепка. В содержание Руководства [е одические рекомендации, в дополнение к ним вышли Методические письма по видам деятельности. Во  второй  половине  40-ых  годов стали выходить  учебники   по  дошкольной  педагогике  для ических училищ и пединститутов. Кроме этого, с I960 года в НИИ дошкольного воспитания при АПН литься экспериментальная работа по вопросам обучения в детском саду. I этот период был поднят вопрос о регулярном контроле повышения квалификации педагогических ков со стороны заведующих детскими садами и работников органов управления образованием. Были л дошкольные отделения в вузах, педагогических училищах (3-х годичные на базе 7-ми классов и 2-х - базе 10-ти классов средней школы) J : 959 года появился новый тип дошкольных учреждений - ясли-сад, объединяющий 2 типа дошкольных _. - .-.Г; с целью установления преемственности в воспитании маленьких детей. С 1946 года произошли изменения в названиях Наркоматов. Так Наркомпрос стал именоваться .::тво просвещения (Минпрос), при котором существовало Управление по дошкольному воспитанию. На .: лвались ОБЛОНО, ГОРОНО, РОНО.

VI этап: 1961-1986 годы - так называемый период «развитого  социализма» в нашей стране, .генная   система   общественного   дошкольного   воспитания   продолжает   развиваться,   о   чем

...... : :твует статистика: с J 970 по 1986 годы охват детей дошкольным воспитанием составил 70%; на 80-90%

-нт первоклассников  состоял из числа детей, воспитывающихся  в дошкольных учреждениях; почти  96%

:ских кадров  имели среднее специальное или высшее специальное образование. J -976 года продолжается строительство дошкольных учреждений по типовым проектам с улучшенной

:ой и со  стационарными спальнями, а с  1982 года по новым Строительным  нормам и правилам (СНиП) житься  дошкольные учреждения с прогулочными верандами, физкультурными залами и бассейнами. Задачи этого периода:

1    дальнейшее расширение сети дошкольных учреждений, строительство их по новым типовым проектам;

1    массовый охват детей дошкольным образованием;

1    совершенствование содержания дошкольного образования;

1    обеспечение дошкольных учреждений высококвалифицированными кадрами;

1    укрепление материально-технической базы детских садов.

3 1962 году была  принята «Программа воспитание  и обучения в детском саду».  Это был первый - -методический документ в истории общественного дошкольного воспитания, определяющий основное ание и формы воспитания детей от 2-х месяцев до 7 лет, и в котором впервые в Программе была выделена ательная группа. Программа выдержала 9 изданий (последнее было в 1987 году). В 1984 году была пл Типовая программа, а на ее основе  была разработана Программа, которая в последствии стала •        Традиционной.

3 эти годы  значительно увеличился выпуск  педагогической литературы - более  100 наименований —1-. : >ыло выпущено в серии «Библиотека воспитателя детского сада», с 1976 года была открыта подписка на сиеидальные пособия для воспитателей сельских детских садов в серии «Детский сад на селе». 1

Педагогические  кадры уже готовили в 66 педагогических вузах страны и в 312 педагогических училищах, в 70-ых годах стал наблюдаться острейший дефицит кадров, поэтому открывались одногодичные ■оаготческие классы и группы воспитателей при ПТУ.

все   . -о  в дошкольных учреждениях начали функционировать специализированные группы, т.е. сааа складываться  система  воспитательно-лечебных дошкольных учреждений,  а  в  80-ые  годы • стало : ;;::активное направление, связанное с созданием нового типа воспитательно-образовательного

-   _ зла  - детский сад». Продолжали открываться детские дома и школы-интернаты с дошкольным В эти же годы был создан Государственный комитет по народном) образованию, а при нем Управления по дошкольному воспитанию. Частично ОБЛОНО стали менять свое название на Комитеты, а ГОРОНО и РОНО еще продолжали действовать по прежнему.

Информация о работе Становление и развитие систем дошкольного образования