Структура авторитета. Критерии и уровни авторитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:18, реферат

Описание

Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) — это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте.
Авторитет учителя в глазах учащихся — это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и духовных качеств личности учителя.

Содержание

Введение 2

Основные стадии становления авторитета учителя 3

Виды ложного авторитета 5

Личностный компонент педагогического авторитета 7

Профессиональный компонент педагогического авторитета 10

Работа состоит из  1 файл

волгоградский государственный социально.docx

— 41.90 Кб (Скачать документ)
волгоградский государственный  социально-педагогический университет
Структура авторитета. Критерии и уровни авторитета.
Реферат
 
 
 
 
 
 
Выполнила: Баранова Виктория, Д-Дб-11

 

Содержание

Введение                                                                                                           2

Основные стадии становления авторитета учителя                              3

Виды ложного авторитета                                                                            5

Личностный компонент  педагогического авторитета                          7

Профессиональный  компонент педагогического авторитета           10 

 

Введение

    Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) — это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте.

    Авторитет учителя в глазах учащихся — это  признание за ним права принимать  ответственные решения в различных  ситуациях совместной деятельности, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и  духовных качеств личности учителя.

    Престиж напрямую связан с авторитетом учителя, но отличается от последнего тем, что предполагает, кроме уважения, предпочтение одного перед другими, даже авторитетами. Иными словами, воспитанник на основе собственных представлений о ценностях и ценностных ориентациях “выбирает” для себя педагога. Если речь идет о престиже, то воспитывающий фактор (в лице воспитателя) воздействует уже не стихийно, а по предпочтительному выбору самого воспитанника, причем по выбору одного из многих, нескольких возможных. В глазах ребят престижным бывает не всегда и не обязательно только авторитетный учитель. Нередко школьники отдают предпочтение педагогу-либералу, попустительствующему анархии и неорганизованности ребят, или добряку. Наряду с понятием “престиж” существует понятие “престижность”. Первое означает вообще психолого-педагогический и социальный феномен; второе — наличие и степень (уровень) выраженности престижа у конкретной личности. Престижность учителя, как правило, заведомо создает у учащихся установку на положительное отношение к предстоящей деятельности и — наоборот.

    О престижности учителя школьники  судят по его профессиональной и  непрофессиональной деятельности, а  также по его личностным качествам.

 

Основные  стадии становления  авторитета учителя

    Педагог — источник информации. Взаимоотношения, характеризующие исходную стадию формирования авторитетных отношений, основаны на значимости учителя как источника важной для учащегося информации. На этом этапе учитель в глазах ученика  может оказаться в некоторой степени лишенным своей индивидуальности, его личностные качества могут вообще не фиксироваться или восприниматься сугубо негативно, что не умаляет его ценности как обладателя необходимых сведений. В этом случае учащихся далеко не всегда интересует мнение учителя, оценка ситуации, его интерпретация сообщаемых фактов. Школьнику необходима не личностная позиция учителя, а тот объем знаний, которым он располагает. Подобные отношения во многом ситуативны — складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной заинтересованному лицу. Учитель в силу самой своей роли практически всегда в большей или меньшей степени является значимым для школьников как источник важной для них информации.

    Педагог — референтное лицо. На следующей стадии формирования авторитета педагога в центре внимания ученика оказывается не только и не столько сама информация, за которой он обращается к педагогу, сколько ее оценка данным конкретным и, таким образом, оказывающимся референтным для него лицом. Именно его мнение признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действий в условиях значимой для школьника ситуации. Этот тип отношений, в отличие от свойственных первой стадии становления авторитета, характеризуется наличием личностного различения. Высокая референтность педагога не исключает возможности негативного отношения учащегося к нему как к личности. Несмотря на то что отношение референтного учителя к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизни, ученик часто бывает не согласен с этой оценкой, не принимает ее как неоспоримо верную, тем не менее именно к нему обращается для того, чтобы окончательно убедиться в правильности избранного решения. Наделенный полномочиями своего положения и в силу этого способный существенно влиять на жизнедеятельность классного коллектива, учитель, как правило, является для учащихся референтным лицом, мнение которого они учитывают при решении как личных, так и общегрупповых задач. Так, например, практически любой школьник, прежде чем избрать ту или иную тактику своего поведения, пусть даже и идущую вразрез с требованиями педагога, должен соотнести свои намерения с позицией учителя. И хотя эта позиция не обязательно будет им принята, ее анализу будет уделено внимание и она окажет определенное влияние на его последующие поступки.

    Педагог — авторитетное лицо. Эта стадия характеризуется качественно более  высоким, чем два предыдущих этапа  становления авторитетных отношений, уровнем значимости педагога для  школьника. Авторитетному учителю  авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как  руководство к действию, а успех  ожидается и предвидится. Такие  отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную  окраску.

 

    Виды  ложного авторитета

    Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.

    Сейчас  такие учителя встречаются нечасто, но вред, наносимый ими огромен. Они провоцируют учеников на трусость, подхалимство или, наоборот, агрессивное отношение к старшему, стремление насолить ему, но тонко замаскировать нарушение дисциплины, неуважение к педагогу. Никакой речи о воспитании, сознательной дисциплины, в данном случае идти не может. Кроме того, грубость расшатывать нервную систему учащихся, прививает отвращение к учебе, к учебному заведению, подрывает уважение к старшему. Требовательность преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально - бюрократический характер.

    Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится  всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные  контакты. Стремясь быть недоступным  и загадочным, такой преподаватель  возвеличивает свою персону, создает  для себя привилегии вплоть до занятий  на уроке посторонними делами, прохождения  в президиум школьного или  студенческого собрания, хотя его  никто туда не выдвигает, получения  в столовой еды без очереди.

    Авторитет педантизма. У учителя-воспитателя  существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно  придирается к занимающимся. Причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряженно.

    Авторитет резонерства. Учитель, пытающийся завоевать  авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации - главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога.

    Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются  у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят  послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.

 

    Личностный  компонент педагогического  авторитета

    Во-первых, это любовь к детям и педагогической профессии.

    Решающее  значение в каждой профессии имеет  любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог  же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

    Следует различать любовь учителя к своей  профессии и любовь к детям. Отношение  человекак своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

    Любовь  к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Некоторые учителя ставят перед  собой вопрос: "Почему мне так  дорога педагогическая профессия?" - и отвечают: " Прежде всего, мне  близки и дороги растущие, молодые  люди, способные верить и критиковать, любить и ненавидеть, уважать и  презирать, сохранять благородную  память о лучших своих воспитателях".

    "Всякий  моральный здоровый человек любит  детей. А любить детей по-настоящему - значит любить их в горе, и  в радости, и даже тогда,  когда их развитие в чем-нибудь  отклоняется от нормы… Любить - значит уважать человека, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Жить среди детей, работать с ними, воспитывать и учить их - что может дать больше счастья? Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть не шалуна Ваньку, а человека, маленького, но настоящего человека…"

    Уважение  и доверие к школьнику - важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета учителя. Для того чтобы прийти к этому выводу, не нужно тратить особых усилий на скрупулезный анализ педагогических систем таких учителей. Этот принцип составляет основу всей их педагогической деятельности.

    Взаимное  уважение - обязательное условие отношений  авторитетности не только в системе "педагог - ученик". И в ребячьей среде личностный авторитет сверстника также строится именно на этой основе. Фундаментом подлинного дружеского отношения является взаимная значимость людей. Авторитетность одного, базирующаяся на неавторитетности для него остальных, - практически стопроцентная гарантия общегруппового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи. Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

    Педагогический  авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п .).

    Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятия приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

    Учащиеся  ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих  учителей.

    Одним из положительных качеств хороших  учителей является обладание правильной и выразительной речью.

    Лучшие  учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся  к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что  педагогом - мастером он сделается только тогда, когда научится говорить "иди  сюда" с пятнадцатью - двадцатью  оттенками.

    Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет  учителя-воспитателя и снижает  качества учебно-воспитательной работы.

    Педагогический  оптимизм - необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

    Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил - убери, оскорбил - извинись, не выучил урока - останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

    Требовательность  учителя проявляется во всем - в  выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.

    Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью  личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все — общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.

Информация о работе Структура авторитета. Критерии и уровни авторитета