Структура, закономерности и принципы целостного педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:51, лекция

Описание

Структура и характеристика педагогического процеса. Определение структуры любого процесса базируется на выявлении его основной структурной единицы (элемента). Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

Работа состоит из  1 файл

Принципы педагогического процесса.doc

— 50.50 Кб (Скачать документ)

Структура, закономерности и  принципы целостного педагогического  процесса.

Структура и  характеристика педагогического процеса. Определение структуры любого процесса базируется на выявлении его основной структурной единицы (элемента). Развивающаяся  во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как образовательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его “моменты” должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать  задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако “клеточкой” педагогического процесса, его наименьшей единицей можно считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

- анализа ситуации  и постановки педагогической  задачи;

- проектирования  вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

- осуществления  плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование течения педагогического  процесса;

- анализа результатов  решения.

Поступательное  движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических решений.

Наиболее общим  внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение педагогического  процесса, является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются  со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми.

В последние  годы в связи с реформированием образования выявилось главное внутреннее противоречие между педагогическим процессом и развитием личности в детском возрасте – несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между  отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.

Как уже отмечалось выше, универсальной характеристикой  педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий  спектр взаимодействий: “ученик –  ученик”, “ученик – коллектив”, “ученик – учитель”, “учащиеся – объект усвоения” и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь “педагогическая деятельность – деятельность воспитанника”. Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение “воспитанник – объект усвоения”.

В этом заключается  и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и  решаются только посредством руководимой  педагогом активности учащихся, их деятельности. Известный отечественный  психолог Д.Б.Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат – в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении им определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социальных отношений выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Принято различать  разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Педагогическое  взаимодействие всегда имеет две  стороны, два взаимообусловленных  компонента: педагогическое воздействие  и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Главное интегративное  свойство педагогического процесса как динамической системы – его  способность к выполнению социально  обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность –  важнейшее качество педагогического  процесса, характеризующее высший уровень его развития. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие.

В содержательном плане целостность педагогического  процесса обеспечивается отражением в  цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством, во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном  плане педагогический процесс приобретает  свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения  и конструирования (дидактического  адаптирования) содержания образования  и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса делового  взаимодействия педагогов и воспитанников  по поводу содержания образования,  усвоение которого последними  – цель взаимодействия;

3) процесса взаимодействия  педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4) процесса освоения  воспитанниками содержания образования  без непосредственного участия  педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй – собственно педагогические, а третий – взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.

Педагогический  процесс подчиняется  определенным закономерностям  и принципам.

Закономерности  педагогического процесса. В данном случае, закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса. Наибольшее значение имеют связи между:

- процессами  обучения, воспитания и развития как составляющими компонентами целостного педагогического процесса;

- процессами  воспитания и самовоспитания, педагогического  руководства и самодеятельности  воспитуемых, преподавания и учения, то есть между деятельностью  педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса;

- деятельностью  и общением личности и результатами  ее развития;

- возможностями  личности (возрастными, индивидуальными)  и характером педагогических  влияний на нее;

- коллективом  и личностью в педагогической системе.

Для непосредственной практики организации педагогического  процесса большое значение имеет  уяснение внутренних связей между функциональными  компонентами. Так, содержание конкретного  воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д. 

Принципы  педагогического процесса.

 Закономерности  педагогического процесса находят  свое конкретное выражение в  принципах – системе основных  требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает  необходимую эффективность решения  задач гармоничного развития личности.

В контексте  целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп  принципов: организации педагогического  процесса и управления деятельностью  воспитанников.

К принципам  организации педагогического процесса относятся:

- принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;

- принцип связи  педагогического процесса с жизнью  и практикой, предполагающий необходимость  связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

- принцип научности  как требование соответствия  содержания, форм и методов образования  современному уровню развития  науки и техники;

- принцип ориентации  педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает  организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

- принцип коллективности  обучения и воспитания детей,  направленный на оптимизацию  сочетания коллективных, групповых  и индивидуальных  форм организации  педагогического процесса;

- принцип преемственности,  последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

- принцип наглядности  как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

- принцип эстетизации  всей детской жизни, прежде  всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у  воспитанников эстетического отношения  к действительности как основы отношения нравственного.

К принципам  управления деятельностью воспитанников  относятся:

Информация о работе Структура, закономерности и принципы целостного педагогического процесса