Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:33, реферат
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущность и структура
педагогической деятельности, а также
связанная с ними продуктивность
— один из актуальнейших вопросов
педагогической науки и практики.
Обычно научный анализ этих важных
феноменов заменяется общими рассуждениями
о педагогическом искусстве. Да, творчество
педагога неповторимо, это такое
же высокое искусство, как творчество
композитора и художника —
а может быть, и куда более сложное.
Вспомним, как гордился своей работой
Волшебник в «Обыкновенном
«Не бывает воспитания,
повсеместно пригодного для всего
человеческого рода; более того,
не бывает общества, где бы различные
педагогические системы не существовали
и не функционировали параллельно».
Разумеется, научный
анализ педагогической деятельности отдает
должное уникальности творческого
метода каждого педагога, но сам
он построен не на описаниях, а на принципах
сравнительного исследования, качественно-количественного
анализа. Особенно перспективным принято
считать направление, связанное
с применением принципов
Как подчеркивает Б. Ф. Ломов, идея системного подхода не нова. Системный подход является общим научным методом для решения теоретических и практических проблем. В психолого-педагогических исследованиях данный метод применяется сравнительно недавно. Разработка теории функциональных систем предпринятая П. К. Анохиным, позволила использовать системный подход в педагогике, а затем и в психологии. В начале 1970-х годов Ф. Ф. Королев, М. А. Данилов, В. М. Малинин ратовали за необходимость проведения системно-структурных исследований в области педагогики.
Система — это
совокупность множества взаимосвязанных
элементов, образующих определенную целостность
и взаимодействующих между
Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов.
Однако с точки зрения П. К. Анохина, взаимодействие как таковое не может сформировать систему из множества элементов. Разрабатывая теорию функциональных систем, П. К. Анохин подчеркивает, что системой можно назвать только такой комплекс избирательного вовлечения составляющих, где взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленых на получение фокусированного полезного результата.
Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.
В педагогике существуют
многочисленные варианты применения общей
теории систем к анализу педагогической
деятельности. Так, Н. В. Кузьмина, вводя
понятие педагогической системы, выделяет
не только ее структурные составляющие,
но и функциональные компоненты педагогической
деятельности. В рамках этой модели
выделяется пять структурных составляющих:
1) субъект педагогического
В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5) коммуникативный.
1. Гностический компонент (от греч. гнозис—познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).
2. Проектировочный
компонент включает в себя
представления о перспективных
задачах обучения и воспитания,
а также о стратегиях и
3. Конструктивный
компонент — это особенности
конструирования педагогом
4. Коммуникативный
компонент — это особенности
коммуникативной деятельности
5. Организаторский
компонент — это система
Необходимо подчеркнуть,
что все компоненты данной модели
часто описываются через
1. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.
2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.
3. Корректирующая
функция связана с
4. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.
Преобладание той
или иной функции в деятельности
преподавателя указывает на то, что
активность учащихся имеет определенный
вид, поскольку реализуется
Первая группа включает в себя следующий ряд педагогических умений. Преподаватель должен уметь:
• увидеть в педагогической
ситуации проблему и сформулировать
ее в виде педагогических задач, при
постановке педагогической задачи ориентироваться
на ученика как на активного участника
учебно-воспитательного
• конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.
Вторую группу педагогических умений составляют:
• работа с содержанием учебного материала;
• способность к педагогическому истолкованию информации;
• формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;
• изучение состояния психических функций учащихся, учет учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;
• умение исходить из
мотивации учащихся при планировании
и организации учебно-
• умение использовать
сочетания форм обучения и воспитания,
учитывать затрату сил и
Третья группа педагогических умений относится к области психолого- педагогических знаний и их практического применения. Преподавателю следует:
• соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
• уметь создавать планы развития своей педагогической деятельности.
Четвертая группа умений — это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.
Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. К ним относятся:
• умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
• способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
• умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);
• владение приемами риторики;
• использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;
• преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
Шестая группа умений.
Это умение удерживать устойчивую профессиональную
позицию педагога, понимающего значимость
своей профессии, то есть реализация
и развитие педагогических способностей;
умение управлять своим эмоциональным
состоянием, придавая ему конструктивный,
а не разрушительный характер; осознание
собственных положительных
Седьмая группа умений
понимается как осознание перспективы
собственного профессионального развития,
определение индивидуального
Восьмая группа умений представляет собой определение характеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
Девятая группа умений — это оценивание учителем воспитанности и воспи-туемости школьников; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков, умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности.
Десятая группа умений связана с интегральной, неотъемлемой способностью учителя оценить свой труд в целом. Речь идет об умении увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами. Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма, результативности своей деятельности, от частного к целому.
Следует обратить внимание
на то, что четвертая и пятая
группа умений входят в сферу проблематики
педагогического общения. Шестая и
седьмая группы сопряжены с проблематикой
социально-педагогической психологии
личности (педагога и учащегося). Вторая,
девятая и десятая группы умений
связаны с областью педагогической,
девятая и десятая группы умений
связаны с областью социальной перцепции,
социально-педагогического
Информация о работе Сущность и структура педагогической деятельности