Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:00, реферат
Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.
План:
Введение стр.2
Свободное воспитание по Руссо стр.3
Какую культуру не приемлет Руссо стр.6
Трактат Руссо “Эмиль,или О воспитании” стр.7
Заключение стр.11
7. Список литературы
Луганский национальный
Свободное
воспитание личности в
Луговская Елена
Юрьевна
Проверил
доктор педагогических
наук,профессор,
академик.
Чиж Александр
Никифорович
План:
7. Список литературы
Введение
Свобода – одна из важнейших
жизненных ценностей
Свободное воспитание по Руссо
Первым, кто поднял флаг «Да
здравствует свободное
Что касается идеологии, то Руссо был убежден, что природа человека изначальна хороша, но портится культурой.
Он писал: ”Все хорошо, что выходит из рук Творца и всё искажается в руках человека». Задача свободного воспитания по Руссо состоит в том, чтобы предохранять естество ребенка от вредного влияния культуры. Оно свободное, потому что освобождает ребенка от мешающих его жизни влияний культуры. Общее умонастроение Руссо можно выразить на современном языке так: «Все должно быть естественно, не мешайте людям жить!»
По Руссо, первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным.
«Самый опасный промежуток человеческой жизни — это от рождения до двенадцатилетнего возраста. Это — время, когда зарождаются заблуждения и пороки, а нет еще никакого орудия для их уничтожения; когда же является орудие, корни бывают уже столь глубоки, что поздно их вырывать. Нужно, чтобы дети сохраняли неприкосновенной свою душу до тех пор, пока она не будет иметь всех своих способностей, пока она не станет разумной. Первоначальное воспитание состоит не в том, чтобы учить добродетели и истине, а в том, чтобы предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждения».
Руссо хотел защитить голову ребенка от мусора, которым его набивают бестолковые и невнимательные взрослые, хотел защитить еще неокрепшую душу от жестокого и кривого общества. По Руссо, все заблуждения и пороки детей – от окружающих. Детей портят глупые мамы, потакающие их капризам, жестокие отцы, ломающие характер ребенка, и уже бестолковые дети, подающие ребенку дурной пример.
Действительно, есть наблюдения, что дети, которые в возрасте 9-12 лет много болели и в это время были лишены общества сверстников, вырастали более порядочными, вдумчивыми и глубокими людьми. Социализация, усвоение общественного опыта для ребенка важно, но если само общество больно, а у ребенка еще не развилось критическое мышление, то к обществу ребенка подпускать опасно.
Итак, мы говорим, что Руссо выступает против культуры, но на самом деле это не совсем так, это положение нуждается в уточнении. Нужно учесть, что Руссо – в первую очередь литератор, он любит парадоксы и красивые фразы, и некоторые его броские тезисы нужно корректировать последующими его же пояснениями. Если почитать Руссо внимательнее, то вдруг можно обнаружить, что он не против культуры вообще, он против только некоторой культуры. На самом деле он не против культуры вообще, он против плохой культуры и за культуру хорошую.
"Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных людей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину", - это тоже писал Руссо!
Действительно, Руссо не против культуры - он сам учит родителей культуре воспитания и сам демонстрирует образцы высокой, а иногда, я бы сказал, изощренной культуры – а именно в подборе средств, чтобы к этой высокой культуре детей подводить.
Какую культуру не приемлет Руссо
Руссо против культуры, в которой приняты унижение, несправедливость и эксплуатация. Руссо против несправедливой эксплуатации человека человеком, когда кто-то должен исполнять чьи-то прихоти. Руссо против, когда ребенка заставляют делать то, что ему не нужно, и еще более против, когда ребенку разрешают становиться тираном, эксплуатирующим родителей и других взрослых. Руссо – за свободу.
Руссо выступает против обычаев, если в них есть только обычаи и не видно прямого смысла. «Зачем люди так делают?» «Не знаю. Так делают все» - «Хорошо, делайте, а зачем это должен делать я?» Руссо – за свободу.
Руссо выступает против обычаев, где не заботятся о природной свободе и природном развитии ребенка. Он выступает против пеленок и свивальников, против того, что матери сплавляют своих детей кормилицам, против воспитания в четырех стенах. Руссо – за свободное воспитание.
Идеи свободного воспитания:
-Свободное воспитание живет следующими идеями:
-Дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых - воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.
-Дети сами тянутся к лучшему, если им создать благоприятные условия.
-Ребенок не должен чувствовать унижения, заставления и принуждения.
-Освободите ребенка от лишнего и ненужного.
-Выбор своего жизненного пути - естественное право самого воспитанника.
Трактат Руссо “Эмиль,или О воспитании”
Начало 60-х годов было самым плодотворным временем деятельности Руссо: «Новая Элоиза» выдвинула его в число крупнейших писателей эпохи. «Общественный договор» стал вершиной политической мысли XVIII века. Появившийся через два месяца после выхода «Общественного договора» роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» («Émile ou De l’éducation», 1762) опередил педагогическую мысль XVIII столетия.
Руссо первым систематически
изложил теорию естественного
воспитания, которое учитывает особенности
физического, умственного и
Этот вывод позволяет
обосновать и второе исходное
положение: «Природа хочет,
Роман начинается с книги, которая называется «Первый год жизни». Книга вторая — «Детский возраст» — описывает Эмиля с 2 до 12 лет. Книга третья — «Отроческий период жизни» — посвящена периоду с 12 до 15 лет. Четвертая книга романа называется «Юношеский возраст» и охватывает пору жизни Эмиля от 15 лет до его вступления в брак.
Три исходных тезиса
определяют цели воспитания, его
содержание и методы его
Исключение делается
для «Робинзона Крузо» Д. Дефо.
Очевидно, в выборе романа-учебника,
путеводителя в жизни
Информация о работе Свободное воспитание личности в трактате Ж.Ж.Руссо “Эмиль,или О воспитании”