Свободное воспитание личности в трактате Ж.Ж.Руссо “Эмиль,или О воспитании”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:00, реферат

Описание

Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.

Содержание

План:
Введение стр.2
Свободное воспитание по Руссо стр.3
Какую культуру не приемлет Руссо стр.6
Трактат Руссо “Эмиль,или О воспитании” стр.7
Заключение стр.11
7. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

4реферат.docx

— 29.65 Кб (Скачать документ)

                                      Министерство образования и науки Украины

                   Луганский национальный университет  имени Тараса Шевченка

                                         Институт педагогики и психологии

 

 

 

                                                                       

                                                                                                                             

                                                                                                  Кафедра дефектологии

 

 

 

 

                                                Реферат

 

      Свободное  воспитание личности в трактате  Ж.Ж.Руссо “Эмиль,или

                                        О воспитании”                                                                                                      

                                                                                                                   

                                                                                                              

 

 

 

 

                                                                                                             Выполнила

                                                                                              студентка 2 курса,

                                                                                              группы ''КОЛ''

                                                                                              Институт педагогики и

                                                                                              психологии

                                                                                              дневного отделения

 

Луговская Елена

Юрьевна

 

                      Проверил

 

    доктор педагогических                     

    наук,профессор,        

    академик.

    Чиж Александр

     Никифорович                            

 

                                                                        

                                                                                                               

                         

 

 

                                                  Луганск   2011

 

 

 

План:

    1. Введение                                                                                           стр.2
    2. Свободное воспитание по Руссо                                                  стр.3
    3. Какую культуру не приемлет Руссо                                               стр.6
    4. Трактат Руссо “Эмиль,или О воспитании”                                   стр.7
    5. Заключение                                                                                       стр.11

         7.  Список литературы                                                                          стр.12     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

Свобода – одна из важнейших  жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы  человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать  достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Свободное воспитание по Руссо

 

Первым, кто поднял флаг «Да  здравствует свободное воспитание!», был французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо. Он написал трактат  «Эмиль, или О воспитании». Ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли – и это при том, что сам Руссо не воспитал ни одного ребенка, а своих пятерых детей оставил в деревне.

Что касается идеологии, то Руссо был убежден, что природа  человека изначальна хороша, но портится культурой.

Он писал: ”Все хорошо, что  выходит из рук Творца и всё  искажается в руках человека». Задача свободного воспитания по Руссо состоит в том, чтобы предохранять естество ребенка от вредного влияния культуры. Оно свободное, потому что освобождает ребенка от мешающих его жизни влияний культуры. Общее умонастроение Руссо можно выразить на современном языке так: «Все должно быть естественно, не мешайте людям жить!»

По Руссо, первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным.

«Самый опасный промежуток человеческой жизни — это от рождения до двенадцатилетнего возраста. Это  — время, когда зарождаются заблуждения  и пороки, а нет еще никакого орудия для их уничтожения; когда же является орудие, корни бывают уже столь глубоки, что поздно их вырывать. Нужно, чтобы дети сохраняли неприкосновенной свою душу до тех пор, пока она не будет иметь всех своих способностей, пока она не станет разумной. Первоначальное воспитание состоит не в том, чтобы учить добродетели и истине, а в том, чтобы предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждения».

Руссо хотел защитить голову ребенка от мусора, которым его  набивают бестолковые и невнимательные взрослые, хотел защитить еще неокрепшую душу от жестокого и кривого общества. По Руссо, все заблуждения и пороки детей – от окружающих. Детей портят глупые мамы, потакающие их капризам, жестокие отцы, ломающие характер ребенка, и уже бестолковые дети, подающие ребенку дурной пример.

Действительно, есть наблюдения, что дети, которые в возрасте 9-12 лет много болели и в это  время были лишены общества сверстников, вырастали более порядочными, вдумчивыми и глубокими людьми. Социализация, усвоение общественного опыта для ребенка важно, но если само общество больно, а у ребенка еще не развилось критическое мышление, то к обществу ребенка подпускать опасно.

Итак, мы говорим, что Руссо  выступает против культуры, но на самом  деле это не совсем так, это положение нуждается в уточнении. Нужно учесть, что Руссо – в первую очередь литератор, он любит парадоксы и красивые фразы, и некоторые его броские тезисы нужно корректировать последующими его же пояснениями. Если почитать Руссо внимательнее, то вдруг можно обнаружить, что он не против культуры вообще, он против только некоторой культуры. На самом деле он не против культуры вообще, он против плохой культуры и за культуру хорошую.

"Производя и питая  детей, отец исполняет этим  только третью часть своей  задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных людей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной долг и не делает этого, виновен и, может быть, более виновен, если платит его наполовину", - это тоже писал Руссо!

Действительно, Руссо не против культуры - он сам учит родителей  культуре воспитания и сам демонстрирует  образцы высокой, а иногда, я бы сказал, изощренной культуры – а  именно в подборе средств, чтобы  к этой высокой культуре детей  подводить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Какую культуру не приемлет  Руссо

Руссо против культуры, в  которой приняты унижение, несправедливость и эксплуатация. Руссо против несправедливой эксплуатации человека человеком, когда  кто-то должен исполнять чьи-то прихоти. Руссо против, когда ребенка заставляют делать то, что ему не нужно, и еще более против, когда ребенку разрешают становиться тираном, эксплуатирующим родителей и других взрослых. Руссо – за свободу.

Руссо выступает против обычаев, если в них есть только обычаи и  не видно прямого смысла. «Зачем люди так делают?» «Не знаю. Так делают все» - «Хорошо, делайте, а зачем это должен делать я?» Руссо – за свободу.

Руссо выступает против обычаев, где не заботятся о природной  свободе и природном развитии ребенка. Он выступает против пеленок и свивальников, против того, что матери сплавляют своих детей кормилицам, против воспитания в четырех стенах. Руссо – за свободное воспитание.

 

Идеи свободного воспитания:

-Свободное воспитание  живет следующими идеями:

-Дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых - воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.

-Дети сами тянутся  к лучшему, если им создать  благоприятные условия.

-Ребенок не должен  чувствовать унижения, заставления  и принуждения.

-Освободите ребенка от  лишнего и ненужного.

-Выбор своего жизненного  пути - естественное право самого  воспитанника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Трактат Руссо “Эмиль,или О воспитании”

Начало 60-х годов было самым плодотворным временем деятельности Руссо: «Новая Элоиза» выдвинула его в число крупнейших писателей эпохи. «Общественный договор» стал вершиной политической мысли XVIII века. Появившийся через два месяца после выхода «Общественного договора» роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» («Émile ou De l’éducation», 1762) опередил педагогическую мысль XVIII столетия.

 Руссо первым систематически  изложил теорию естественного  воспитания, которое учитывает особенности  физического, умственного и нравственного  развития ребенка на разных  этапах формирования его личности. Писатель выдвинул три важных положения: о целесообразности естественного воспитания, о различиях между детьми и взрослыми, о внутренних различиях между этапами развития детей.Обосновывая первую мысль, Руссо пишет: «Воспитание... дается нам или природою, или людьми, или вещами». Эти виды воспитания должны находиться в единстве, иначе человека будут раздирать противоречия. Но воспитание со стороны природы от нас не зависит, а со стороны вещей — зависит лишь частично, и только третий вид воспитания управляем людьми. Отсюда вывод: «Так как совпадение трех видов воспитания необходимо для его совершенства, то два другие следует направлять согласно с тем, на которое мы не имеем никакого влияния», следовательно, «воспитание должно быть естественным», т. е. основанным на законах природы.

 Этот вывод позволяет  обосновать и второе исходное  положение: «Природа хочет, чтобы  дети были детьми, прежде чем  быть взрослыми... У детства свои  собственные взгляды, свой собственный  образ мыслей и чувств, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить его нашим...»Из ориентации на природу вытекает и третий тезис — о наличии разных этапов в формировании человека. В соответствии с этим положением он разделяет рассказ о воспитании Эмиля на четыре части.

 Роман начинается с книги, которая называется «Первый год жизни». Книга вторая — «Детский возраст» — описывает Эмиля с 2 до 12 лет. Книга третья — «Отроческий период жизни» — посвящена периоду с 12 до 15 лет. Четвертая книга романа называется «Юношеский возраст» и охватывает пору жизни Эмиля от 15 лет до его вступления в брак.

 Три исходных тезиса  определяют цели воспитания, его  содержание и методы его осуществления.  Цель воспитания, по Руссо, —  подготовить наилучшим образом  своего воспитанника к жизни:  «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет — соглашаюсь в этом — ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком Руссо настаивает на том, чтобы ребенок изучал действительность, непосредственно с ней соприкасаясь: «...Не нужно иной книги, кроме мира; не нужно иного наставления, кроме фактов. Читающий ребенок не думает, он только и делает, что читает; он не учится, а учит слова». В третьей книге «Эмиля» Руссо критикует традицию раннего знакомства ребенка с книгой, требуя воспитывать детей в их общении с природой.

 Исключение делается  для «Робинзона Крузо» Д. Дефо. Очевидно, в выборе романа-учебника, путеводителя в жизни появились  известная близость идей английского  и французского просветителей.  Эта книга выбрана далеко не случайно. В ней прославляется физический труд. Руссо включает труд в круг обучения и воспитания. Он считает труд неизбежной обязанностью человека, живущего в обществе: «Всякий праздный гражданин — богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут». Руссо — сторонник ручного труда, т. к. он наиболее соответствует естественному состоянию. Каждый должен овладеть земледелием и особенно ремеслом. «Молодой человек, обнаружь в своей работе руку мужчины!» — призывает Руссо, смеясь над торговцами модными товарами, портными, представителями других «женских» профессий. Философский взгляд на вещи, на политику и мораль должен вырабатываться в юношеском возрасте. Здесь, наконец, может пригодиться история, воспитание по книгам.Интересна методика воспитания, которую разрабатывает Руссо. Это так называемое «свободное воспитание», в котором словесное обучение заменяется приобретением личного опыта, а наказание —естественными последствиями поступка: «Не давайте своему ученику никаких словесных уроков, он должен получать их лишь из опыта; не налагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть виноватым; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить», — пишет Руссо. Если ребенок разбил стекло, наказанием будет холод в комнате, если он испачкал и порвал одежду, наказанием будет плохой внешний вид.

Информация о работе Свободное воспитание личности в трактате Ж.Ж.Руссо “Эмиль,или О воспитании”