Свободное воспитание личности в трактате Ж.Ж.Руссо “Эмиль,или О воспитании”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:00, реферат

Описание

Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.

Содержание

План:
Введение стр.2
Свободное воспитание по Руссо стр.3
Какую культуру не приемлет Руссо стр.6
Трактат Руссо “Эмиль,или О воспитании” стр.7
Заключение стр.11
7. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

4реферат.docx

— 29.65 Кб (Скачать документ)

 К четырем книгам  о воспитании юноши Руссо прибавляет  пятую книгу — о воспитании  девушки. Писатель — противник  одинакового воспитания и обучения  юноши и девушки. Так как  цель воспитания девушки заключается в подготовке ее к роли образцовой жены и матери, то меняется и содержание всей воспитательной деятельности, и круг изучаемых предметов и ремесел. Но методика остается сходной. Ее основа — практическая значимость для ребенка получаемых им от воспитателя уроков: «...Важно не то, чтоб он учился тому или иному, а то, чтоб он понимал, чему учится и на что это ему нужно...» Задача воспитателя — пробудить мотивы той деятельности ребенка, которая представляется взрослому необходимой: «Прежде всего, вы должны хорошо помнить, что лишь в редких случаях вашею задачей будет указывать, что он должен изучать: это его дело — желать, искать, находить; ваше дело — сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем это желание и дать ему средства удовлетворить его».

 В пятой книге «Эмиля»  писатель сообщает о Софии:  «Она не прочла ни одной  книги, кроме Барема и «Телемаха», случайно попавшего ей в руки, то есть кроме учебника арифметики  и романа французского писателя  Франсуа Фенелона (Fénelon) «Приключения Телемаха» («Les aventures de Télémaque», 1699), в котором античный миф используется для изложения философских и политических идей, предвосхитивших просветительскую программу.Но «Эмиль» не только трактат, это одновременно и роман. Как бы иллюстрацией к трактату о воспитании является здесь история Эмиля.В романе рассказывается о юноше Эмиле, о его воспитании, обучении ремеслам, его любви к Софи и счастливом браке с ней.

 Но Эмиль не образ  живого человека, наделенного индивидуальными  качествами, это художественно-философское обобщение, персонифицированное представление о человеке вообще (то же самое можно сказать о Софи, об Учителе, каким себя изображает Руссо). Трактат о воспитании сопровождается постановкой художественного эксперимента: берется некий человек, воплощающий все человечество (поэтому он ни плох, ни хорош, ни умен, ни глуп), и помещается в опытные условия.Книга «Эмиль, или О воспитании» сразу же после выхода в свет приобрела восторженных почитателей и яростных противников.

 

 Особое потрясение вызвал эпизод из четвертой книги романа, получивший название «Исповедь савойского викария». В нем Руссо обрушился на официальную церковь, изложил свою «религию сердца». Церковь ответила самыми решительными мерами. «Эмиль» был сожжен в Париже рукой палача. Через неделю противники французских католиков швейцарские протестанты тоже сожгли книгу Руссо. Автор долгое время нигде не мог найти себе приюта: власти везде изгоняли его, церковники натравливали на него простых людей, распространяя слух, что он колдун. Некоторое время Руссо живет в Англии у философа Юма. Здоровье Руссо пошатнулось. К физическим недомоганиям добавилось расстройство психики. У Руссо появляется мания преследования. Но он продолжает творить.

Преследования Руссо были вовсе не случайными. Нельзя не учитывать и того, что хотя некоторые просветители высказали положительное мнение о романе (например, Вольтер в письме маркизу Д’Аржансону от 22 апреля 1763 г.), в целом энциклопедисты не поддержали писателя. Таким образом, положение Руссо в Мотье было отчаянным. 18 ноября 1762 г. он пишет письмо в ответ на опубликованное парижским епископом Кристофом Бомоном «осуждение» его педагогического романа, в письме подвергаются критике государственное устройство Франции, церковь, система воспитания.По свидетельству Барбье (запись в «Историческом и анекдотическом дневнике царствования Людовика XV», сделанная в июне 1762 г.), «Эмиль» после его официального сожжения стал пользоваться такой популярностью, что книга, первоначально стоившая 18 ливров, потом продавалась по 2 луидора, по всей Европе распространялись перепечатки, выходившие в Голландии.

 Но Руссо не мог  знать о масштабах популярности  книги. Только глубокая вера  в правильность своей позиции,  истинность высказанных в «Эмиле»  идей давала великому писателю силы продолжать творческую деятельность.

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

 

Руссо дал толчок, исключительно  мощный по силе воздействия, дальнейшей разработке поставленных проблем по многим направлениям. Однако следует отметить, что далеко не все поняли дух его идей, их гуманистическую и демократическую сущность. Такие деятели в педагогике, как Л.Н.Толстой, продолжали в условиях России, борясь с сословно-крепостническим воспитанием, развивать и практически осуществлять идеи гуманизма и демократизма. Другие же педагоги, считая себя последователями Руссо (филантрописты, Спенсер, представители "нового воспитания", Дьюи и др.), нередко односторонне практиковали многие положения Руссо, не смогли усвоить в силу своих классовых позиций подлинную гуманистическую сущность идей великого французского философа и педагога, по своим политическим убеждениям революционного демократа, как его называл Н.Г.Чернышевский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.История образования  и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 352 с.

2.Дворцов А. Т., Ж. -Ж.  Руссо. М.: Наука, 1980.

3.История образования  и педагогической мысли за  рубежом и в России: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др. Под ред. З.И. Васильевой. - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 416 с


Информация о работе Свободное воспитание личности в трактате Ж.Ж.Руссо “Эмиль,или О воспитании”