Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

д1.doc

— 641.50 Кб (Скачать документ)

 

16. Куприна, В. Общественные организации и проблемы адресной помощи / В. Куприна // Социальное обеспечение. – 2004. - № 10. – с.14-20.

 

17. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие / Тамара Владимировна Лодкина. – М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 192 с.

 

18. Манукян, Э. Региональные особенности социальной поддержки семьи и детей / Э. Манукян // Социальное обеспечение. – 2004. - № 3. – с. 2-8.

 

19. Олифиренко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений / Людмила Яковлевна Олифиренко, Татьяна Ивановна Шульга, Изабелла Федоровна Дементьева // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2003. – 516 с.

 

20. Олифиренко, Л.Я. Социальная поддержка детей "группы риска": Учеб. пособие / Людмила Яковлевна Олифиренко, Татьяна Ивановна Шульга, Изабелла Федоровна Дементьева. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 256 с.

 

21. Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии / И.И. Осипова // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 3. – с. 56-65.

 

22. Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе / П.Д. Павленок // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 2. – с. 8-16.

 

23. Павленок, П.Д. Теория, история и методология социальной работы / П.Д. Павленок: Учеб. пособие – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Издательско-торговая компания "Дашков и Ко", 2005. – 215 с.

 

24. Першикова, В.В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям / ВВ Першикова // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 1. – с. 69-72.

 

25. Повышение самооценки и развитие социальных навыков у детей и подростков // Социальная педагогика. – 2005. - № 1. – с. 58-60.

 

26. Погребняк, Л.П. Управление образовательным учреждением: Организационно-педагогический и правовые аспекты / Любовь Павловна Погребняк. – М.: ЦГЛ: Ставрополь: Сервиссикола, 2003. – 208 с.

 

27. Попов, В.Г., Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа / Виктор Григорьевич Попов, Евдокия Ивановна Холостова. – М.: Изд. центр "Академия", 1997. – 182 с.

 

28. Проневская, И.В. Деформация внутрисемейных отношений: сравнительный анализ / И.В. Проневская // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 1997. - № 2.

 

29. Проневская, И.В. Образ семьи в средствах массовой информации (опыт контент-анализа) / И.В. Проневская // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2003. - № 4. – с. 159-165.

 

30. Попеное, Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе / Д. Попеное // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2003. - № 3. – с. 101-106.

 

31. Саленко, Н. Конкурс многодетных семей / Н. Саленко // Социальное обеспечение. – 2004. - № 12. – с. 14-22.

 

32. Сергеева, Е.А. Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 1. – с. 31-37.

 

33. Сергеева, Е.А. Специфика политики социальной поддержки уязвимых категорий населения / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 4. – с. 35-46.

 

34. Сергеева, Е.А. Специфика социальной защиты уязвимых семей в Смоленской области / Е.А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 1. – с. 58-61.

 

35. Солнышкина, М.Г. Роль социальных технологий в становлении и развитии теории и практики социальной работы / М.Г. Солнышкина // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. - № 2. – с. 30-33.

 

36. Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова: Учеб. пособие. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480 с. (Высшее образование)

 

37. Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / Под ред. П.П. Украинец. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.

 

38. Сперанский, А. Изгои в классе / Андрей Сперанский // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. – с. 77-78.

 

39. Теория и методика социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Владос, 1994. – 220 с.

 

40. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Союз, 1999. – 118 с.

 

41. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. – 596 с.

 

42. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петр Иванович Третьяков, Сергей Николаевич Митин, Наталья Николаевна Бояринцева; Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Изд. центр "Академия", 2003. – 368 с.

 

43. Уханова, Т. О социальном воспитании детей / Т. Уханова // Социальное обеспечение. – 2004. - № 5. – с. 20-24.

 

44. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Михаил Васильевич Фирсов, Елена Геннадьевна Студенова. – М.: Владос, 2004. – 320 с.

 

45. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учеб. пособие / Евдокия Ивановна Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. – 212 с.

 

46. Хухлина, В.В. Семья и дети в зеркале статистики / В.В. Хухлина // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 1. – стр. 43-50.

 

47. Шеляг, Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Татьяна Шеляг // Социальная педагогика. – 2005. - № 1. – с.31-42

 

48. Шептенко, П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Полина Андреевна Шептенко, Галина Афанасьевна Воронина; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 208 с.

 

49. Шмелева, Н.Б., Васильев, А.А. Проблемы современной семьи и реализация основных направлений семейной политики в Ульяновской области / Н.Б. Шмелева, А.А. Васильев // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – № 2. – стр. 59-63.

 

50. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие / Татьяна Ивановна Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.: ил.

 

 

Приложение 1

 

Таблица 4 - Показатели неблагополучия семьиКритерии семейного неблагополучия              Качественные показатели семейного неблагополучия              Характеристика показателей семейного неблагополучия

Структурные нарушения семьи              Юридически фактически неполная семья. Нарушения взаимоотношений в семье              Семья состоит из несовершеннолетнего и одного из его родителей, при этом со вторым родителем всякие отношения отсутствуют: родитель умер.

Юридически полная, но фактически неполная семья. Неучастие одного из родителей в воспитании, дефицит внимания              Семья юридически полная, но фактически состоит из несовершеннолетнего и одного из родителей, при этом второй, юридически зарегистрированный родитель, воспитанием ребенка фактически не занимается.

Юридически неполная, но фактически полная семья – трудности идентификации с родителями              Ребенок воспитывается фактически своими родителями, а надлежащее юридическое оформление родительских и/или брачных отношений отсутствует

Регистрация отцовства              Установлено по суду, либо зарегистрировано по собственному заявлению родителей или со слов матери

Нарушения воспитательных позиций              Родители с негативными характеристиками: нарушения социализации, усвоение асоциальных норм и правил, отсутствие моральных суждений. Беззащитность. Чувство опасности. Нарушение привязанностей.              Кто-либо из членов семьи совершил преступление. Выявлены пьянство и алкоголизм, а также систематические конфликты (скандалы, драки). Развратное поведение родителей. Отсутствие у родителей желания заботиться о своих детях. Отсутствие эмоциональных связей между детьми и родителями

Родители с ограниченными воспитательными возможностями. Безнадзорность, беспризорность. Педагогически несостоятельная семья. Неуважение личности ребенка. Неумение членами семьи уважать других. Смысловые барьеры. Появление разных ценностей. Отсутствие понимания. Непонимание, уход детей из семьи. Безнадзорность. Свободное времяпровождение              Родители "не могут" воспитывать детей (занятость матери на работе, занятость родителей в силу недостаточно высоких заработков одного из них). Родители "не умеют" воспитывать детей (отношения с детьми строятся на авторитете власти); отсутствие у родителей навыков ухода за младшими братьями (сестрами) в силу уменьшения количества детей в семьях. Отставание родителей в образовании от своих несовершеннолетних детей. Затруднения родителей и детей в личных взаимоотношениях. Сокращение сферы совместной деятельности и недостаточность навыков внутрисемейного общения, в том числе ограничение участия детей в домашнем хозяйстве.

Нарушения экономического и материально-бытового характера              Доход на одного члена семьи. Нужды не удовлетворяются; ограниченность возможностей обучения и воспитания. Отсутствие умения распределять материальные средства разумно. Покупка внимания детей – откупаются от детей.              Низкий уровень дохода (денег не хватает от зарплаты до зарплаты). Ниже среднего прожиточного минимума (денег едва хватает на питание). Средний (денег хватает на питание и некоторые покупки). Выше среднего прожиточного минимума (денег хватает на питание, образование, отдых). Высокий уровень (денег хватает на все виды жизнедеятельности семьи).

Жилищные условия семьи. Отчужденность, нежелание принимать друзей. Затруднение общения с детьми и их сверстниками. Затруднения приема друзей.              Наличие отдельной квартиры. Метраж на одного члена семьи. Наличие отдельной комнаты у несовершеннолетнего. Проживание в неблагоустроенном жилье. Проживание в коммунальной квартире.

Нарушения значимых личностных качеств родителей              Образование родителей. Их педагогическая несостоятельность.              Малограмотные (образование 4 класса). Образование 5-7 классов. Образование 8-9 классов. Среднее образование. Средне-специальное образование.

Квалификация родителей. Трудности применения гибких методов.              Неквалифицированные рабочие (разнорабочие, дворники и т.д.). Малоквалифицированные рабочие (сфера обслуживания, торговля и т.д.). Квалифицированные рабочие предприятий, строек. ИТР и служащие без высшего образования

Фактическая занятость родителей на производстве (безнадзорность). Свободное времяпровождение              Количество рабочих дней в году (средний показатель). Продолжительность рабочей недели в часах (средний показатель).

Нарушения значимых качеств личности детей              Снижение успеваемости детей              Отсутствие мотивации к обучению, уклонение от учебы. Конфликты с педагогами и родителями. Снижение умственной и общей работоспособности. Отставание в развитии

Дефицит общения              Агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Неумение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Аутизм.

Нарушения поведения              Правонарушения. Безответственность. Асоциальное поведение. Делинквентное поведение.

Нарушения супружеских отношений              Время вступления в брак, отсутствие представлений о роли отца и матери              Ранний возраст вступления в брак. Поздний возраст вступления в брак.

Разногласия в понимании функций семьи. Отсутствие знаний о браке              Национальная гетерогенность супругов. Гетерогенность социального положения супругов. Разногласия в воспитании детей. Сексуальная несовместимость супругов.

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица 5 - Список многодетных семей МОУ СОШ № 19 2006-2007 учебный год№ п/п              Ф.И.О. родителей              Дата рождения              Место работы              Ф.И.О. детей              Дата рождения              Место учебы              Статус семьи

1             

Ладцева Евгения Леонидовна

 

Идиотулин Александр Александрович             

11.03.1974

 

02.01.1956             

Декретный отпуск

 

КнААПО, ц.12, теплотехник             

1. Ладцев Дмитрий Сергеевич

 

2. Ладцева Валентина Олеговна

 

3. Идиотулина Алина             

14.03.1995

 

05.06.1997             

5Б, КРО,

 

сш 19

 

3, сш 19

 

неорг.              малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории

2             

Абрамова Светлана Николаевна

 

Пономатев Николай Борисович (в разводе)             

26.09.1975

 

07.08.1971             

н/р

 

Нефтезавод             

Пономаревы:

 

1. Ирина

 

2. Александра

 

3. Игорь             

08.11.1998

 

25.02.2000

 

24.05.1994             

2 кл. КРО, шк. №8

 

1 кл. шк. 19

 

5Б, сш 19              малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории

3             

Марьяшина Инесса Николаевна

 

Марьяшин Виктор Валентинович             

26.08.1969

 

27.06.1962             

не работает

 

не работает             

Марьяшины:

 

1. Валентина Викторовна

 

2. Иван Викторович

 

3. Владимир Викторович             

24.05.1989

 

17.05.1991

 

07.04.1994             

д/отпуск

 

8 кл. шк. №19

 

шк. № 24              малообеспеченная, полная, неблагополучная 3 категории

4              Саприна Светлана Владимировна              09.06.1971              не работает             

1. Саприн Владимир Владимирович

 

2. Мелихов Константин Викторович

 

3. Саприна Анна Викторовна             

20.03.1990

 

05.08.1993

 

08.09.1998             

ПУ-26

 

7 кл. сш 19

 

2 кл. КРО шк. № 8              малообеспеченная, неполная, одинокая мать, неблагополучная 3 категории

5              Белеменко Татьяна Викторовна                            Декретный отпуск             

Белеменко:

 

1. Александр

 

2. Анна

 

3. Илья             

08.11.1991

 

24.08.1990

 

14.07.2003             

8 кл. сш. 19

 

8 кл. сш. 19

 

н/орг.              малообеспеченная, неполная, неблагополучная 4 категории

6              Жердева Алла Никитична              01.01.1965              Декретный отпуск             

Жердевы:

 

1. Никита Юрьевич

 

2. Татьяна Юрьевна

 

3. Максим

 

4. Оксана

 

5. Елена             

11.07.1985

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей