Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:37, курсовая работа
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Библиографический список
Приложение 6
Таблица 9 - План работы с неблагополучными семьями МОУ СОШ № 19 2006/2007 учебный год№ п/п Содержание Дата Ответственный
1
Заседание совета профилактики.
Совместная работа с КДН, ПДН по принуждению к воспитанию учащихся сентябрь
Директор
Социальный педагог
2
Рейд "Семья" совместно с ПДН.
Составление списков неблагополучных семей.
Собеседование с классными руководителями по составлению карты класса и семей.
Итоги обследования семей 1-х классов и постановка их на учет октябрь
ПДН,
Социальный педагог
Зам.директора по ВР
Родительский комитет
Кл. руководители
3 Административный совет по оформлению заключений о привлечении родителей к ответственности за неисполнение обязанностей ноябрь
Директор
Социальный педагог
4
Посещение неблагополучных семей
Организация собеседования с родителями из неблагополучных семей декабрь
Инспектор ПДН
Социальный педагог
Кл. руководители
5
Заседание совета профилактики
Отчет классных руководителей о работе с неблагополучными семьями январь
ПДН
Директор
Социальный педагог
6 Посещение неблагополучных семей в течение года
Кл. руководители
Социальный педагог
Инспектор ПДН
7 Обследование микроучастка школы по спискам ЖЭУ с целью выявления неблагополучных семей март
Зам. директора по ВР
Социальный педагог
Учителя 3-4 классов
8
Рейд "Семья" совместно с ПДН
Собеседование по организации летнего отдыха учащихся из неблагополучных семей.
Административный совет по оформлению документов о наказании родителей.
Отчет о работе с неблагополучными семьями в течение года
Директор
Социальный педагог
Кл. руководители
9 Организация летней занятости учащихся из неблагополучных семей в пришкольный лагерь май
Социальный педагог
Кл. руководители
10 Профилактические беседы с учащимися, состоящими на учете, и их родителями в течение года
Инспектор ПДН
Социальный педагог
11 Совет профилактики в течение года Директор
12 Беседы инспектора ПДН об ответственности за правонарушения в течение года Инспектор ПДН
13 Оказание своевременной социальной помощи нуждающимся в течение года Социальный педагог
Приложение 7
Таблица 10 - План мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
1
Организационные мероприятия:
Выявление детей группы риска в течение года
Кл. руководители,
Социальный педагог
2 Составление банка данных неблагополучных семей, детей группы риска сентябрь Социальный педагог
3 Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, состоящих на ВШ учете, ПДН в течение года
Кл. руководители,
Социальный педагог
4 Проведение освидетельствования по выявлению подростков, употребляющих наркотические вещества апрель Социальный педагог
5 Организация занятости учащихся группы риска во внеурочное время в кружках и секциях в течение года
Зам. по ВР
Социальный педагог
6 Индивидуальное трудоустройство подростков школы в течение года в течение года
Зам. по ВР
Социальный педагог
7 Мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании в течение года
Зам. по ВР
Социальный педагог
8 Социальные занятия в краевом медико-педагогическом центре в течение года Кл. руководители
9 Беседы нарколога в течение года Н.Г. Пастухова
10 Проведение психодиагностики и консультации по результатам психолога и социального педагога в течение года
Психолог
Социальный педагог
11 Составление административных писем, ходатайств и других документов; направление документации в КДН, ПДН и другие службы в течение года
Директор
Социальный педагог
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы
Комплексные меры по организации и проведении работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1 Проведение акций "Помоги собраться в школу", "Подросток", "Гарантии права на общее образование каждому подростку", "Я выбираю здоровье", "Нет наркотикам" в течение года
Зам. по УВР
Социальный педагог
2 Разработка совместного плана с ПДН, наркологическим диспансером, краевым медико-педагогическим центром в течение года
3 Совместная работа с ЦСРН, КДН, ПДН, КЦСОН, ОСППС в течение года
Администрация
Социальный педагог
Кл. руководители
4 Организация мероприятий в рамках программы "Здоровье", "Профориентация", "Воспитание гражданина"
5 Индивидуальные консультации по выбору профессии
6 Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
7 Осуществление обмена необходимой информации с учителями-предметниками
Работа с семьей
1 Выявление неблагополучия в семьях в течение года
Социальный педагог
Кл. руководители
2 Проведение рейдов "Семья" в течение года
Администрация
Социальный педагог
Кл. руководители
3 Проведение родительских общешкольных собраний, родительских лекториев
4 Выявление детей, не проживающих с родителями и воспитывающихся в семьях родственников в течение года
Социальный педагог
Кл. руководители
5 Консультации узких специалистов для родителей в течение года
Социальный педагог
Психолог
6 Приглашение родителей на совет профилактики в течение года Социальный педагог
7 Беседы и разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания в течение года
Администрация
Социальный педагог
Кл. руководители
Приложение 8
Таблица 11 - План совместной работы педагога-психолога, социального педагога и заместителя директора по ВР на 2006-2007 уч. год№ п/п Направление работы и ее содержание Ответственные Сроки
I
Работа с учащимися
1
Диагностика индивидуально-психологических особенностей "трудных" подростков с целью выявления причин девиантного поведения:
- темперамент
- самооценка
- уровень школьной тревожности
- акцентуация характера Дзебан Ю.В. I полугодие
2 Выявление мотивов учения, причин неудовлетворенности
3 Изучение социального статуса учащегося в школьном коллективе и характер взаимоотношений со сверстниками. Дзебан Ю.В. II полугодие
4 Диагностика познавательной сферы Дзебан Ю.В.
5 Диагностика внутрисемейных отношений и выявление нарушений в их сфере, как причин девиантного поведения
Дзебан Ю.В.
Иваненко Т.А.
Кл.руководитель в течение года
6 Беседы по антиалкогольной программе
Иваненко Т.А.
Кл.руководитель II полугодие
7
Профилактика правонарушений и преступности среди несовершеннолетних:
- индивидуальные беседы
- обеспечение занятости в кружках и секциях
- проведение лекций
- организация советов профилактики
- посещение на дому
- контроль за посещаемостью кружков и секций
Иваненко Т.А.
Зюзина Л.А. в течение года
8 Индивидуальное консультирование Дзебан Ю.В. в течение года
II
Работа с родителями
1 Диагностика стиля семейного воспитания и родительских установок
Иваненко Т.А.
Зюзина Л.А. в течение года
2 Индивидуальные и групповые консультации (по запросам)
Иваненко Т.А.
Дзебан Ю.В. в течение года
3 Проведение родительских лекториев
Дзебан Ю.В.
Иваненко Т.А.
Зюзина Л.А. в течение года
III
Работа с педагогами
1 Индивидуальные консультации (по запросам)
Дзебан Ю.В.
Иваненко Т.А.
Зюзина Л.А. в течение года
2 Разработка рекомендаций по взаимодействию с "трудными" учащимися
Дзебан Ю.В.
Иваненко Т.А.
Зюзина Л.А. II полугодие
3 Выступление на психолого-педагогических семинарах
Дзебан Ю.В.
Зюзина Л.А. декабрь, март
4 Составление индивидуальных карт "трудных" учащихся (совместно с классными руководителями)
Иваненко Т.А.
Дзебан Ю.В.
Кл.руководители в течение года
5 Составление картотеки "трудных" подростков
Дзебан Ю.В.
Иваненко Т.А. в течение года
Приложение 9
АНКЕТА № 1
(заполняется при посещении семьи социальным педагогом в рамках рейда "Семья")
Дата визита ______________________________
Имя ребенка, состоящего на учете ______________________________
Члены семьи, присутствующие во время визит_____________________
Отсутствующие члены семьи ______________________________
Причины отсутствия членов семьи ______________________________
Описание дома, обстановки в квартире, соседей ____________________
Проблемы семьи с точки зрения самой семьи и причины прихода социального педагога _________
Как долго развивались проблемы? ______________________________
Что предпринимала семья или ее члены, чтобы справиться с проблемами? _____________________
Помогали ли семье? Да _________________________ Нет ___________
В какой степени? ______________________________
Какие службы и организации необходимо привлечь для оказания помощи семье? _______________
Определение роли каждого члена семьи ___________________________
Кто принимает решения в семье? ______________________________
Кто все рассказывает? ______________________________
Кто оказывает давление и на кого? ______________________________
Кто снимает напряжение в семье? ______________________________
Кто устанавливает правила? ______________________________
Кто призывает к порядку? ______________________________
Отношение членов семьи друг к другу (по диаграмме показать, кто к кому относится положительно или отрицательно) ______________________
Дальние родственники или друзья, с которыми семья общается _______
Какое влияние на семью или отдельных членов они оказывают (положительное, отрицательное, и на кого)? ___________________________
Существует ли в семье финансовая проблема? ____________________
Сильные стороны семьи ______________________________
Слабые стороны семьи ______________________________
Нерешенные вопросы социальным педагогом _____________________
Рекомендации для посещения ______________________________
Предлагаемые новые формы сопровождения семьи и оказания ей помощи _____________________
Вопросы, выносимые на обсуждение с коллегами __________________
Социальный педагог ______________________________
Приложение 10
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
СОБРАНИЕ 1
Тема: "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики.
Вступительное слово классного руководителя: Начать наш разговор хочется отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла, чьи строки, написанные так давно, актуальны и сегодня.
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях.
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях если не нашёл опоры,
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей