Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:41, дипломная работа
Семья – есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила поведения, семья обеспечивает такие функции, как поддержание биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение ее непрерывного развития. Последнее гарантирует также следующие функции:
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Библиографический список
17.07.1992
01.08.1995
08.08.1997
8А, сш. 19
5Б КРО, сш 19
3 кл. сш 19 малообеспеченная, неполная, неблагополучная 4 категории
7
Шерпетис Татьяна Валерьевна
Шерпетис Игорь Иозо
18.01.1978
06.12.1972
не работает
шк. № 19, рабочий
Шерпетис:
1. Екатерина
2. Иван
3. Александра
4. Дарья
03.10.1993
25.01.1995
02.05.1998
30.01.2001
7 кл. сш. 19
1 кл КРО шк. 41 малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории
8 Ирзайкина Наталья Николаевна 08.09.1970 детский сад
1. Якимов Артем Васильевич
2. Якимов Денис Васильевич
3. Ирзайкин Владимир Владимирович
18.07.1989
18.11.1992
10.11.1995
9 кл. СШИ-1
7 кш. сш. 19
4 кл. СШИ малообеспеченная, неполная, неблагополучная 4 категории
9
Ломоносова Татьяна Викторовна
Павлов Александр Александрович
16.06.1973
22.08.1959
не работает
ООО "Автоэкспресс", водитель
1. Ломоносов Руслан
2. Ломоносова Анастасия
3. Павлова Александра
4. Павлов Максим
19.03.1994
09.04.1997
29.02.2004
02.06.2005
6 кл. сш. 19
3 кл. сш. 19
н/орг.
н/орг. малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории
10
Опалей Оксана Анатольевна
Опалей Константин Витальевич
05.02.1969
28.12.1960
Помощник мирового судьи, уч-к 38
Юридич. конс., адвокат
Опалей:
1. Владислав
2. Полина
3. Антонина
23.11.1988
24.01.1995
01.10.1998
6 кл. сш. 19
2 кл. шк. 24 благополучная, полная
11 Макарова Ольга Егоровна 10.08.1968 Декретный отпуск
Комаровы:
1. Наталья
2. Евгений
3. Данил
03.06.1989
09.02.1995
18.07.2002
11 кл. сш. 19
ПУ
н/орг малообеспеченная, неполная (вдова), неблагополучная 4 категории
12 Мартьянова Ольга Петровна 23.12.1969 Не работает
Мартьяновы:
1. Виктор Олегович
2. Валентина Анатольевна
3. Леонид Александрович
4. Андрей Александрович
5. Константин Александрович
6. Леоненко Алена
7. Наталья Александровна
03.10.1988
22.03.1992
13.07.1997
30.08.1998
21.11.2001
09.10.1994
09.07.2003
7 кл. сш. 19
н/орг.
н/орг.
н/орг.
4 кл. СШИ-1 малообеспеченная, неполная (одинокая мать), неблагополучная 3 категории
13
Нечаенко Анна Владимировна
Засухин Павел Сергеевич 03.01.1973
не работает
КнААПО, у. 16
Нечаенко:
1. Анастасия Игоревна
2. Владимир Игоревич
3. Засухина Катерина Павловна
11.08.1990
24.06.1997
20.04.2003
лицей № 2
3 кл. СОШ 19
н/орг. малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории
14
Дорошенко Наталья Юрьевна
Дорошенко Александр Николаевич
02.05.1976
02.02.1981
не работает
Дакгомз, грузчик
1. Баркунов Роман Сергеевич
2. Баркунова Елена Сергеевна
3. Дорошенко Анастасия Александровна
4. Баркунова Юлия Александровна
13.04.1995
13.12.1996
23.04.1999
28.03.2003
5 кл. сш. 19
3 кл. КРО сш. 19 малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории
15
Храмцова Татьяна Алексеевна
Шестаков Юрий Александрович
18.11.1975
19.10.1985
не работает
не работает
Храмцовы:
1. Евгения Денисовна
2. Валентина Денисовна
3. Екатерина Денисовна
4. Василий Денисович
01.04.1996
18.06.1993
29.06.1998
20.02.2000
4 кл. сш. 19
7 кл. сш. 19
2 кл. шк. № 19
н/орг малообеспеченная, полная, неблагополучная 4 категории
16 Иванова Ольга Михайловна 29.06.1968 не работает
1. Иванова Снежанна Евгеньевна
2. Иванов Дмитрий Евгеньевич
3. Месюра Артем Евгеньевич
4. Месюра Максим Евгеньевич
29.09.1988
01.10.1991
09.06.1994
15.07.1996
Вш -2
9 кл. СШИ-1
6 кл. шк. № 19
3 кл. КРО шк. № 19 малообеспеченная, неполная (вдова), неблагополучная 1 категории
17 Чеплина Надежда Анатольевна 21.04.1976 ООО "Амурлифт", лифтер-обходчик
1. Чеплин Артем Андреевич
2. Чеплин Виктор АндрееВИЧ
3. Коновалов Алексей
24.02.1993
24.04.1994
27.09.2001
8 кл. шк. № 30
7 кл. шк. № 19
д/с № 134 малообеспеченная, неполная, неблагополучная 4 категории
Приложение 3
Таблица 6 - Факторы и причины трудновоспитуемостиСоциально-
1. Семейное воспитание:
- отрицательный пример родителей, их аморальный образ жизни;
- самоустранение родителей от воспитания детей;
- психолого-педагогическая безграмотность и беспомощность отцов и матерей;
- нарушение структуры семьи;
- неудовлетворительный психологический климат в семье, наличие конфликтов;
- недостаток общения родителей с детьми;
- аффективность в обращении с ребенком;
- антипедагогические меры воздействия на ребенка;
- отрицательная гигиеническая обстановка в семье (в том числе и "психическая гигиена")
1. Определяющие смысловую направленность отношений:
- влияние негативного опыта социально-бытовых отношений, приобретенного в результате действий отрицательных факторов;
- отсутствие опыта коллективных отношений в общении с другими людьми;
- доминирование индивидуалистических настроений аффективного происхождения;
- дефицит положительных референтных влияний.
2. Школа:
- низкая культура обслуживающего персонала;
- неудовлетворительная учебно-материальная база школы;
- недостаточный уровень квалификации педагогов;
- нежелание учителя понимать своеобразие личностного развития ребенка;
- слабая психолого-педагогическая помощь школы семье;
- непостоянная, эпизодическая связь учителей с родителями;
- формальная работа родительских комитетов;
- отсутствие во многих педагогических коллективах социальных педагогов, психологов;
слабая связь школ с медико-психолого-
2. Определяющие характер взаимоотношений взрослых и детей:
- неудовлетворительный эмоциональный климат во взаимоотношениях взрослых и детей (недоверие, тревожность, пессимизм, скука, инертность, недоброжелательность);
- неумение ребенка использовать адекватные средства индивидуальной защиты;
- неприятие детей взрослыми;
- негибкость родителей в отношениях с детьми;
- непоследовательность родителей в обращении с детьми;
- общение взрослых и детей на основе ложных представлений о родительском авторитете (педантизма родителей; физическое, моральное подавление ребенка; подкуп ребенка и др.).
Приложение 4
Таблица 7 - Типизация трудных учащихсяВедущие недостатки личности Преобладающие причины соответствующего поведения Способы преодоления причин соответствующего поведения
1. Грубость
а) аффективность, невыдержанность, возбудимость нервной системы;
б) самоуверенность, заносчивость
в) несправедливо обиженные, нашедшие поддержку со стороны плохих людей
- создание спокойной обстановки;
- помощь врача и психолога.
- необходим постоянный анализ поведения подростков;
- включение их в коллективную деятельность;
- воспитание у подростков умения подчиняться.
- чуткий подход к учащимся, убеждая их на конкретных примерах в том, что доля плохих людей ничтожно мала;
- обучение подростков умению понимать людей.
2. Лень
а) безвольность, неумение преодолевать трудности;
б) полное безразличие к учебе;
в) переоценка собственных способностей
- необходимо создать такие условия, где постепенно будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий;
- развенчание ложных авторитетов.
- использование всевозможных педагогических средств, чтобы разбудить у подростка любознательность и желание учиться.
- оценка на конкретных примерах собственных достоинств.
3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива
а) самоуверенность, противопоставления себя коллективу;
б) кем-то несправедливо обиженные или третируемые;
в) какие-то недостатки (маленький или слишком высокий рост, особенности внешности физические, например, заикание, плохое зрение и др.)
- развенчание завышенной самооценки;
- выявление причин обиды и коррекция поведения;
- тактичные беседы с подростком, разговоры с ним "по душам";
- обращение к другим подросткам не обращать внимание на недостатки одноклассника.
4. Склонность к правонарушениям
а) инициаторы, организаторы, руководители неблаговидных поступков;
б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию;
в) действующие в одиночку.
- использовать их энергию в различных поручениях.
- привлечь к положительной деятельности, способствующей исправлению.
- вовлечь в коллективную захватывающую деятельность.
Приложение 5
Таблица 8 - Типология детей с девиантным поведением и методика работы с нимиТипология Основные характеристики, особенности школьников Задачи, примеры, виды деятельности и формы работы
"Условно благополучные" В этой группе отклонения от нормы в нравственном развитии незначительны. У педагогов и других лиц они беспокойства не вызывают. Отношение к учебной деятельности в основном положительное, но различной степени стойкости. Нарушения дисциплины не характерны для поведения, в основном ситуативны. На учете в инспекции могут стоять из-за случайно совершенного проступка. Особенностью педагогических воздействий является их умеренность. Норма в данном случае – соблюдение педагогического такта, избежание заласкивания и излишней грубости, а также – разумная требовательность. Главным направлением педагогической работы является оптимизация деятельности школьников. Досуг берется под контроль. Важное направление – содействовать развитию положительных качеств в ребенке.
"Непослушные" Основная черта у подростков в качестве новообразования – отрицательное отношение к учебной деятельности. Нежелание учиться может быть весьма стабильным. Наблюдается расслабление воли. Нарушение дисциплины может быть стойким и нестойким. Несовершеннолетние сознают недостойность своего поведения, но и положительные примеры не стали их убеждениями. На этом уровне находятся чаще всего дети, имеющие слабый тип нервной деятельности. Начинает возникать эмоционально-смысловой барьер. Отмечается стремление уйти из-под контроля семьи. Здесь выдвигается и решается неотложная задача – удержать от правонарушения. Необходимо активно использовать словесные методы педагогического воздействия, развивать познавательные интересы и потребности, установить шефство над подростком, вовлечь его в конструкторско-
"Дезорганизаторы"
Ведущим новообразованием в поведении становится стремление подростка к дезорганизации официального порядка. Дезоргани-зованность выступает как средство социальной защиты и компенсации ущербности, переживаемой несовершеннолетним. По этой причине у подростка наблюдается индивидуализм, неуживчивость, стремление к привилегированному положению, притеснение слабых, тяга к бесцельному времяпрепровождению.
Недисциплинированность становится нормой поведения. Ее проявления стойки и осмысленны. Нередко подросток выступает и как организатор беспорядков, однако проступки имеют большей частью ситуативный характер. Рекомендуется усиление жесткости мер дисциплинарного воздействия и контроля за выполнением правил для учащегося. Ни один проступок не должен оставаться незамеченным и не разобранным вместе с подростком. Следует усилить правовую пропаганду. Рекомендуется включить подростка в интересную общественно полезную деятельность, проводимую совместно с его сверстниками.
"Неподдающиеся" Наблюдается устойчивый комплекс негативного отношения к учебной деятельности. Недисциплинированность и стойкая пассивность в учебной группе. Ярко проявляются асоциальные действия, цинизм, грубость, озлобленность, агрессивность и осознанность совершаемых проступков. Нередко эти проявления выступают средством психологической защиты. По мере усиления личностных деформаций (под влиянием группового давления и внутренних ориентации) ослабляется и искажается система самоконтроля и саморегуляции. Самооценка извращена. Наблюдается невосприимчивость к педагогическим влияниям. Взрослым следует категорично и строго соблюдать обязательные требования, однако, в доброжелательном тоне. На первом месте – индивидуальный подход к ребенку и влияние через коллектив. Принцип доверия должен сочетаться со строгим систематическим контролем. Возможен метод взрыва и изоляции. Меры по оздоровлению условий жизни и воспитания подростков, удержание их от перехода на преступный путь. Внушение неотвратимости наказания. Необходимо вызвать острый интерес к какой-либо положительной деятельности и, по возможности, включиться в нее.
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей