Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:41, дипломная работа

Описание

Семья – есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила поведения, семья обеспечивает такие функции, как поддержание биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение ее непрерывного развития. Последнее гарантирует также следующие функции:

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей

1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса

1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе

1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей

2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений

2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

д1.doc

— 641.50 Кб (Скачать документ)

 

Угроза семье остаться без отца также велика из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза смертность среди женщин. В последние пять лет резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков без дедушек и бабушек.

 

Доля детей, воспитывающихся в семьях: без одного родителя, в 2002 г. составила около 5,4 млн. семей, из них: в 400 тыс. семей дети живут с одним отцом; примерно 5 млн. семей – с матерью без отца.

 

Увеличение числа неполных и внебрачных семей говорит о том, что семья реализует свое социальное назначение и, будучи структурно неполной, но при этом уменьшается социальная значимость брака как формализации семейного состояния.

 

Кризис в российском обществе затронул и нравственные устои семьи. Это напрямую отразилось на увеличении числа детей, нуждающихся в особой защите и поддержке государства. Возросло число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2002 г. их насчитывалось 685,2 тыс. человек.

 

Количество государственных детских домов выросло больше чем в три раза: с 800 в 1990 г. до 2100 в 2003 г. Большинство детей могло бы быть устроено в семьи, и, прежде всего, на усыновление, которое является приоритетной формой устройства ребенка. Однако новые формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не получают широкого развития. Российские граждане стали реже усыновлять детей (в 2002 г. российские граждане усыновили 7710 детей, что на 300 меньше, чем в 2001 г.).

 

Катастрофически растет число детей, отобранных у родителей по тем или иным причинам. С 1997г. по 2001г. их численность выросла почти в два раза (см. Таблицу 2).

 

Семья перестала быть основой гармоничного развития личности. По данным социологических исследований, около 40% матерей жалуются на то, что трудно воспитывать детей в соответствии с общечеловеческими принципами. По их мнению, прежние представления о том, как следует жить в обществе (быть милосердным, честным, трудолюбивым, стремиться стать высокообразованным) сделают ребенка неуспешным в будущем.

 

Таблица 2 - Дети, оставшиеся без попечения родителей (данные Министерства образования, Министерства здравоохранения и Министерства труда) (тыс. чел.)Год              1990              1995              2000              2002

Всего детей              472,2              533,1              662,5              685,2

Из них устроены:                                                       

под опеку              188,4              252,7              329,0              347,5

на усыновление              141,7              139,7              153,5              154,2

в детские дома              142,1              140,7              180,0              183,5

 

 

Кризисные явления в семейной жизни отражаются на статистике побегов детей из дома: в 1993-1995 гг. их число составляло 58 тыс. чел в год. Для сравнения: в 2003 г. только в Москве зарегистрировано 30 тыс. бродяжек. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.

 

Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического и спортивного направления, многие из них функционируют только на платной основе. Платность образования и многих образовательных услуг, коммерциализация культурно-досуговых и спортивных учреждений, уменьшение количества дошкольных учреждений с 60,3 тыс. в 1997 г. до 50,0 тыс. в 2001 г. привели к уменьшению возможностей получения детьми качественного образования, затруднили приобщение к культурным ценностям. Острота многих проблем не позволяет семье выполнять надлежащим образом социальные и воспитательные функции:

 

– уровень доходов у более чем трети российских семей находится ниже уровня бедности;

 

– 80% семей, имеющих 3-х и более детей, составляют основную группу бедности;

 

– базовый размер пособия на ребенка не превышает 5 % величины его прожиточного минимума, размер пособия одинокой матери – 9 %.

 

В числе этих проблем – жилищная проблема. Для основной части молодых семей собственное жилье является недостижимой роскошью. Высокие цены на жилье, особенно в таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург, рост цен на коммунальные услуги способствуют ухудшению условий жизни детей и стимулируют серьезные нарушения их права.

 

Основными органами, которые решают проблемы семьи и доводят до нее различные виды поддержки, являются учреждения социального обслуживания населения и социальной помощи семье и детям. Те трудности, которые инициированы природными и социальными катастрофами, могут быть устранены и минимизированы. Но у семьи есть проблемный комплекс, с которым она существует десятки лет, все новейшее время, воспроизводя его коллизии в каждом новом поколении. Одним из проявлений проблемного комплекса современной семьи является невыполнение семьей своих основных функций. [46]

 

В России за годы реформ усилились тенденции к ухудшению выполнения семьей своих функций, поэтому многие ученые говорят о кризисе или даже деградации семьи как социального института. Функции семьи представляют собой способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Они описывают роль, которую семья играет в обществе, и последствия ее деятельности для индивида и общества.

 

Исходя из определения функций, выделяются функции общества по отношению к семье и семьи по отношению к обществу, а также функции семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Согласно приведенному делению функции семьи рассматриваются как социальные (общественные) и индивидуальные. [15]

 

К наиболее социально-значимым функциям семьи относятся: генеративная, экономическая, рекреационная, первичной социализации детей и др.

 

Такие условия жизни российского общества, как нестабильность политической обстановки, уменьшение реальных доходов населения на фоне быстрого роста цен приводят к спаду потребления благ и услуг; из-за ухудшения материальной базы здравоохранения, образования и других социально важных отраслей происходит резкое ухудшение качества жизни семьи.

 

В свете вышеизложенного рассмотрим изменения в ценностной оценке семьей ее основных функций.

 

Экономическая функция – одна из основных в семье. Но если ранее в это понятие вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то сейчас произошло ее обособление, появились предпосылки для возникновения в каждой семье самостоятельного экономического базиса.

 

На выполнение экономической функции семьи оказывают воздействие система социально-экономических потребностей, ценностных ориентаций и установок, жизненных целей и идеалов общества, а также – субъективные особенности членов семьи, их склонности, характеры, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальная и этническая специфика. Экономические отношения в семье играют роль фундамента для остальных.

 

Неустойчивая социально-экономическая ситуация и психологическая нестабильность в обществе наиболее значительно повлияли на семью. Как подтверждают исследования, семья под воздействием кризиса теряет традиционную устойчивость, способность к адаптации и нуждается в государственной поддержке.

 

Социально-экономическое положение семьи в РФ, в последнее десятилетие носившее критический характер, остается нестабильным. Несмотря на то, что численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, сокращается и составляет 26,5% от общей численности населения, семьи с несовершеннолетними детьми по-прежнему остаются в малообеспеченной части населения. По данным Госкомстата, основная часть семей с детьми сосредоточена в низкодоходных группах, уровень бедности в семьях с детьми в 3 раза выше, чем в бездетных.

 

В самом незавидном положении оказались неполные и многодетные семьи. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств Госкомстата РФ 65% неполных семей с 1-2 детьми и 80,8% неполных семей с 3-мя и более детьми имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. Если сравнивать экономическое положение городских и сельских семей с детьми, то в более выигрышном положении находятся городские семьи, где у родителей больше возможностей получить дополнительный доход. На многодетных семьях это положение практически не отразилось: как в городе, так и в селе их уровень жизни ниже величины прожиточного минимума. Следовательно, дефицит денежных средств в расчете на одного члена многодетной, да и любой малообеспеченной семьи, составляет, как минимум, 1500 руб. Падает уровень жизни в молодых семьях, что прямым образом отражается на здоровье подрастающего поколения. Как показывают исследования, число детей в малообеспеченных домохозяйствах традиционно выше, чем в высокообеспеченных, поэтому, если произойдет сокращение числа детей в бедных семьях, то это окажет влияние на общее сокращение численности детей в стране. [5, 49]

 

Если учитывать, что средний прожиточный минимум неуклонно растет, а среднедушевые доходы, наоборот, сокращаются, то ясно, что диспропорция не может увеличиваться без ущерба для населения.

 

В настоящее время получение образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания становится платным и опирается на семейный бюджет, решение жилищного вопроса теперь зависит исключительно от материального положения семьи. Поэтому основной задачей становится накопление материальных ценностей и передача их по наследству, и роль экономической функции семьи не только не уменьшается, но значительно возрастает. Растет также значение хозяйственно-бытовой функции. В развитом государстве, как правило, широко распространена сфера услуг, и она берет на себя операции, прежде производившиеся дома, совершая их на индустриальной основе, с недоступными семье быстротой и качеством. Это важнейший путь сокращения непроизводительного домашнего труда, который в большинстве случаев ложится на женщину. В России же последние десять лет наблюдался распад сферы быта и удорожание ее услуг, поэтому осуществляемый чаще всего вручную домашний труд является важнейшим элементом стратегии выживания миллионов семей.

 

Рекреационная (досуговая) и психотерапевтическая (сфера духовного и эмоционального общения) функции. В лучшем случае семейный человек дома отдыхает от работы, а его домашние обязанности служат формой переключения нагрузки. Но в российских условиях домашний труд весьма обременителен и почти ничем не облегчен, кроме того, часто существует несправедливое распределение обязанностей, когда домашний труд – почти исключительно прерогатива женщины и, соответственно, здоровье замужних женщин ухудшается быстрее, чем их бессемейных ровесниц.

 

Свою психотерапевтическую роль семья выполняет, играя роль эмоционального убежища, где человека принимают и поддерживают за то, что он свой, его любят и жалеют независимо ни от чего. Правда, выполнять эту свою функцию семье становится все труднее, ибо груз психологической напряженности, усталости, фрустрации приносят в дом и мужчины, и женщины, и даже дети. Стрессы и внешние проблемы все больше влияют на состояние души и психическую устойчивость индивидов и отражаются на эмоциональной атмосфере семьи. В семьях, где все любят и уважают друг друга, подобная напряженность может быть разряжена гораздо более успешно, чем в конфликтных семьях. [1]

 

Данные функции состоят из доверительно-дружеского общения, поддержки чувства собственного достоинства человека, взаимопонимания, организации и проведения досуга.

 

Доверительно-дружеское общение основано на особых эмоциональных связях и контактах общающихся людей. Каждый из них приоткрывает свой духовный мир, обычно скрытый от окружающих. Как правило, это – общение между близкими по духу людьми, связанными родством, браком, дружбой, товариществом. Общающимся необходим высокий уровень взаимной симпатии и заинтересованности, так как доверительно-дружеское общение предполагает высокую степень взаимного отождествления (идентификации). Потребность в сохранении и поддержании чувства собственного достоинства является одной из основных потребностей личности и выражается в необходимости получения подтверждения от окружающих людей того, что человека уважают, любят и ценят. При неудовлетворении этой потребности возникает депрессия, ощущение одиночества, заброшенности, неприкаянности и, наоборот, ее удовлетворение дает чувство психологической защищенности, уверенности в себе и своих действиях, чувство безопасности, решительность, снижение чувства страха и тревоги перед жизненными трудностями, критическими ситуациями. Психологическая поддержка самых близких людей является главным условием душевного комфорта. Конфликтные и кризисные ситуации в семье связаны с тем, что супруги лишают друг друга психологической поддержки и взаимопонимания. Таким образом, взаимопонимание, психологическая поддержка, сочувствие, сострадание, сопереживание выступают в качестве непременных условий благополучной семейной жизни.

 

Организация и проведение досуга в кругу семьи имеет также высокую ценность, так как позволяет членам семьи лучше узнать друг друга и повысить степень взаимопонимания, а также улучшает психологический климат в семье, дарит чувство комфорта от совместной деятельности.

 

Нормальные супружеские взаимоотношения вряд ли могут существовать без этих важных психологических предпосылок. К сожалению, в настоящее время выполнение этих функций хотя и очень ценно, но имеет скорее тенденцию к снижению, так как эмоциональная нагрузка на каждого индивида в изменяющемся обществе очень большая, она растет и накапливается, затрудняя процесс общения в семье.

 

Гедонистическая функция. Роль сексуального влечения в жизни человека значительна. Естественно, в семейных отношениях сексуальная функция занимает свое законное место и тем выше ее значение для семьи, чем больше нестабильность общества.

 

Генеративная (репродуктивная) функция. Потребность в детях является социально-психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что не имеющий детей индивид испытывает затруднения как личность. Потребность личности в детях является духовной потребностью и выходит за рамки изучения ее только в связи с рождаемостью. Потребность личности в детях – важнейшая составная часть структуры потребностей личности; является одной из форм проявления потребности в другом человеке.

 

Каждый взрослый человек как личность имеет желание, стремление, намерение проявить себя как воспитатель, наставник, учитель, старший товарищ, стремление к передаче знаний, умений, навыков, опыта другому человеку. В этом наставничестве, учительстве, опеке лежит сфера общения матери и отца со своим ребенком. Это одна из своеобразных форм самореализации и самоутверждения личности взрослого. Потребность в детях может выражать другую социокультурную потребность – потребность в смысле и цели жизни.

 

По отношению к браку родителей ребенок может выполнять функции: 1) смены семейного статуса супругов; 2) превращения любовных связей супругов в кровнородственные; 3) укрепления чувства единства семьи; 4) увеличения трудностей в ведении домашнего хозяйства и в самообслуживании; 5) роста необходимости реальной взаимопомощи в домашних делах, воспитании ребенка и уходе за ним.

 

Уже давно демографами замечена неуклонная тенденция к уменьшению числа детей в семьях. Впервые за всю историю государства российского в стране утверждается малодетная семья. Несмотря на увеличение числа родившихся в последние годы, суммарный показатель рождаемости на одну женщину фертильного возраста остается низким - 1, 2 ребенка. Чистый коэффициент воспроизводства населения (степень замещения поколения женщин их дочерьми при длительном сохранении существующих уровней рождаемости и смертности) в последнее десятилетие менее единицы. Анализ показывает, что с 1990г. количество женщин в детородном возрасте также остается стабильным, следовательно, демографическая база сохранения и повышения рождаемости существует, но она не подтверждается ростом кривой рождаемости.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей