Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:13, курсовая работа
Изменения, происходящие в современном обществе, рост конкуренции, внедрение новых технологий производства обусловливают новую роль личности в современных социально-экономических условиях, универсализацию профессиональных функций человека.
Глава 1.Технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Понятийно-категориальный аппарат технологии конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Понятие о технологии конструирования воспитательного процесса.
Планирование как результат конструктивной деятельности классного руководителя.
Принципы и задачи планирования воспитательной работы.
Требования к планированию воспитательной работы.
Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
Методы воспитательной работы.
Специфические особенности организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
Современные тенденции воспитательной деятельности в НПО.
Глава 2. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Конструктивно-содержательная, конструктивно-материальная
и конструктивно-
Воспитательная работа в
профессиональных учебных заведениях
имеет свои особенности. Здесь идет
продолжение воспитательного
Оптимальной считается такая организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагога и воспитанников.
Технология конструирования
педагогического или
3. Планирование как результат конструктивной деятельности классного руководителя
Логическим итогом технологии
конструирования
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого воспитанника на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует план воспитательной работы группы вместе с воспитанниками с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом.
Поэтому, говоря о планировании воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность.
Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач.
4. Принципы и
задачи планирования
Принципами
планирования воспитательной
В плане воспитательной работы отражаются: результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел.
На основании цели
выделяется группа
1. Организация вне учебной деятельности учащихся;
2. Стимулирование здорового образа жизни;
3. Приобщение учащихся к культуре;
4. Создание учебно-
5. Воспитание культуры общения;
6. Привлечение учащихся к планированию.
Анализ результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный год. Важно оценить и осмыслить итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.
Объективную картину достигнутого
уровня деятельности помогут получить
следующие источники
5. Требования к планированию
При составлении планов воспитательной
работы определяются требования, следование
которым обеспечивает качество планирования.
Все требования предполагают
использование в воспитательной работе
широкого круга факторов, формирующих
личность воспитанника. Составляя годовой
план, педагог определяет, как будут привлечены
к учебно-воспитательному процессу студенты,
их родители, педагоги, а также будут использоваться
культурно-просветительные учреждения
города. Только при таком подходе план
становится важным условием успеха педагогической
деятельности.
Главным объектом
воспитательной работы являются отношения
воспитанника с социумом. В свою очередь
отношения человека к другим людям, обществу,
отечеству, труду находятся в прямой зависимости
от положения воспитанника в системе семейных,
внутриколлективных, межличностных отношений.
Воспитательная работа призвана
удовлетворять потребность
Повышение эффективности
воспитательной работы предполагает формирование
культуры оценочной деятельности учителей
и развернутость
Самовоспитание - это самостоятельная
и активная творческая деятельность
ученика. Задача воспитательной работы
- сформировать положительную мотивацию,
для включения в эту
Самовоспитание - это сознательное
и целенаправленное освоение человеком
многообразного социального опыта, самосовершенствование
подрастающего поколения в различных
направлениях в соответствии с интересами
личности и общества, необходимое условие
и средство обновления воспитательной
работы в профессиональных учебных заведениях.
В процессе самовоспитания
учащиеся должны осуществлять следующие
действия:
-анализировать свой
внутренний мир, посредством самонаблюдения,
сравнивая себя с другими, идеалом, давать
оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы»,
от которых предстоит избавиться;
-ставить цели и разрабатывать
программу деятельности по
-участвовать в деятельности
- трудовой, учебной, профессиональной,
познавательной и др. - по достижению поставленных
задач с помощью волевых усилий;
-осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.
Регулярно занимаются
самовоспитанием немногие, и мало
кто их к этому побуждает,
поэтому заметных успехов
Самовоспитание большинства
учащихся нуждается в педагогическом
стимулировании, что предполагает управление
саморазвитием личности, сочетание целей
воспитания и самовоспитания. Педагог
решает целый комплекс задач: способствует
формированию у учащихся адекватной самооценки,
включает их в различные виды деятельности
и социальные отношения, участвуя в которых
они выполняют социальные роли.
Стимулирование связано
с разрешением основного противоречия
- между достигнутым уровнем развития
учащихся и теми требованиями, которые
к ним предъявляет общество. Процесс стимулирования
самовоспитания предполагает диагностику
самовоспитания, организацию разносторонней
жизнедеятельности учащихся. Диагностика
самовоспитания - это изучение того, насколько
осознанно, целенаправленно, разносторонне,
регулярно, активно сами учащиеся развивают
свою личность, что их к этому побуждает
или, что мешает этому процессу.
Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к учащимся.
Формирование установки
на самовоспитание происходит в процессе
разнообразной деятельности учащихся:
учении, игре, труде и др.
Педагоги должны пропагандировать
те области самовоспитания, в которых
усилия учащихся незначительны, видеть
противоречия между уровнем развития
учащихся и предъявляемыми к ним требованиям,
корректировать или формировать их жизненные
цели, ознакомить со средствами и приемами
развития личности и способами работы
над собой.
В учебном заведении
следует соблюдать следующие
условия, способствующие
- проводить
диспуты, беседы, конференции по
вопросам самовоспитания, пропагандировать
образцы работы над собой
-обсуждать проблемы
самовоспитания при подведении итогов
дня и определение задач на следующий
день;
-развивать
критику и самокритику,
-вовлекать
учащихся в различные кружки,
секции, т.е. в конкретные виды
деятельности;
-организовывать выставки,
стенды и прочие наглядные средства, раскрывающие
сущность самовоспитания.
Самовоспитание
осуществляется в коллективе, поэтому
от педагога требуется
В последнее время
значительное влияние приобретают неформальные
молодежные объединения. Неформальные
группы характеризуются разновозрастностью
состава, высоким уровнем организованности
и др. Степень влияния учащихся друг на
друга внутри неформальных групп значительно
выше, чем в учебной группе.
Таким
образом, самовоспитание
6. Основные формы и
методы организации
в учреждениях НПО.
Организация воспитательного
процесса в учреждениях НПО
осуществляется посредством
Формы воспитательного процесса. Форма воспитания - это:
-вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися;
-совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач.
В настоящее
время основными формами
Выделяют три основных типа
форм воспитательной работы:
-представления;
-созидание- гуляние;
Тип «созидание-гуляние»
может быть разделен на два
класса:
-совместное созидание (трудовая
акция, подготовка к представлению, подготовка
выставки);