Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:13, курсовая работа
Изменения, происходящие в современном обществе, рост конкуренции, внедрение новых технологий производства обусловливают новую роль личности в современных социально-экономических условиях, универсализацию профессиональных функций человека.
Глава 1.Технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Понятийно-категориальный аппарат технологии конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Понятие о технологии конструирования воспитательного процесса.
Планирование как результат конструктивной деятельности классного руководителя.
Принципы и задачи планирования воспитательной работы.
Требования к планированию воспитательной работы.
Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
Методы воспитательной работы.
Специфические особенности организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
Современные тенденции воспитательной деятельности в НПО.
Глава 2. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
-развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения);
-путешествия.
В типе «путешествия»
можно выделить также два
-путешествие-развлечение (поход, прогулка);
-путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).
В типе «представления» выделяются три класса:
-представления-демонстрации:
-спектакль-представление, предполагающее
демонстрацию выступающими для зрителей
целостного театрального действия;
-концерт- это представление, предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня и др.);
-представление-соревнование
(конкурсная программа на
-представления-ритуалы:
-посвящение;
-представления-коммуникации:
-митинг - собрание для обсуждения
каких-либо значимых вопросов, предполагающее
демонстрацию взглядов в виде устных монологических
выступлений отдельных ораторов;
-дискуссия
- специально организованный
-лекция - представление,
демонстрирующее в виде
-фронтальная
беседа - специально организованный
диалог, в ходе которого ведущий
руководит обменом мнениями по
какому-либо вопросу (проблеме)
-диспут - специально организованное
представление, в ходе которого происходит
демонстративное столкновение мнений
по какому-либо вопросу (проблеме).
Приоритетность данных
форм воспитательной работы не является
бесспорной, однако именно эти формы определяют
основной источник и направление коллективной
деятельности учащихся.
7. Методы воспитательной работы.
Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая
проблему организации
1.Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.
2.Группа
методов, содействующих
2.1.Методы убеждения:
информация, поиск, дискуссия и взаимное
просвещение.
2.2. Методы
педагогического
Методам
воспитания сопутствует
Дисциплина
- исходный метод организации
коллектива - обеспечивает формирование
культуры взаимоотношений
Самообслуживание
- ведущий метод организации
Соревнование
- коррекционные метод
Самоуправление - метод организации
коллектива - обеспечивает формирование
у его членов отношений взаимной
ответственности и
8. Специфические особенности организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
К специфическим особенностям организации воспитательного процесса в учреждений начального профессионального образования можно отнести следующее:
1. Ориентированность
на формирование социальной и
профессиональной мобильности
2.Перевод процесса
воспитания в плоскость самовоспитания.
Педагогические коллективы работают над
созданием механизма развития способностей
учащихся к самоопределению, саморазвитию
и самореализации.
3.Компенсация
недостаточной роли семьи в воспитании
подрастающего поколения. Сохранение
роли семьи в воспитании заставляют всех
работников НПО в особенности уделять
большое внимание вопросам социализации
личности, укрепления и сохранения здоровья
учащихся, их психической и материальной
поддержки, воспитанию у подрастающего
поколения ценности семьи, полноценного
родительства, здорового образа жизни.
4.Четвертое
условие, отражающее специфику
воспитательной работы
9. Современные тенденции
К основным
из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая
ситуация в России, социально-психологические
особенности выпускников школ. Эти факторы
порождают различные тенденции воспитательной
деятельности в системе начального профессионального
образования.
Анализ практики
воспитательной системы позволил выявить
следующие тенденции:
1) Общая
неблагополучная социально-
Это порождает такую
тенденцию как усиление защитной ориентированности
воспитательной деятельности в системе
начального профессионального образования,
в целях формирования социальной и профессиональной
мобильности выпускника. Формирование
у выпускника позиции активного игрока
на рынке труда является одной из современных
тенденций воспитания в системе начального
профессионального образования.
2) Сохранение демографического неблагополучия, снижение роли семьи в воспитании заставляет всех работающих с учащейся молодежью и педагогических работников НПО, в особенности, уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психологической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни, что может рассматриваться как тенденция компенсации недостаточной роли семьи в воспитательной деятельности учреждений НПО. В то же время прослеживается роль семьи в выборе абитуриентом специальности и учебного заведения системы начального специального образования. Каждый третий выпускник общеобразовательной школы, поступающий для продолжения своего образования в НПО, осуществил выбор специальности и учебного заведения с помощью родителей. При этом, потомственность профессии является важным фактором при выборе абитуриентом специальности.
3)Следующая тенденция
- это изменения в средствах
воспитания деятельности. Новые
средства воспитательной
4)В
качестве негативных тенденций
современного этапа развития
воспитательной деятельности в
НПО является снижение роли
самоуправления как одного из
метода воспитательного
5) Наблюдается тенденция
6) Резко уменьшилась доступность
культурных центров, музеев, выставок,
театров. Образовательные
Требует улучшения обеспечение
периодической печатью, подписными
изданиями, информационными и научно-
В целом можно
отметить, что усиление внимания к воспитанию
в системе начального профессионального
образования потребует выработки более
четкого отношения и органов управления
образованием, и самих педагогов-воспитателей
к проявляющимся тенденциям.
Глава II
1. ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Важная задача мастера - организация внеучебной
(внеклассной) воспитательной работы с
учащимися группы, активное вовлечение
их в во внеклассную учебно-воспитательную
работу, проводимую в масштабах училища.
Цель такой
работы, во-первых, - вовлечение коллектива
учащихся группы в активную деятельность
общеучилищного коллектива. Коллектив
группы не может правильно развиваться,
если он замыкается внутри себя, изолирован
от жизни училища. Коллектив группы только
тогда станет звеном общеучилищного коллектива,
если он хорошо знает задачи, которые предстоит
решать коллективу училища, и свои конкретные
задачи решает, исходя из общеучнлищных
задач; когда активно участвует в общеучилищных
мероприятиях; защищает честь своей группы
и своего училища на соревнованиях, смотрах,
конкурсах, олимпиадах и т.п.
Другая цель внеклассной
работы - обеспечение единства воспитания
на уроке и во внеурочное время. Внеклассная
деятельность учащихся предоставляет
возможность не только для углубления
знаний и умений, но и для совершенствования
навыков практической общественно-политической
деятельности, способствует развитию
у них интереса к технике, искусству, спорту,
активно влияет на расширение культурного
кругозора учащихся. Являясь
продолжением учебного процесса, внеклассная
работа не дублирует урока - она воздействует
на сознание, мысли, чувства, настроение
юношей и девушек присущими ей формами
и методами.
Внеклассную воспитательную
работу мастер производственного обучения
проводит в тесном сотрудничестве с классным
руководителем учебной группы, который,
как и мастер, закрепляется приказом директора
училища за группой на весь период обучения
в училище. К внеклассной воспитательной
работе с группой широко привлекаются
воспитатели общежитий, ученические общественные
организации, родители учащихся, а также
работники базовых предприятий.
Во взаимоотношениях с классным руководителем мастер должен исходить из утвержденного Госпрофобром СССР в феврале 1986 г. «Положения о классном руководителе среднего профессионально-технического училища», где указано, что классный руководитель несет персональную ответственность за состояние идейно-политического воспитания и вместе с мастером производственного обучения - за уровень учебно-воспитательной работы в группе.
Организация внеклассной воспитательной работы во многом зависит от ее рационального планирования. Во многих училищах составляются общеучилищные комплексные перспективные планы воспитательной работы от начала до конца обучения. Они обеспечивают преемственность и взаимосвязь всех форм коммунистического воспитания, дают возможность не только четко видеть конечные цели, но и определять промежуточные этапы на пути к ним. В плане определены конкретные задачи, примерные виды и формы воспитательной работы применительно к первому, второму и третьему курсам обучения в целом по училищу. Такие планы составляются на основе примерного перспективного плана воспитательной работы для среднего ПТУ на весь период обучения, разработанного ВНИИ профтехобразования и одобренного Госпрофобром СССР.