Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:17, реферат
Колоссальное количество публикаций сейчас посвящается такому новому и интересному направлению, как нейролингвистическое программирование. Относительно нейролингвистического программирования, принадлежность которого к сфере социально-информационных технологий уже давно стала общим местом, встречаются разные, можно даже сказать, полярные мнения.
Введение……………………………………………………………………………...3
Сущность технологии нейролингвистического программирования……………4
Концептуальные особенности………………………………………………………5
Основные нейропсихологические, психологические и психофизиологические типы человека………………………………………………………………………..7
Концепция образования сенсорного опыта………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………….10
Литература…………………
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Реферат по педагогике:
«ТЕХНОЛОГИЯ
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Сущность технологии нейролингвистического программирования……………4
Концептуальные
особенности…………………………………………………
Основные
нейропсихологические, психологические
и психофизиологические типы человека…………………………………………………………
Концепция образования сенсорного опыта………………………………………..8
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Колоссальное количество публикаций сейчас посвящается такому новому и интересному направлению, как нейролингвистическое программирование. Относительно нейролингвистического программирования, принадлежность которого к сфере социально-информационных технологий уже давно стала общим местом, встречаются разные, можно даже сказать, полярные мнения.
Но разное отношение педагогов и психологов к данной образовательной технологии не умоляет ее результативность.
Каковы
источники этого сложного названия?
Часть “нейро” относится к
нейрональным процессам зрения, слуха,
осязания и т. д., то есть к органам
чувств, которыми мы пользуемся в процессе
восприятия внешних раздражителей.
Часть “лингвистическое”
Данная образовательная технологии, в сущности, призвана воплотить извечное желание педагогов найти «ключ» к каждому ученику, открыть «каналы» передачи ему знаний.
Попробуем
познакомиться с концепцией нейролингвистического
программирования подробнее.
Сущность технологии нейролингвистического программирования
Теория
нейролингвистического
В модели НЛП выделяются:
Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешность применяемой технологии. Технология нейролингвистического программирования относится к числу технологий индивидуального воспитания, ориентирована на учет и использование психологической типизации детей и, по существу, является психотерапевтической (Дж. Гриндер, Р. Бендлер). Она использует большие возможности обучения и воспитания (перевоспитания) личности на том положительном, что содержится в ее подсознании. В отечественной педагогике это всегда называли педагогическим оптимизмом, верой в ребенка и успешно реализовывали на практике, начиная с С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и кончая сегодняшними вариациями этой идеи в опыте В.А. Караковского, Ш.А. Амонашвили и др.
Особенно эффективна технология НЛП в процессах перевоспитания, коррекции отдельных качеств личности.
Концептуальные особенности
-
Гипотеза о функциональности
асимметрии полушарий
- Ведущая роль подсознания в формировании личности.
- Тесная связь сенсорного опыта и вербальной информации.
-
Опора на три канала
-
Направление педагогического процесса
(процесса восприятия воздействий): от
индивида – к содержанию образования
(воспитания).
Особенности содержания
Психолог-педагог
диагностирует Я-концепцию и
Затем создается программа общения и деятельности, где эти слова сочетаются с теми, которые помогут конкретному ребенку решить обеспокоившую его проблему. Через новые слова и вводится новый опыт (по методикам, сходным с суггестопедическими – Г.К. Лозанов, Е.Н. Шварц).
Технология
нейролингвистического
Визуалы организованы, опрятны, спокойны, наблюдательны, осмотрительны, не отвлекаются на шум, ориентируются на внешний вид, предпочитают сочетание зрительных композиций.
Аудилы обучаются слушая, выражают себя в словах, легко повторяют услышанное, любят стихи, музыку, различают тон и звуки голосов.
Кинестетики бесконечно подвижны, неуемны в энергии, у них богатые физические реакции, при мышлении жестикулируют, лаконичны, тактичны; обучаются, соединяя слово и дело, теорию и практику.
Представители
одного господствующего индикатора
в чистом виде встречаются крайне
редко; в этом случае используется сочетание
визуального и
Основные нейропсихологические, психологические и психофизиологические типы человека
Характер
сочетания индикаторов
Левополушарный
тип характеризуется
Правополушарный тип характеризуется интуицией, абстрактностью, фантазией, невербальным восприятием мира, аналоговым подходом в восприятии и оценке событий. В нем господствуют чувства и эмоции, проявляется артистичность, эстетичность.
Левополушарные | Правополушарные |
Аналитики | Синтетики |
Индуктивный тип мышления | Дедуктивный тип мышления |
Абстрактный тип мышления | Конкретный тип мышления |
Линейный тип мышления | Нелинейный тип мышления |
Независимые | Зависимые |
Усилители | Усреднители |
Достоинства | |
Легко
воспринимают чисто вербальный материал
(лекция или учебник).
Четкая, правильно оформленная речь. Ориентируются в правилах, умеют их использовать. Хорошая способность к произвольному запоминанию. Способны произвольно контролировать свои эмоции. Четко планируют свою деятельность. Последовательны в действиях и поступках. |
Главное для них – смысл. Легко улавливают основную мысль, принцип. Могут свободно включаться в дискуссию, подвести итог, догадаться из контекста. Обладают пространственным воображением. Хорошо работают методом «мозгового штурма». Сочинения могут быть очень творческими. Тонко чувствуют нюансы. Прекрасная смысловая память. При запоминании и воспроизведении по памяти ориентируются на смысловые метки. Часто очень душевные люди. |
Недостатки | |
Опираются
на память, знания, а если надо подвести
итоги, оценить в сравнении, догадаться
из контекста, испытывают затруднения.
Невысокая беглость речи.
За деревьями могут не видеть леса, т.е., сконцентрировавшись на деталях, могут не понять главного, принципа, смысла, если им не объяснить. Несколько прямолинейны. Не очень эмоционально отзывчивы. |
Несколько сумбурны.
Не очень контролируют речь, она
часто не точна.
С трудом воспринимают новую информацию посредством дидактических объяснений. Выучив правила, с трудом могут ими пользоваться. Бывают излишне эмоциональны. |
Концепция образования сенсорного опыта
В основу технологии положена концепция образования сенсорного опыта. Цель этого опыта: формирование реакции эмоциональных заслонов от возможных негативных внешних воздействий.
На первом этапе проводится диагностика типа личности ребенка, определяются причины аномального поведения.
К
негативному поведению
- завышенные притязания;
- провокация других людей;
- условия жизни;
- предшествующее воспитание;
- болезненная агрессивность и др.
Диагностика
позволяет спрогнозировать
Второй этап работы – это моделирование, т.е. создание вербальной структуры, при которой бы два-три слова подчиняли в сознании все остальные ассоциации. Для этого определяют базовые слова-символы.
.Схема
взаимосвязей этих слов
На
третьем этапе находят в «
Этап тренинга: самовнушение или творческая работа.
В
процессе общения с воспитанниками
педагог, действуя на весь мир сознательно-
При этом могут быть использованы такие методы и приемы, как внушение, сопереживание, возможна замена картины окружающего мира, программы поведения, которая сложилась у ребенка ранее.
Пример: изменение программы поведения. В сознании (мозге) человека заложена и закладывается определенная программа жизни, деятельности и поведения. Чтобы воспитанник изменился, надо изменить программу.
В
игровой ситуации ученику предлагается
проиграть, как на экране, то или
иное событие в его жизни, но в
ускоренном темпе, как это делается
при просмотре видеокассеты. Затем
это же событие крутить в обратном
порядке от конца к началу. Далее
звучит мелодия, не соответствующая
эмоциональному состоянию ученика.
Такое несовпадение переживаемых ранее
чувств и музыкального настроения вызывают
диссонанс эмоций и человек начинает
«смеяться» над тем, над чем недавно
«плакал». Сталкиваются несовместимые
эмоции (трагическая, драматическая и
комическая ситуация), разрушая сложившуюся
картину мира. Самоирония, смех над собой
и есть главное лекарство в коррекции
отклоняющегося поведения в нейролингвистическом
программировании.
Информация о работе Технология нейролингвистического программирования