Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель исследования формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, праздникам.
Задачи исследования
дать представление о народном празднике, расширить кругозор детей;
развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес;
воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
формировать систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.
Тема: «Технология организации народного праздника для детей
дошкольного возраста»
(В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская, Г. Н. Година, И. М. Афанасова, А. К. Быкова, О. Г Дробицкой, Н. А. Ивашкина, В. Ю. Сластенина) народные праздники рассматриваются как важнейшая ценность патриотического настроя человека. Как указывают эти авторы, что сейчас, в начале 21 века мы не можем удовлетвориться положением, в котором находится массовое воспитание детей. В результате исследования педагогической литературы, сделала вывод, что за последнее время все большее распространение приобретает взгляд на нравственное развитие дошкольников как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическая основа народного праздника…………..6
§ 1. Тема и идея народного праздника…………………7
§ 2. Методы и приемы народного праздника………….8
Глава II. Подготовка и организация народного праздника в детском
саду …………………………………………………….9
§ 1. Масленица …………………………………………13
§ 2. Сороки……………………………………………...19
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия сохранятся и 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки в народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
К. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Сказанное выше справедливо по отношению к культуре празднования годовых праздников. О годовых праздниках в народе говорили: «В такой день у Бога все равны», «Всякая душа празднику рада». Традиционно каждый годовой праздник – это соборная, т.е. общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые непроизвольно подготавливают в игровой форме к взрослой жизни.
Детские народные праздники – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники – это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники – не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно – просветительской программы.
Глава I. Теоретическая основа народного праздника
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники.
Народные праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации все возможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.
Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям дошкольного возраста. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
§ 1. Тема и идея народного праздника
Проще говоря, «тема» - это ответ на вопрос «О чём?», а «идея» - ответ на вопрос «Что я хочу сказать?». Тема диктует внешнее оформление праздника, его поверхностную образность, его форму. Идея глубинна. Она наполняет праздник содержанием, несёт в себе некий конфликт, пытается решить какую-либо проблему.
Четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чемлибо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания»
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом в детском саду».
При этом учитываются уже имеющийся у
детей репертуар, уровень развития их
вокальных и двигательных навыков, интересы.
Наконец, говоря о доступности праздника,
следует помнить и о времени его проведения.
У детей младших и средних групп утомляемость
наступает гораздо раньше, чем у старших
дошкольников. Малыши способны воспринять
гораздо меньшее количество стихов, песен
и т. д. Желательно, чтобы в программе праздника
гармонически сочетались разные виды
искусств, коллективное и индивидуальное
исполнение. Дополняя друг друга в решении
одной темы, они увеличивают силу эмоционального
воздействия на детей, в то же время каждое
из них оказывает свое особое влияние
на ребенка. Учитывая сравнительно быструю
утомляемость и возбудимость детей, необходимо
правильно чередовать различные виды
их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому
важно, чтобы каждый ребенок принимал
в нем посильное участие. Для детей дошкольного
возраста характерна потребность в неоднократном
повторении хорошо знакомых песен, хороводов,
танцев, что они делают с особым удовольствием
и выразительностью. Поэтому в программу
праздника надо обязательно включить
значительную часть такого материала,
внеся в него некоторые изменения (варианты,
иное оформление хоровода, игры и т. д.).
Но, конечно, нужны и новые номера.
§ 2. Методы и приемы народного праздника
Глава II. Подготовка и организация народного праздника в
детском саду
Подготовка и организация народного праздника в детском саду – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей.
Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника. При организации праздников, я выделила следующие этапы работы над праздником.
I
этап – предварительное
II этап – работа над сценарием.
III
этап – предварительное
IV этап – репетиции.
V этап – проведение праздника.
VI этап – подведение итогов.
VII
этап – последействие
Информация о работе Технология организации народного праздника для детей дошкольного возраста