Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель исследования формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, праздникам.
Задачи исследования
дать представление о народном празднике, расширить кругозор детей;
развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес;
воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.
формировать систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.
Действующие герои:
Ведущий, Скоморохи - мальчик и девочка.
Кукловоды в кукольном театре - 3 человека.
Зал украшен в народном стиле. На стене - огромное улыбающееся Солнышко, вокруг висят вышитые рушники.
На праздник приглашаются родители.
История и основные обряды праздника известны детям из наглядностей и беседы. Класс разбит на группы. Каждая группа готовит определенные заранее номера художественной самодеятельности.
Игры и конкурсы заранее детям не известны.
Все дети - в русских костюмах.
Продолжительность праздника от 45 минут до 60 минут. Начинается праздник в музыкальном зале или холле и заканчивается на свежем воздухе.
§ 1. Сороки
Этот древнерусский праздник отмечается 22 марта. В этот день по поверьям славян заканчивалась зима и начиналась весна. Считалось, что из теплых стран прилетали сорок птиц, первыми из которых были жаворонки. Крестьяне пекли булочки, в форме этих птиц, символизирующие их скорое возвращение и соответственно начало теплого времени года. Булочки раздавали детям, которые нанизывали их на палки или просто носили в руках, изображая полет птиц. При этом читались стишки и пелись песни. Дети просили жаворонков поскорее вернуться в родные края из теплых стран. Затем испеченных птичек съедали, а их головы отдавали матерям, призывая их вырастить в этом году богатый урожай.
Во время выпечки булочек, было принято, в одной из птичек запекать монетку, веточку или камешек. Приготовленное лакомство выкладывали на блюдо, предлагая мужчинам выбрать любую птичку. То кому попадалась монетка или камешек был счастливчиком, в наступающем году ему выпадала честь первому бросить горсть зерна во время посевной.
Во времена христианства праздник Жаворонки стали называть Сороками, в честь 40 мучеников – христиан, погибших 22 марта за свою веру.
Сороки , так же как и Масленица, любимый праздник в детском саду.
Задачи:
Предварительная работа:
Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность, зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность. Праздники нужны детям. Пусть они будут редки, но метки и неповторимы. Каждый праздник самобытен. Его сценарий – коллективное творчество воспитателя и ребят.
Принцип праздника Сороки – не выступление или представление, а проживание. Этот день проживается как праздник. Не беда если кто-то забыл слова, все равно он чувствует себя частью этого радостного шествия, и вечером он будет пить чай с наколядованными печеньями. Праздник здесь – не мероприятие, а состояние души, длящееся весь день. Поэтому он продолжается и на улице – играми за околицей.
Заключение
В настоящее время приобщение ребенка
к народной культуре, народным традициям
зачастую осуществляется с помощью
народных календарных праздников, которые
становятся привычными в жизни дошкольного
образовательного учреждения. При ознакомлении
детей с традициями, обычаями праздничной
культуры, необходимо помнить, что старое
и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании.
И для того, чтобы воспитать культурное
отношение у подрастающего поколения
к прошлому, необходимо возрождать то,
что будет способствовать духовной полноте
жизни, нравственному совершенству человека.
В программу
народного праздника обязательно входят
народные песни, пляски, игры, хороводы,
народные танцы. Используя пляски и танцы,
необходимо вести предварительную работу
по ознакомлению детей с содержанием танца,
его основной идеей и затем – детально
отработать движения и продумать костюмы
для танцующих. Ребенок от природы тонок
и хрупок. Поэтому именно изящество и легкость
являются главными достоинствами детского
костюма. Костюм для малышей должен быть
удобен и, естественно, красив. Очень важно,
чтобы костюм сочетался с танцем. Насколько
красивы и целесообразны народные костюмы.
Они теснейшим образом связаны с танцем.
Яркие сарафаны и нарядные головные
уборы приводят детей в восторг.
Выразительное исполнение песен, драматизации,
танцев дает возможность каждому участнику
передать свое отношение к празднику через
художественные образы музыкальных произведений,
а использование в праздничной программе
инсценированных сказок, стихов вносит
в действие элемент театрализации.
Я считаю, что чем дальше уходят от нас
традиции и обычаи старины, тем меньше
остается возможности нашему подрастающему
поколению соприкоснуться с немыми свидетелями
прошлых столетий. Но ведь праздники продолжают
жить в народе и вызывают к себе интерес
у подрастающего поколения.
Светлое,
радостное общение детей и взрослых во
время подготовки и проведения народных
праздников – важное условие для развития
личности ребенка и возрождения народных
традиций.
И
задача нас, взрослых, в том, чтобы сохранить
русские праздники для себя и потомков.
Ведь праздники наших прадедов и дедов
– это душа народа, это надежда на новое,
светлое, счастливое. В них история народная
и корни наши духовные
Список литературы:
Информация о работе Технология организации народного праздника для детей дошкольного возраста