Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 00:14, реферат
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Введение.
История изучения.
Диагностика одаренных детей.
Особенности организации учебного процесса.
Стратегии обучения.
Заключение.
Список литературы.
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии
Реферат по дисциплине «Педагогика»
На тему: «Технология работы с одаренными детьми»
Работу выполнили
Студентки 3 курса 3 группы
г. Ростов-на-Дону, 2013 г.
Содержание:
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность?
Что же понимается под термином « Одаренность»?
В мировой психолого – педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех характеристик:
Кроме того он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин « одаренность» на « потенциал».
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающееся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей.
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким особенностям относятся следующие: способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность
сосредотачиваться на заинтересовавших
сторонах проблемы разобраться в
них. Эта потребность редко
Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
А.М.Матюшкин в истории развития исследований одаренных и талантливых детей в нашей стране выделил 5 этапов. На первых (1909-1936) этапах эти исследования были включены в систему международных и европейских исследований, находились на уровне мировой науки, а некоторые их них характеризовались достаточной степенью оригинальности. Так, Г.И.Россолимо создал систему диагностики индивидуальных различий детей и взрослых, основанную на оценке уровня основных психических функций и познавательных возможностей человека. С помощью предложенной им методики психологических профилей были сделаны первые графические сопоставления уровней одаренности. Недостаточно проработанные основания такого подхода не позволяли ставить и решать какие-либо специальные проблемы диагностики детской одаренности, однако многие диагностические задания были использованы позднее или послужили образцами для их разработки.
М.Экземплярский (1923, 1927) отстаивал необходимость целостного подхода к пониманию одаренности, подтверждая интегральный подход теоретическими представлениями и реальной педагогической практикой диагностики одаренности. Он критиковал распространенное тогда понимание одаренности только как проявляющейся в интеллектуальной сфере и объяснял такую ограниченность отсутствием "экспериментальных методов для определения высоты развития эмоционально-волевой сферы".
В конце 20-х - начале 30-х г.г. в нашей стране выполнялось большое число теоретических исследований по проблеме одаренности. Природа детской одаренности исследовалась с помощью ряда диагностических методов (В.Меде, Г.Пиорковский, Е.В.Гурьянов, А.А.Смирнов, М.В.Соколов, П.А.Шеварев и др.). В результате постановления ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" от 4 июля 1936 г. советская психология отказалась от измерения способностей и талантов и изучения одаренности детей и взрослых.
С начала 40-х годах проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей. Советские психологи и педагоги, изучавшие природу детской одаренности, опирались в своих работах на положения теории общих и специальных способностей научной школы Б.М.Теплова. В общем плане ими убедительно раскрыта проблема природных предпосылок способностей. Работы СЛ.Рубинштейна, Д.Б. Богоявленской, А.В.Брушлинского, К.М.Гуревича, А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, Н.СЛейтеса, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова и других позволили определить реальный путь анализа задатков, способностей и склонностей, роли среды и воспитания в их формировании.
В нашей стране до самого
недавнего времени все
Одной из первых работ, представляющих зарубежный опыт воспитания детей с высокими способностями, была статья М.С. Бернштейн (1961) об обучении и воспитании одаренных детей в США, в которой был дан анализ принятого в американском обществе определения одаренного ребенка, количественных и качественных методов выявления незаурядных детей, организационных и педагогических форм учебно-воспитательной работы с ними. Более поздние исследования посвящены проблемам обучения одаренных детей в школах Англии и в общеобразовательных школах США. Однако в них отсутствует детальный анализ теоретических подходов к проблеме детской одаренности, нет исследования генезиса и развития этого понятия, недостаточно изучены труды американских авторов, основоположников целого направления в американской педагогической психологии.
Содержание образования
в школе Англии и США стало
в последние годы объектом нововведений
и реформ. Школа рассматривается
теперь как стартовое звено в
системе непрерывного образования,
важнейший этап, на котором должны
усваиваться знания, навыки и умения,
необходимые в процессе обучения.
Англо-американские педагоги единодушно
придерживаются мнения, что учебные
программы для младшего школьного
возраста должны качественно отличаться
от программ, рассчитанных на детей
со средними способностями. Эти отличия
не сводятся просто к большему объему
осваиваемого материала или более
высоким темпом учебно-познавательного
процесса. Предполагается, что одаренные
дети представляют собой совершенно
особую часть детского населения, которой
требуется
Американский ученый К. Купер выделил четыре принципа, по которым программа обучения талантливых отличается от регулярной программы:
1) знания высокоспециализированы, связаны с проблемами реального мира, представляет исключительный интерес для данного учащегося;
2) учащийся практически сам производит знания, а не потребляет их;
3) учитель должен быть
одновременно менеджером, содействуя
учащемуся в поисках
4) творчество подлинное, а не умозрительное, никак не связанное с реальным миром.
Для выявления повышенных способностей ребёнка используются различные методы и методики.
Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказывании детей, самооценке ими своих данных по различным тестам, анкетам и опросникам.
Косвенные методы представляют собой наблюдения за деятельностью детей, анализ её результатов, изучение их непосредственных занятий во время досуга, предпочтений в чтении и слушании литературной тематики, видео- и телепередач.
Среди наиболее известных в международной практике стандартных интеллектуальных тестов можно отметить следующие:
— Шкала интеллекта Стенфорд — Бине. Разработана для тестирования детей начиная с двухлетнего возраста, цель— получить единый показатель, xapaктеризующий общее интеллектуальное развитие индивида.
— Векслеровская шкала интеллекта. Включает как вербальные, так и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действия); предназначена для определения умственной отсталости.
— Шкала детских способностей Маккарти даёт обобщённую оценку (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычисли¬тельных и моторных способностей, а также памяти).
— Тесты креативности, основанные на решении задач так называемого от-крытого типа т.е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное, как правило, число решений — тесты Э.Л. Торренса, П. Роршаха и др.
Одарённые дети отличаются:
— способностью быстро схватывать смысл понятий, принципов, сосредотачиваться на интересующих их материалах, подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения;
— необычайной познавательной активностью;
— ранним интересом к проблемам мироздания и судьбе;
— ненасыщаемой потребностью в деятельности;
— выраженностью интересов и склонностей;
— увлечением определёнными видами деятельности;
— творческими достижениями в раннем возрасте.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются «своем» учителе. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы.
По мнению некоторых исследователей,
поведение учителя для
- разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы;
- создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- уважает личность ученика;
- способствовать формированию положительной самооценки ученика;
- стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- учащимся обратную связь.
Используются три варианта организации обучения одарённых детей:
- раздельное обучение
— специальные образовательные
учреждения для одаренных
- совместно-раздельное — специальные группы для одарённых в традиционном учебном заведении;
- совместное обучение — обучение одарённых в «естественной среде», вместе со своими сверстниками.
Учебные программы для детей с высоким умственным потенциалом должны соответствовать потребностям этих детей. В них должны быть предусмотрены