Технология работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 00:14, реферат

Описание

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Содержание

Введение.
История изучения.
Диагностика одаренных детей.
Особенности организации учебного процесса.
Стратегии обучения.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

педагогика.docx

— 40.37 Кб (Скачать документ)

— широкие вопросы, темы или проблемы;

— применяться междисциплинарный  подход;

— углублённое изучение тех проблем, которые выбраны  самими учениками;

— развитие умения самостоятельно работать;

— развитие продуктивного  абстрактного мышления и высших умственных процессов;

— оценка результатов работы на основе критериев, связанных с  конкретной областью интересов;

— организация мониторинговых наблюдений за психическим развитием  и здоровьем;

— большое значение имеет  создание нормальных условий для  социального созревания ребёнка (коллектив, общественная работа и т.п.).

— развитие исследовательских  умений;

— творческие работы;

— поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

— поощрение использования  разнообразных форм предъявления и  внедрения в жизнь результатов  работы.

Рекомендуемые активные формы  познавательной деятельности

для использования на занятиях с одарёнными детьми:

семинар;

конференция;

осуждение докладов и рефератов;

диспут;

викторина;

олимпиада;

встреча со специалистами, учёными, изобретателями;

брейн-ринг, КВН;

познавательные игры;

конкурсы.

  1. Стратегии обучения.

Существуют разные стратегии  обучения одаренных детей, которые  могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются  специальные учебные программы.  К основным    стратегиям    обучения    детей    с    высоким    умственным потенциалом  относят ускорение и обогащение.

Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания того, чему учат. Одна из особенностей интеллектуально одарённых  детей — их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда — быстрота в схватывании сущности, смысла, характерная для них. Как следствие, такие дети способны усваивать учебную программу с высокой скоростью.

 Считается, что ускорение  — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одарённостью к иностранным языкам.

Рассмотрим некоторые  из организационных форм ускорения, их положительные и отрицательные стороны и рекомендации, позволяющие эффективно использовать их.

Раннее поступление в  школу. Ранний приём в школу весьма желателен для одаренных девочек, так как они часто проявляют  готовность к школе раньше, чем  мальчики, а также потому, что  их не очень привлекает ускорение, которое  можно использовать впоследствии (девочки  более чувствительны к сложившимся взаимоотношениям с одноклассниками).

У ребёнка не должно быть серьёзных адаптационных проблем. Он должен показать своё желание учиться. Нельзя игнорировать здоровье ребёнка  и уровень развития координации  движений.

Ускорение в обычном классе. Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Тем не менее иногда учитель может организовать индивидуальное обучение для нескольких одарённых учеников. Это бывает лишь в тех случаях, когда эти ребята могут работать самостоятельно и увлечены предметом.

Занятия в другом классе. Одарённый ребёнок может учиться тому или иному предмету с детьми более старшего возраста.

«Перепрыгивание» через  класс. Основная проблема в работе с наиболее восприимчивыми к учению детьми — это обучение знаниям и навыкам на том уровне и с такой скоростью, которые мотивировали бы учащихся.

Одна из возможных педагогических тактик — перевод школьников через  класс. Благодаря этому ребёнок  оказывается в окружении интеллектуально  стимулирующих его соучеников.

Профильные классы. Эти  классы со специализацией учебных программ и отобранным составом учащихся. В  этих классах один или несколько  предметов проходят в более быстром  темпе, по более сложной программе. Такой вид ускорения хорошо подходит ученикам с выраженной расположенностью к какой-нибудь области знаний —  математике, химии, биологии, иностранному языку.

Радикальное ускорение. Это  особое ускорение, доказавшее свою эффективность  при обучении математически одарённых  детей. Предлагается много ускоренных курсов по выбору для школьников, начиная  с седьмого-восьмого классов. Для  учащихся, имеющих наиболее высокие способности по математике предусмотрена, в частности, возможность заниматься по университетской программе.

Частные школы. Они высокоэффективны в обучении далеко продвинутых в умственном отношении детей. В таких школах более склонны использовать ускорение для того, чтобы обучение соответствовало уровню способностей учащихся.  Есть и специальные частные школы для одарённых детей.

Раннее поступление в  высшее учебное заведение. В целом  раннее поступление оценивается  благоприятно в плане академических  успехов, но требует от преподавателей вуза дополнительных усилий для помощи  ученикам. Необходимо предусмотреть  психологическую поддержку для  предотвращения сложностей адаптации.

Исследователи, изучавшие  эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в  том, что оптимальный результат  достигается при одновременном  соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения.

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей  появилась как прогрессивная  альтернатива ускорению. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое  продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний и представляет систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами. Одарённый ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умении работать самостоятельно.

Решение задач. Когда речь идёт о решении задач, имеют в  виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:

— выявить проблему;

— проанализировать различные  варианты её решения;

— оценить достоинства  каждого варианта;

— обобщить всё найденное  и т.д.

Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, Включают разные виды игровой активности: шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.

Обогащение обучения может  быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут  входить занятия по решению проблем  с применением таких известных  техник, как мозговой штурм во всех вариантах. Занятия, ориентированные  на развитие личностных характеристик  творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию.

Мини-курсы, кружки, факультативы. Программы обогащения, ориентированные  на дополнительный материал и более  сложное содержание, направлены на расширение кругозора, увеличение объёма знаний в конкретной области, развитие мышления, самопознание. Они могут  быть корректирующими, развивающими или  интегративными. Корректирующие программы  создаются для тех одарённых  детей, которые испытывают эмоциональные  или поведенческие трудности.

Стратегия «проблематизации». Этот вид качественного изменении содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Содержание образования, смоделированное но этой стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых — найти способы решения и наконец решить.Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы».

Стратегия «вырывания» предполагает, что определённое время незаурядный  ребёнок занимается не в своём  обычном классе по традиционней пpoгpaмме, а в группе таких же детей по особо разработанной программе под руководством специально подготовленного учителя.

 

Лагерные сборы. Еще одна эффективная организационная форма  - интенсивные зимние и летние программы, которые отличаются стилем, целями, методами обучения от традиционных занятий  в школе. Это углублённое изучение избранного предмета, полное погружение в него, объединение своих интересов  с другими и работа под руководством специалистов высокого класса.

 

 

  1. Заключение.

В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Вряд ли такой  метод будет найден в будущем. Поскольку одаренность человека – это многоликий феномен. Разработано  много различных методов диагностики  одаренности детей. Какие бы методики при этом не использовали, как бы всесторонне их не анализировали, вероятность  ошибки нельзя исключить. Поэтому главным  принципом психодиагностики должен быть принцип: «Не навреди!»

Выявление одаренных детей  должно начинаться уже в начальных  классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Чем  раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем  легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому  необходимо постоянно выявлять одаренных  и способных детей, стимулировать  ее развитие.

 

  1. Список литературы.
  2. Россолимо Г.И. Психологические профили. -М., 1917.  
  3. Россолимо Г.И. План исследования детской души. 3-е издание. -М., 1922.
  4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзия или реальность. –М.: Провящение.
  5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потениала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А. М. Матюшкина. –М.: Издательство московского психолого-социального института, 2004.
  6. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003 
     

 


Информация о работе Технология работы с одаренными детьми