Российский
государственный
педагогический университет
имени А.И.Герцена
Технология
рефлексивного
обучения
Презентацию подготовила
кандидат педагогических наук,
доцент О.Б.Даутова
Санкт-Петербург - 2004
«Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент… Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе»
С.Л.Рубинштейн
Что такое
рефлексия?
- механизм продуктивного мышления;
- особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте;
- процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач.
- Рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения).
Что такое
рефлексия?
- В отечественной литературе термин «рефлексия» (от лат. reflexio – обращение назад) используется примерно с 30-40 годов прошлого столетия.
- В трактовке рефлексивных процессов сложились два подхода: 1) рефлексивный анализ сознания, ведущий к разъяснению значений объектов и их конструирование; 2) рефлексия как понимание смысла межличностного общения.
- В связи с этим выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого.
Что такое
рефлексия?
- В современной философии рефлексия понимается как принцип мышления.
- Д.Дьюи рассматривая феномен мышления, указывает на взаимосвязь критического и рефлексивного мышления. Он считает, что если человек сразу воспринимает мысль, то это пример некритического мышления, при минимуме рефлексии. Рефлексивное мышление означает приостановку суждения на время дальнейшего исследования. «Мышление начинается в положении, которое достаточно ясно может быть названо положением на распутье»- писал Д.Дьюи.
Типы рефлексии
-
«онтологическая» /способность пребывать в логике содержания знания/;
- «психологическая» или «личностная» /функционирует при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я»)/;
- «социальная» /рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности/.