Виды рефлексии:
- предметная (что я делал?)
- процессуальная (как я делал?)
- ценностная (для чего я это делал?)
Роль рефлексии
- Рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания.
- Путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта.
- Механизм самоуправления, средство саморазвития, условие и способ личностного роста.
- Источник нового знания.
- Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение.
Алгоритм «Шаги
рефлексии – путь решения учебной проблемы»
/теория О.С.Анисимова/
Как я могу решить эту проблему? Что я должен сделать?
«прогноз»
4 шаг
5 шаг
3 шаг
2 шаг
1 шаг
Я выполняю эти действия, чтобы решить возникшую ситуацию.
«деятельность»
Что мне может помочь при решении этой проблемы?
«помощь»
Почему у меня не получилось? В чем я был не успешен? Что и почему я не знаю?
критический
Что и как я делал?
исследовательский
Образовательные
траектории студента в технологии
рефлексивного обучения
- На втором уровне – студент является субъектом образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность
- На первом уровне – преподаватель управляет деятельностью студента.
Цель
технологии рефлексивного
обучения
- Активизация внутренних саморегулирующих механизмов развития личности за счет рефлексии собственной деятельности .
- Осознание студентом задачи саморазвития ведет к усилению внутренней мотивации к учению, осознанию своих ближних и дальних целей, осознанию себя как субъектом учения, так и субъектом своей жизнедеятельности.
Задачи
технологии рефлексивного
обучения
- Интериоризация предметных знаний в органическом единстве с рефлексивно-методологическими и культурологическими.
- Создание условий для разворачивания рефлексивной деятельности студентов и овладение ими рефлексивными умениями.
- Создание условий для обучения посредством собственного опыта.
Механизм реализации
- Студент самостоятельно (или с помощью преподавателя) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений, и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии
Включение обучающихся в процесс постановки совместно с преподавателем учебных задач, поиск критериев
Осознание задач деятельности
Планирование (от задачи – к результату, определение критериев деятельности) –рефлексия 2
III.
Помощь в выборе способа действий
Выбор способов движения к результату
Выбор способа действия (методов и средств) Рефлексия 3