Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:10, реферат
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.
Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.
Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.
Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (А. В. Хуторской)
Педагогическая технология это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология в учебной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
В структуру педагогической технологии входят:
- Организация учебного процесса
- Методы и формы учебной деятельности учащихся
- Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала
- Диагностика учебного процесса.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:
o Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.
o Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
o Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
o Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
o Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Анализ педагогической технологии
1. Идентификация.
2. Название технологии.
3. Концептуальная часть (описание идей, гипотез, принципов технологии)
5. Процессуальная характеристика:
6. Программно-методическое обеспечение:
7. Критерии оценки педагогической технологии:
Классификация педагогических технологий
1. Традиционные технологии (объяснительно-иллюстративное обучение)
2. Инновационные технологии
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
o Игровые технологии.
o Технология проблемного обучения
o Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
o Технология уровневой дифференциации
o Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
o Технология программированного обучения
o Информационные технологии обучения.
o Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).
o Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)
Альтернативные технологии
o Технология свободного труда (С.Френе)
o Технология проектного обучения.
o Технология мастерских.
o Дальтон-технология.
o Кейс-технология.
Природосообразные технологии
o Технология сбережения и укрепления здоровья
o Технология обучения детей с признаками одаренности
Технологии развивающего обучения
o Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)
o Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
o Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
1 Технология свободного труда С.Френе
Итак, остановимся на технологии свободного труда С.Френе.Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По основному фактору развития: биогенная + социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СДП.
По характеру содержания: воспитывающая + обучающая, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: альтернативная.
По подходу к ребенку: антропоцентрическая.
По преобладающему методу: проблемная, саморазвивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
Всестороннее воспитание.
Концептуальные положения
• Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.
• Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса.
• Общественно-полезный труд на всех этапах обучения.
• Большое внимание школьному самоуправлению.
• Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей.
• Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).
Особенности организации
В школе Френе:
- нет обучения, а есть разрешение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение;
- нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы - дома, на улице, в школе;
- нет уроков от звонка до звонка;
- нет отметок, но отмечаются
личные продвижения - через взаимооценивание
детей и педагогов;
- нет ошибок - бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать;
- нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы;
- нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;
- педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем;
- нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития;
- нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения;
- нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.
Особенности методики
Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты,
которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются
на стенках (это могут быть любые, даже
самые фантастические планы). Педагог
вмешивается только тогда, когда проекты
нарушают свободу других. В процессе выполнения
проекта каждый ученик может выступить
по отношению к другому в качестве учителя.
Класс — открытая для общения и участия
других система: дети приглашают к себе,
ходят к другим, переписываются, путешествуют.
Поощряются кооперация и сотрудничество,
но не конкуренция и соревнование.
Самоуправление. В школе создается кооператив, во главе
которого стоит выборный совет, руководящий
самообразованием учащихся. Процедура
подведения итогов опирается на ребячье
самоуправление и самоорганизацию и происходит
регулярно: у младших ежедневно, у старших
— реже, по мере надобности.
Культ информации. Важно иметь знания, но еще важнее знать,
где и как их добыть. Информация имеется
в книгах, аудио и компьютерных средствах,
предпочтение отдается личному общению
с владельцем информации. Самовыражение
ребенка также связано с информацией:
дети пишут свободные тексты-сочинения,
сами делают типографский набор, изготавливают
клише, издают книжки. Письменная речь
и навыки чтения формируются на основе
детских свободных текстов, которые каждый
ребенок пишет и публично читает. Класс
выбирает “текст дня”, фиксирует его,
и все переписывают этот текст, при этом
каждый может внести свои дополнения и
“редакторскую правку”.
Планирование. Учебники в школе заменены особыми карточками,
содержащими порцию информации, конкретные
задания или контрольные вопросы. Ученик
выбирает для себя определенный набор
карточек (индивидуальную программу обучения).
Каждый составляет с помощью учителя индивидуальный
недельный план, в котором отражены все
виды его работы.
Культ труда. В школе создается школьный кооператив,
членами которого являются все учащиеся.
В режиме дня предусмотрена работа в мастерских,
саду, скотном дворе. Кооперативом руководит
выборный совет, раз в неделю проходят
собрания. Большое внимание уделяется
гласности. Каждый заполняет четыре колонки
общего листа-газеты: “Я сделал”, “Я хотел
бы”, “Я хвалю”, “Я критикую”.
Культ здоровья. Занятия, связанные с движением, физический
труд, вегетарианский режим, методики
натуральной медицины, высшая планка гармония
отношений с природой.
Вообще, свои
рекомендации С.Френе адресовал мало комплектной
сельской школе.
2 Сущность и актуальность педагогических идей С. Френе
С.Френе воплотил самые прогрессивные педагогические идеи на практике, применив самые эффективные методы, которыми и сегодня пользуются многие педагоги. Организация рабочих уголков для свободного труда детей (мастерские), метод проектов, планирование, «свободные тексты», естественный метод обучения языку и счету – составляющие технологии дошкольного воспитания С.Френе. Однако, эти методические приемы в современной дошкольной практике используют в отрыве от целостной педагогической системы С.Френе. Главной чертой педагогических открытий педагогов-новаторов является системность, но при воспроизведении, как часто и бывает, она распадается на набор неплохих дидактических средств.
Результаты опроса педагогов дошкольных учреждений Гродненщины показывают, что многие методические приемы технологии С.Френе сегодня с успехом применяются в дошкольной практике, однако они с удивлением обнаруживают, что эти «изобретения» принадлежат авторству С.Френе.
Основными методами нашего исследования являются: метод теоретического анализа официальных государственных источников в области образования и воспитания, учебной документации, а также наиболее известных работ зарубежных и отечественных авторов, освещающих развитие системы школьного образования; компаративные методы, обеспечивающие сравнительный анализ многообразия различных направлений развития школьного образования во Франции. метод исторического и логического анализа, требующий научного, конкретно-исторического подхода к изучаемым явлениям; сравнительно-исторический метод при изучении трудов зарубежных и отечественных ученых, документальных, литературных и научных данных для определения основных факторов, повлиявших на становление и развитие педагогических взглядов С. Френе; биографический, позволяющий выявить теоретические позиции ивзгляды С. Френе; Обзор литературы по теме: Изучение и анализ исследований литературы по сравнительной педагогике и психолого-педагогических источников позволяют утверждать, что педагогическое творчество С. Френе еще не избиралось предметом специального изучения российскими педагогами. Однако описанием и толкованием отдельных сторон педагогической системы С. Френе содержатся в работах Бахичевой В., Вульфсона Б.Л., Джуринского А.Н., Загорского А.А., Кларина М.В., Краевского В.В., Мальковой З.А., Пиляй О.М., Селевко Г.К. и др. В процессе исследования чрезвычайно ценным источником оказалась информация из отечественной периодической печати, материалы научной периодики, статьи М. Белиловской, Я. Быстрицкой, В. Степиховой. Большой фактический материал был почерпнут нами из периодических изданий Российской Академии образования «Первое сентября», «Педагогика», «Альма Матер», «Иностранные языки в школе», «Вестник образования», «Обучение за рубежом», «Вопросы психологии», «Перспективы. Вопросы образования» и др.
Свою педагогическую деятельность он начал только в 1920 году, в школе местечка Бар-сюр-Луп. Впоследствии он стал основателем и лидером «Международной федерации сторонников новой школы». Великий педагог дал детям возможность свободно выражать свои мысли. Дети писали «свободные тексты», писали о чем хотели, когда хотели и где хотели. Селистен Френе купил типографский станок, и эти тексты стали печататься самими детьми. Изготовленные газеты пересылались в другие школы, откуда его единомышленники присылали в школу Френе собственные творения. Одним из принципов педагогики Френе была организация учителями своего самовыражения и самовыражения своих учеников с помощью современных технологий. Его последователи работают в тысячах школ всего мира. В том числе и в Кисловодске и Набережных Челнах существуют френетистские школы, а классы и учителя, работающие в этом подходе, есть в Таганроге, Нягани, Челябинске, Москве, Самаре и двух десятках других городов и сел России.
Он справедливо критиковал
систему нравственного