Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:10, реферат
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.
Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок.
Освобождение текстов Френе работал с детьми, которые были неграмотны, пассивны, не умели и не знали, как выразить себя. И поэтому будущий великий педагог начал с создания атмосферы в классе, чтобы развить в учениках способности к самовыражению. Например, он дал детям возможность свободно выражать письменно или устно свои мысли. Так появились первые «свободные тексты», в которых дети писали о чем хотели, когда хотели и где хотели. Это были небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своих семьях, друзьях, планах на будущее, описывали впечатления, наблюдения, сделанные во время прогулок. При этом ребенок, написавший текст, был вправе читать его или нет, показывать учителю или не показывать вовсе. Френе также предложил читать всем желающим тексты каждый день и выбирать из них лучший. И даже не просто выбирать, а дополнять и дорабатывать его сообща. Французский педагог указывал и на еще одно значение текстов. Оно заключалось в том, что «свободный текст» - это не столько учебное упражнение по родному языку, сколько важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка с окружающим миром, ведь составляя свободные тексты, а потом печатая их, ребенок ощущает себя творческой личностью, действует методом проб и ошибок и начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Потом возникла идея издавать эти тексты. Для этого использовалась самодельная типография. Долгое время типографская машина была обязательным предметом в каждой школе, работающей по методу Селестена Френе.
Учитель отбирает лучшие свободные тексты, дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий. Френе затрагивал одну из самых устойчивых традиций школы. Показательно, что на нее указывали выдающиеся русские мыслители и педагоги еще в XIX в. «Представьте себе только одно то, — писал В.Г.Белинский, — что во Франции на публичных экзаменах в пансионах награждают детей за успехи не книгами, а возлагают на их головы венки, и этих лауреатов восхищенные родители привозят в театр на показ публике» 5. На это же обращал внимание К.Д.Ушинский6: «В самолюбии педагогика нашла сильнейший рычаг и работает им беспощадно. Для этой цели наставники изобрели множество гениальных средств: жалуют своих воспитанников орденами, производят их в чины и печатают их имена в газетах» . Глава II Педагогическая концепция Френе 2.1 Стиль воспитания и обучения «Мы бы хотели до нуля сократить плановые кабинетные уроки (магические разъяснения в бесчисленных вариантах, за которыми следуют упражнения, «вдалбливание» и контроль). Приемы и вспомогательные средства, разработанные нами на практике вместе с тысячами учителей, являются залогом обогащения и роста учащихся.» (С.Френе) Те, кто впервые посещает школу Френе, часто поражаются той легкости, с которой учащиеся ведут собрания, принимают решения, вместе решают проблемы и при этом весьма целенаправленно занимаются работой. Обращает на себя внимание и их умение своими проблемами к «представителям власти» и не удовлетворяются отговорками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С. Френе один из выдающихся педагогов-реформаторов ХХ века, сторонник Свободного воспитания, создатель авторской, альтернативной технологии воспитания дошкольников. Педагогика С. Френе многогранна в своих направлениях воспитания детей и заслужила множество названий, характеризующих её с той или иной стороны педагогического потенциала: педагогика сотрудничества, педагогика свободного труда, педагогика социального здоровья. Сегодня актуальность всех этих направлений в образовании только возрастает, а вместе с ними и интерес к педагогике С. Френе и положительный опыт еереализации за рубежом, который следует использовать в решении проблемы модернизации отечественного образования.
Работать по системе Френе означает изменение своей роли: от всеопределяющей через стимулирующую - к роли куратора и наблюдателя, и далее - к роли активного направляющего члена группы. Учитель прекращает быть тем, кто решает, наказывает и имеет на все готовые ответы. Так же, как и ученики он начинает искать ответы на возникающие вопросы, чтобы быть в состоянии дать по ним разъяснения. Результатом этого может стать урок на тему, которая заинтересовала учащихся. Такие средства применения власти, как отметки и наказания утрачивают свою необходимость. Естественно, педагог школы Френе продолжает исправлять, проверять и дополнять работу учащихся и установленные договоренности. Множество приемов, используемых в группах меняющегося состава создает возможность возникновения многочисленных отношенческих и учебных ситуаций, далеко не все из которых протекают при участии учителя. Учитель перестает быть центральной фигурой, сохраняя, однако, ответственность за общий педагогический процесс. Речь здесь идет об индивидуализированном обучении и оптимальной привлеченности каждого учащегося. Учитель продолжает следить за мотивацией и стимулирует заинтересованность. Так же, как и вся группа, он с уважением относится к сделанной работе и проведенному исследованию. Успех вызывает удовлетворение и взаимное удовольствие. Основные положения и задачи школы Френе Свобода самовыражения ребёнка: ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. И детство – это не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями, определённым жизненным опытом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 2006. –800с.
2. Лобок, А.М. Ответ г-ну Ле Боеку / А.М. Лобок // Школьные технологии. –2007. – №3. – с.45
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.2/ Г.К. Селевко.- М.НИИ школьных технологий, 2006.- 815с.
4. Сергейко С.А. Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX – первой половины XX века/ Учебное пособие по курсу «История педагогики для студентов всех специальностей/ С.А. Сергейко. – Гродно, 2001. – 306с.
5. Френе С. Новая французская школа / С. Френе // Избр. пед. соч.: Пер. с фр. – М., 2007. – с. 31-139.
6. Френе С.Обращение к родителям / С. Френе // Избр. пед. соч.: Пер. с фр. – М., 2006. – с. 139-180.
7. Френе С. Педагогические инаварианты / С. Френе // Избр. пед. соч.: Пер. с фр. – М., 2007. – с. 245-286.
8. Френе С. Формирование личности ребенка и подростка / С. Френе Избр. пед. соч.: Пер. с фр. – М., 2006. – с. 139-180.